7 мин.

17 лет назад Ковальчук приехал в «Ак Барс» (там было много звезд НХЛ): ничего не выиграл, поругался с тренером и влюбился в эчпочмаки

Все это – за 3 млн за сезон.

Илья Ковальчук – живая легенда, которая все еще любит хоккей и рвется за Кубком Гагарина с «Авангардом». Амбициозные клубы из НХЛ уже не его уровень, но в КХЛ Ковальчук в порядке – хорошо отыграл регулярку и зарядил пару важных шайб в серии с «Автомобилистом». А теперь играет против «Ак Барса», в который приезжал во время локаута-2004 – там тогда собралась легендарная дримтим из энхаэловцев.

В сезоне-2004/5 «Ак Барс» собрал команду круче «Мстителей» – кроме Ковальчука, приехали Ковалев, Лекавалье и Хабибулин

Чтобы это чудо произошло, потребовалось два события – юбилей Казани (город отмечал тысячелетие) и локаут в НХЛ. Споры из-за коллективного соглашения сожрали целый сезон, и чтобы заработать, звезды НХЛ помчались в Европу. Клубы Суперлиги не спали и прилично усилились. Больше всех постарался «Ак Барс», который, по ощущениям, подписал вообще всех.

Разумеется, не все доиграли сезон до конца – первыми уехали центр чемпионской «Тампы» Ричардс (травма) и Антропов, который не устроил тренерский штаб. К остальным иностранцам тоже были вопросы – одноклубник Ковальчука Дэни Хитли приехал покататься на расслабоне и пересидеть условный срок, а Михаэля Нюландера по ходу сезона забрали из СКА (да, тогда так можно было), но в плей-офф швед так и не сыграл.

Точные зарплаты этой ослепительной банды найти невозможно, но «Коммерсант» писал о трех миллионах долларов для Ковальчука – эта сумма была в три раза выше его контракта новичка в «Атланте».

Остальные звезды были на приличных контрактах в НХЛ в сезоне-2003/04. У Хабибулина и Каспарайтиса – по 4 млн долларов, у Ковалева – больше 6 млн, у Морозова в «Питтсбурге» – 1,5 млн.

К слову, Морозов в итоге остался в Казани после локаута – именно тогда появились первые проблески легендарной тройки с Зиновьевым и Зариповым, а спустя много лет Алексей станет одним из символов клуба и президентом КХЛ.

Ковальчук приехал в статусе звезды – набирал много очков, играл в звене с Ковалевым и сорвался на Билялетдинова

Если совсем коротко – суперзвезда. В 16 Ковальчук играл с мужиками, в 18 – ярко ворвался в НХЛ и сыграл за сборную на Олимпиаде в Солт-Лэйк-Сити. А за год до поездки в Казань настрелял в «Трэшерс» 41 гол и набрал 87 очков.

«Ему понравились и сам город, и наше хоккейное хозяйство. Контракт был подписан в тот же день, после чего хоккеист улетел. Возможно, не столько сумма контракта, кстати вполне разумная, сколько именно условия для работы и жизни, которые увидел Ковальчук, сыграли в пользу предложения «Ак Барса»», – так рассказывал о подписании игрока исполнительный директор клуба Борис Силин.

Интересно, что одна из главных русских звезд могла оказаться в ЦСКА – в начале августа агент Ковальчука называл Москву приоритетом, но к концу лета все кардинально поменялось. При этом, когда Илье напоминали, что он воспитанник «Спартака», он реагировал довольно резко.

«А что прикажете делать, если достойного предложения от родного «Спартака» я так и не дождался? Считаю так: кто захочет меня понять – обязательно поймет. Если же кому-то легче повесить на меня ярлык предателя, с этим ничего поделать не могу», – говорил Ковальчук в интервью «СЭ».  

В Казани Илья оправдал свой статус – стал вторым бомбардиром по итогам регулярного чемпионата, уступив только Морозову. Из-за нестабильного состава (за сезон сыграли 43 игрока) тренеры постоянно тасовали тройки, но нашел стабильное сочетание – Ковальчук выходил с Вадимом Епанчинцевым и Алексеем Ковалевым.

Это сочетание нашел Зинэтула Билялетдинов, которого «Ак Барс» выдернул из сборной сразу после Кубка Мира-2004 – самый статусный на тот момент тренер Владимир Вуйтек (два золота с «Локомотивом» в начале нулевых) не дал нужного результата, поэтому к охапке звезд экстренно добавили бывшего тренера «Динамо», который очень ценил дисциплину. С Ковальчуком Билялетдинов успел поработать лишь несколько матчей – как раз на Кубке Мира. За 6 матчей Илья забросил 3 шайбы, сломал одну клюшку и ни разу не поспорил с тренером.

Все изменилось после серии плей-офф с «Локомотивом» – Казань, упакованная звездами, слетела 1-3. Ковальчук не забивал буллиты и вообще выглядел бледно, а после поражения выступил с разгромной речью в адрес главного тренера.

«Сразу скажу: если Зинэтула Хайдярович Билялетдинов будет работать со сборной России, я приехать на чемпионат мира не смогу. Не вижу смысла играть в команде у человека, который мне не доверяет. На протяжении всего сезона в «Ак Барсе» он урезал мое игровое время, не давал мне полностью реализоваться на площадке.

Так какой смысл ехать с ним в Австрию? Чтобы учиться? Нет, спасибо, я уже намучился в клубе. При этом хотел бы подчеркнуть, что по-прежнему испытываю большое желание защищать цвета национальной команды. Но только при том тренере, при котором смогу принести ей пользу. По моему мнению, «Ак Барс» уступил Ярославлю именно из-за тренера.

Но это мое личное мнение. Оно окрепло после того, как после четвертого матча серии с «Локомотивом» Билялетдинов даже не зашел в раздевалку. Я говорю только за себя. Что касается команды, то у всех было большое желание побеждать. Но с таким тренером у нас это не получилось. Проблемы с Билялетдиновым возникли не в плей-офф – они возникали на протяжении всего сезона».

Билялетдинов на этот выпад никак не отреагировал, а спустя неделю Ковальчук дал еще одно интервью «СЭ»: «Ни от одного слова, сказанного неделю назад, не отказываюсь. Другое дело что, спокойно проанализировав ситуацию, увидел и некоторую логику в действиях тренера.

В «Ак Барсе» было много игроков звездного уровня, которые в НХЛ привыкли проводить на льду по 20 минут. И тренер по вполне объективным причинам не мог удовлетворить все заявки.

13-15 минут за матч – для меня это критически низкая нагрузка. Поверьте, выходя на площадку столь редко, крайне трудно почувствовать игру, набрать необходимые кондиции. Из-за этого лично я большого удовольствия от игры не получал. Да и реализовать все свои возможности так и не смог».

До чемпионата мира Ковальчук все же доехал – взял бронзу в Австрии и набрал 3+3. Но не у Билялетдинова, а у Крикунова, который в том сезоне привел «Динамо» с Дацюком и Овечкиным к золоту Суперлиги.

В Казани Ковальчук жил как звезда – летал на частном самолете, тусовался в пятизвездочном отеле и отъелся на эчпочмаках.

Последний пункт – вовсе не шутка. О своей люби к треугольникам из теста Илья рассказывал в интервью Николаю Хабибулину, который тоже провел слабый отрезок именно в Татарстане.

«Казань – отличный город. До сих пор, когда я в России бываю, там супер. Народ добрый, любит хоккей. Там ребята серьезные. Если руку жмешь – контракт можно не подписывать. На каждый обед там свежие треугольнички из противня доставали. Запах такой, что они потом переваривались часов восемь. Только к третьему периоду в себя приходишь. Мне Голышев – он играет за «Автомобилист» – фотографию показывал, мы с ним, он шпендель такой, а я еще поплотнее, тогда весил, наверное, килограммов 110. На треугольничках разъелся в Казани».

Набирал Ковальчук не только на эчпочмаках. Наверное, Казань-2004 – самый нережимный период в его карьере. Сейчас ветеран выкладывает в инстаграм фото с тренировок и пашет в качалке «Авангарда» больше молодых партнеров, а 17 лет назад он жил в лучшей гостинице Казани (самый дешевый номер – 7 тысяч рублей в ценах 2004 года) и весело проводил время.

Дичи, вроде той, когда Лекавалье использовал купюры вместо туалетной бумаги, не было – просто Ковальчук тусовался как молодая звезда. С другими игроками «Ак Барса» он зависал в баре «Джокер», летал на матчи на личном самолете, а после Кубка «Карьялы» чуть не опоздал на рейс Москва-Казань, потому что набрал больше 60 кг багажа для себя и своей подруги. Пришлось искать кассу для оплаты сверхнормативных чемоданов и бегать по терминалу Шереметьево-2.

Для Ковальчука сезон в России был интересным приключением – через год он получил большой контракт в «Атланте», в 2014-м вместе с Билялетдиновым проиграл на Олимпиаде, в 2015-м в составе СКА вынес его «Ак Барс» в финале Кубка Гагарина, а сейчас сделает все, чтобы снова не пустить Казань в большой финал.

В плей-офф КХЛ совсем нет жизни. И лига ничего не делает, чтобы ее вернуть

Якуб Штепанек – чешский вратарь, который с теплом вспоминает Россию: рассказал о русском мате, скромности Ягра и выходке в Риге

«Жена спустилась с гор, а я уже в «Вашингтоне». Ковальчук отжег в интервью Хабибулину

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко, Сергей Пятаков