13 мин.

О прошлом, настоящем и будущем

Обыграть ЦСКА или выйти в плей-офф? Для значительной части болельщиков «Спартака» ответ всегда был однозначным: за победы в дерби можно простить любимому клубу почти все. Другое дело, что в последние годы необходимости делать столь тяжелый выбор у красно-белых не было. Все три каха­эловских сезона «гладиаторы»

без особых проблем добивались права участвовать в Кубке Гагарина, обыграв армейцев в 8 матчах из 11. В нынешнем же сезоне эти две задачи сошлись в одну. Нерешенную.

Главный матч

Теоретические шансы попасть в плей-офф у «Спартака» есть и сейчас, но реальная возможность навязать ЦСКА борьбу за восьмое место в Западной конференции была упущена красно-белыми в очной встрече с армейцами в последний день января. В кои-то веки столица смогла собрать, пусть и не на самой вместительной арене, полные трибуны (пустовал лишь так называемый сектор безопасности). Но шайбы Никиты Гусева и Дениса Паршина в первом периоде убили всю интригу. Стало ясно, что «Спартаку» уже точно не победить в основное время. И дело даже не в весьма унылой игре: накануне дерби исполнилось ровно два месяца с тех пор, как крас­но-бе­лые в последний раз в течение одного матча забили больше двух шайб не в пустые ворота. Вот и в этот раз они ограничились «голом престижа» в исполнении Романа Людучина – 1:4, и разрыв между командами стал равен 16 очкам вместо потенциальных 7. Всего же по итогам четырех дерби сезона «Спартак», одержавший лишь одну победу (да и ту по буллитам), набрал 2 очка, ЦСКА – 10.

– Пока есть хоть ка­кие-то шансы, будем биться, – пытался сохранять оптимизм нападающий Олег Губин. А потом, вздохнув, все-таки признал:

– Но, к сожалению, решающий матч, скорее всего, был с ЦСКА.

– Очень хотели выиграть, – считает вратарь Сергей Борисов. – Понимали, что это дерби, понимали, что предыдущее проиграли. Наверное, желание захлестывало. Допустили детские, необъяснимые ошибки.

Руководство в действии

То, что решить поставленную на сезон задачу (традиционную – плей-офф), уже едва ли удастся, признают, пусть и нехотя, и в самом клубе. Вот только спросить за это, по большому счету, не с кого. В начале декабря, после ужасного поражения от СКА со счетом 2:10, команду возглавил новый главный тренер – Анд­рей Сидоренко, а в клубе по­явился новый генеральный директор – Игорь Хохлачев. К обоим у болельщиков и специалистов отношение пока скорее настороженное. В том же руководящем звене перестановки для «Спартака» в последнее время не редкость: за два года клуб покинули генеральный директор Петр Чувилин, потом его заместитель Николай Тищенко, через некоторое время генеральный менеджер Андрей Яковенко, а следом ви­це-пре­зи­дент Павел Ни-Ли. Вот только к хоть сколько-нибудь заметному улучшению результатов команды или работы клубной системы все эти перемены не привели. Новый же гендиректор – человек, больше известный как отец игрока молодежной сборной России Александра Хохлачева, два года назад перебравшегося из «Спартака» в выступающий в OHL «Виндзор».

– Я воспитанник «Крыльев Советов», – восполняет недостаток информации о себе Игорь Хохлачев. – После школы пару лет играл за Воронеж в высшей лиге, но потом обстоятельства сложились так, что пришлось закончить. После этого много лет занимался бизнесом, но всегда был рядом со «Спартаком», со здешней школой, потому что в ней занимался сын.

– Болельщики опасаются, что клубом опять руководит человек без должного опыта.

– Это нормально, но вообще говорить можно много, а покажет все только жизнь. Она нас рассудит. Ведь о человеке надо судить по результатам его работы.

Пока результаты работы Хох­ла­че­ва-старшего, совмещающего гендиректорские функции с генменеджерскими, – это изменения в составе. В декабре «по обоюдному согласию» были расторгнуты контракты с не оправдавшими надежд словацкими нападающими Йозефом Штумпелом и Марцелом Хоссой, а также с защитником Яковым Селезневым. С помощью разменной монеты в виде права выбора в пятом раунде драфта вместо отправленного в «Амур» Олега Пигановича из «Сибири» был возвращен Валерий Покровский. Еще состоялись обмен молодыми защитниками с ОХК «Динамо», привлечение двух игроков из ВХЛ и отчисление взятого лишь шестью неделями раньше лучшего на тот момент бомбардира «вышки» – Александра Швецова. Ну и, конечно, главный трансфер, о котором чуть ниже.

– Все наши действия доказывают, что мы до последнего рассчитывали попасть в плей-офф, – объясняет трансферную активность «Спартака» Игорь Хохлачев. – Об этом говорит хотя бы тот факт, что мы не устроили распродажу игроков, оставив всех, с кем, по нашему мнению, можно добиваться поставленных целей. Единственный человек, который покинул команду не по нашему желанию, а по своему, – Иван Касутин. Расставшись с игроками, с которыми, по мнению руководителей клуба и тренеров, нам не по пути, мы, с другой стороны, по максимуму сохранили коллектив, чтобы тренеры могли поработать с ребятами, присмотреться к ним, узнать их возможности. А уже на основании этого мы будем принимать решения по селекции в межсезонье.

– Всеми новичками довольны? – В общем, да, но идеального, конечно, ничего не бывает. С кем-то надо работать – и много! – дополнительно, кто-то еще не дотягивает до уровня КХЛ. Взяли-то по большому счету только молодых.

– Да, не все соответствуют уровню лиги, – соглашается Анд­рей Сидоренко. – Но сами знаете, что в «Спартаке» происходило. У нас была короткая скамейка, а на рынке не было кого реально брать. Поэтому просто взяли ребят, что называется, для поддержания штанов и на перспективу. Вот и все. Там ведь посыпались травмы, и сейчас, как видите, я заканчиваю сезон вообще молодыми хоккеистами из второй коман­ды.

Тринадцать месяцев

К тренеру Сидоренко у публики другие претензии. Во-первых, на высшем уровне он особых успехов не добивался (если не считать золотых медалей чемпионата Польши с «Унией» из Освенцима). Во-вторых, ставит команде игру от обороны – недостаточно «спартаковскую».

– Спартаковский стиль? – переспрашивает Сидоренко. – Привезите шадриных, шалимовых – будет спартаковский стиль. Сейчас же мы исходим из того набора игроков, который есть. Мы работаем на результат, как и все коман­ды. Так и надо делать. Можно, конечно, играть: 20 – туда, 18 – сюда, но и для этого нужны исполнители, чтобы забивать.

Будут ли у «Спартака» лучшие исполнители – вопрос. Впрочем, не меньший вопрос – сможет ли Сидоренко поставить игру другому составу. Его послужной список звездными коллективами не блещет: «Кузня», Новополоцк, Освенцим, «Амур», Минск, Дмитров, Пенза. С другой стороны – «Спартак» при Сидоренко хотя бы не пропускает по 7–10 шайб за матч.

– Да, в обороне стали действовать построже, – соглашается легендарный спартаковец, двукратный олимпийский чемпион Борис Майоров, – но в атаке ничего интересного нет. «Спартак» даже в самые тяжелые времена славился тем, что мог изобрести что-то впереди, провести красивую комбинацию. А сейчас синюю линию пересек – и бабах по воротам. На состав пенять нечего: во-первых, тренер в любом случае должен ставить внятную игру, а во-вторых, этих ребят все-таки пригласили в команду, значит, определенный уровень мастерства у них есть.

Впрочем, споры о «подходящести» Андрея Сидоренко «Спартаку» на время можно отложить. Игорь Хохлачев уже объявил, что нынешний тренерский штаб продолжит работу с командой и в следующем сезоне.

– Мы полностью довольны их работой, – поясняет гендиректор. – С нашей точки зрения, поменялись атмосфера в коллективе, отношение к делу, настрой. В общем, все, что связано с профессиональной деятельностью отдельного хоккеиста и команды в целом. Да и назначали мы тренерский штаб не с бух­ты-ба­рах­ты. Это было обдуманное решение. Мы подыскивали людей, обсуждали кандидатуры. Подбирали по профессиональным и человеческим качествам так, чтобы им было, в первую очередь, комфортно работать друг с другом. Я искренне надеюсь, что мы не ошиблись. И на сегодняшний день жизнь подтверждает, что это было правильное решение.

Сидоренко клубному руководству за доверие благодарен, но обольщаться не спешит – свежа еще в памяти челябинская история 2010 года. Стоит, пожалуй, напомнить хронологию тех событий. 8 сентября генеральный директор «Трактора» Владимир Кречин заявил: «Мы пригласили Сидоренко не на один  месяц». 7 октября председатель попечительского совета клуба Борис Видгоф подтвердил: «Главному тренеру и игрокам надо дать шанс проявить себя в предстоящих домашних матчах». На следующий день Андрея Сидоренко на тренерском мостике сменил Валерий Белоусов.

– Вы знаете, в «Тракторе» такие интриги… Знал бы, какая там ситуация, не пошел бы, честно, – уверяет Сидоренко. – Тем более с нуля начинать. Развалено же было все.

– В «Спартаке» ситуация тоже далеко не радужная. – Да, это опять так. Все дается большим трудом. Работы очень много. Не хотелось бы обвинять предыдущее руководство, но коман­да была просто за-пу-ще-на. Вот и все. Бывает, приходишь в команду и видишь: нужно подправить это, подтянуть то. Тут же нужно было заниматься всем: и «физикой», и психологическим состоянием, и постановкой игры. Вопросов масса. До прихода в «Спартак» я даже не представлял, насколько все серьезно.

– Но вам после года без работы выбирать не приходилось? – Почему же. Были предложения. От одного я отказался: там опять предлагалось начинать все примерно так же, как в «Тракторе». Не стал я связываться, решил подождать. Из высшей лиги тоже звали – я отказывался.

– Не насторожило, что вы тут стали пятым главным тренером за тринадцать месяцев? – Ха-ха-ха, ну да. А что поделаешь? Везде непросто. Надо работать и не думать об этом.

На флажке

День окончания переходов – дедлайн – в КХЛ в отличие от НХЛ не отличается большим количеством трансферных новостей. До плей-офф еще далеко, а значит, потерявших шансы на выход в кубковую стадию команд меньше, основная «валюта» обменов – драфт-пики – у нас имеют минимальную ценность, да и, что уж скрывать, умеющих проворачивать интересные сделки менеджеров маловато. Но кое-что в континентальной лиге приближается к североамериканским стандартам. Например, у нас уже есть любопытные переходы, официальная информация о которых появляется после закрытия трансферного «окна». И второй год подряд главными действующими лицами таких переходов являются голкиперы. В прошлом сезоне подсуетился ЦСКА, «на флажке» забравший из магнитогорского «Металлурга» Илью Проскурякова. На этот раз в последний момент один из немногих «лакомых кусков» «Спартака» – Иван Касутин – достался «Ак Барсу».

«Казань интересовалась Иваном. Но наша позиция однозначна: команда борется за плей-офф и никого не отдаст». – «Переход в “Ак Барс” – это слухи. Я никуда не собираюсь, и меня никто никуда не отпускает». Эти слова за три дня до дедлайна произнесли соответственно генеральный директор «Спартака» Игорь Хохлачев и сам Касутин. Впрочем, по приведенной чуть выше истории Сидоренко, вы уже поняли, что относиться к подобным изречениям стоит весьма скептически.

По официальной версии, в последний момент отпустить его в Казань попросил сам голкипер. Его выбор неудивителен: «Ак Барс», в отличие от «Спартака», без плей-офф точно не останется. Да, в конкурентах там Петри Веханен, зато тренер – хорошо знакомый Владимир Крикунов, с которым они вместе уже трижды наводили шороху в Кубке Гагарина в составе «Нефтехимика». Сразу же после перехода Касутин, в мае 2011-го подписавший со «Спартаком» двухлетний контракт, поспешил объяснить, что в казанский клуб его отдали только на плей-офф (тут уместно будет напомнить: аренда игроков в КХЛ запрещена). Вот только думать, что следующий сезон он начнет в красно-белой форме, рановато.

– Конкретно по этому человеку мы будем смотреть, как дальше станут развиваться события, – туманно выразился о перспективах Касутина Игорь Хохлачев.

– Я на Ивана рассчитывал, – признается Андрей Сидоренко. – Потому что он сам изъявил желание идти с нами до конца. А потом за три часа поставил в известность о переходе. Конечно, неприятно было это слышать.

– Осадок остался? Готовы теперь принять Касутина обратно? – Давайте закончим этот сезон, а там будет видно.

Капитанская текучка

«Скажу больше – почти все», – ответил Игорь Хохлачев на вопрос о том, многие ли бывшие спартаковцы хотят вернуться в клуб. Но вот от озвучивания конкретных фамилий директор старательно уходит: «В первую очередь мы хотим узнать, есть ли у игрока желание выступать за “Спартак”», «Все переговоры будем вести по окончании сезона», «Придет время, и вы все узнаете»…

– А денег-то у «Спартака» хватит? – спрашиваю, вспомнив слухи о возможном уменьшении бюджета клуба. – С моей точки зрения, бюджет клуба вполне достаточен для со­здания боеспособного коллектива. В том числе и для привлечения ведущих хоккеистов.

И все-таки фамилию одного потенциального «возвращенца» узнать удалось.

– Ваш сын Александр Хохлачев может вернуться в «Спартак»? – Есть такие планы. Все зависит от задрафтававшего его «Бостона». Весной будут идти переговоры на тему контракта с «Брюинз» с возможностью уехать сюда на какое-то время. Это вполне возможно, мы над этим работаем.

За другой конкретикой приходится идти в раздевалку. Нападающий Штефан Ружичка, весь сезон не слишком привечающий журналистов, отделывается общими словами. А вот Роман Людучин более информирован.

– Я говорил на эту тему с Саней Рыбаковым, – сообщает форвард. – Еще слышал, что Эдик Левандовский и Дмитрий Уппер хотят вернуться. Никита Щитов тоже, Кирилл Князев… Многие, в общем. Но опять же, желание – это одно, а контрактные вопросы – совсем другое. Важно, как ребята договорятся с руководством, будет ли их устраивать тренер, предлагаемое игровое время. Но идея хорошая.

Вообще, возвращать «Спартаку» есть кого. Из команды в последние годы уходили не просто хорошие игроки, но и настоящие лидеры. Достаточно перечислить одних только капитанов: Максим Рыбин, Дмитрий Уппер, Андрей Сидякин, Александр Бутурлин, Кирилл Князев, Бранко Радивоевич, Олег Пиганович.

– А что поделать? – переспрашивает Роман Людучин. – Я тоже заметил такую закономерность: кому бы ни давали букву «К» или «А» на форму – тот покидал коман­ду. Может, и в этом году «метка» будет действовать.

– Если вам предложат капитанство, откажетесь? – Так меня уже назначали капитаном в этом году, когда мы с «Дизелем» играли. Хотя это и неофициальный матч.

На всякий случай запомним, что в последних матчах капитанами «Спартака» были Денис Макаров и Алексей Заварухин.

Раздевалка

После «рокового» поражения от ЦСКА, «Спартак» одержал подряд две победы над командами с разных полюсов турнирной таблицы. И даже прервал «проклятие двух шайб»: один из лидеров Западной конференции, минское «Динамо», пропустило в «Сокольниках» пять раз. Впрочем, переоценивать победу над командой, давно забронировавшей путевку в плей-офф, не приходится. Тем более через день минчане уступили «Витязю», подтвердив, что находятся далеко не в лучшей форме. Спад «зубров» настолько очевиден, что привел к появлению на клубном сайте белорусов новости с заголовком «Меры дисциплинарного воздействия». Председателя наблюдательного совета «Динамо» Юрия Бородича так расстроили поражения в Москве и Чехове, что он вызвал на ковер спортивного директора и главного тренера, оценил их объяснения как неудовлетворительные и велел срочно принять меры.

Так же вряд ли большим успехом можно считать и победу над «Левом». Попрадский клуб, перед дедлайном раздавший с десяток игроков основного состава, не без труда, с привлечением целой группы молодежи, набрал игроков на три пятерки.

После победных матчей у раздевалок никакого ажиотажа. Было бы совсем пустынно, если бы не приехавшие сначала из Белоруссии, а потом из Словакии журналисты. Вот только «Спартак» их почти не интересует, так что когда звучит предложение зай­ти в хозяйскую раздевалку, возникает замешательство: немногочисленные собравшиеся не имеют вопросов к крас­но-бе­лым. Захожу первым и застаю весьма радужную обстановку – настроение собравшимся поднимают не только собственные победы, но и два кряду поражения ЦСКА. Отрыв по потерянным очкам сократился до семи. Проскакивает мысль, что тем обиднее («совсем чуть-чуть не достали») будет для «Спартака» концовка сезона, но делиться ей с игроками вокруг не спешу – большинство из них с серьезными лицами говорит, что все еще возможно.

– Оставшиеся матчи надо не доиграть, а выиграть, – чеканит Сергей Борисов. – Всякое в жизни бывает: вдруг мы все встречи выиграем, а ЦСКА проиграет? Пока есть маленький шанс, надо за него цепляться. Никто не собирается тут говорить, что мы готовимся к отпуску. Все стараются до конца, а там посмотрим.

– Мы постараемся набрать в оставшихся играх максимальное количество очков, – обещает Штефан Ружичка, всего на один гол отстающий от клубного рекорда по количеству шайб за сезон. – Если в шести матчах возьмем 18 очков, то еще посмотрим, что получится. Чудеса бывают.

– Теоретически шансы еще есть… – задумчиво поднимает взгляд к потолку Олег Губин.

– В каждом матче надо настраиваться на победу. Ребята ведь еще и на свое имя работают, на статистику. Да и самолюбие у всех есть, – рассказывает о мотивации игроков Андрей Сидоренко.

Наиболее же конкретен опять Роман Людучин.

– Да, по всем подсчетам нам очень сложно попасть в плей-офф, – признает он. – Но тем больше чести будет не опускать рук, продолжать бороться. Надеюсь, эти победы стали праздником для болельщиков. Опять же, нужно играть и за свою фамилию. Чтобы доказать, что ты достоин остаться в команде на следующий год. Или чтобы иметь возможность пойти в другой клуб, быть востребованным, если здесь что-то не сложится.

– Вы по ходу сезона переместились в первое звено. Этот прогресс хоть как-то компенсирует неудачный общекомандный результат? – Никакого прогресса у меня в этом сезоне нет. И вообще, последние два года я только деградирую. Так что про себя ничего положительного сказать не могу. Надо много работать как на тренировках, так и вне их.

Резковатые слова для второго снайпера команды. Но то, что надо для команды, впервые за пять прошедших с возрождения лет не попадающей в плей-офф и рискующей занять самое низкое место в истории выступлений в элитном дивизионе.