10 мин.

5 причин не обменивать Оливера Экман-Ларссона из «Аризоны»

OEL

Нет, вам не показалось. Несколько дней назад, Antonch, главный редактор вашего любимого блога «Cactus Hockey», представил на суд читателей статью под названием «5 причин обменять Оливера Экман-Ларссона из «Аризоны», где изложил свое, совпадающее с большинством мнение о ситуации вокруг пока еще игрока «Аризоны» и, пока еще, её капитана. В конце своего творения,  к своей чести, несмотря на высокий чин и руководящую должность, автор признал, что внутри редакции мнения на этот предмет диаметрально противоположные. Сегодня вашему вниманию предлагается альтернативный взгляд на данный вопрос.

В своей статье  наш Big Boss решил сразу зайти с козырей, сравнив ОЭЛʼа-капитана с Доуном, но это чистая спекуляция, ведь Шейна Доуна сможет заменить только Шейн Доун и никто другой. Любой  хоккеист, кем бы он ни был, после Шейна в роли капитана смотрелся бы бледно, ведь харизма — это дар свыше, и не каждому дано ею обладать. 

Еще одним финтом главреда стала попытка выразить стоимость набранных очков через деньги, дескать очко Экман-Ларссона обходится «Аризоне» в 750 000, но по такой логике подсчета очко Алекса Пьетраджело обходится «Вегасу» в 880 000… Есть ли в составе «Аризоны» (по мнению автора — нет)  более авторитетные, чем швед,  игроки — вопрос отдельного исследования, а пока найдем 5 причин не избавляться в спешке от данного актива.

1. Отсутствие системы в игре «Аризоны»

Опять же — отсылаем вас на нашу недавнюю статью о главном тренере и его «системе». «Аризона» Рика Токкета на протяжении сезона предстает перед публикой в трех разных ролях: в первой трети сезона — атакующая и задорная, со множеством шайб и побед; во второй трети сезона — зажатая и неуверенная в себе, в атаке проблемы, с победами напряги; и, наконец, в последней части сезона — это жалкое зрелище, где гол за счастье, а победа за праздник. В роли «системы» перманентно выступало ее фактическое отсутствие.

Словно цирковой пони, которого в цирке научили одному трюку, так и Рик Токкет подсмотрел пару приемчиков у Майка Салливана в «Питтсбурге» и попробовал применить их  на новом месте. Но «Аризона» не может играть как «Питтсбург», ведь здесь нет Кросби/Малкина, а ОЭЛ не может играть как Летанг, ведь у него иной хват, другие ухватки и сильные стороны. Хороший тренер всегда подгонит свою систему под игроков, имеющихся в наличии, и лишь плохой коуч будет до последнего пытаться воссоздать то, что он где-то видел, но на что у него нет ресурсов. И все менее удивительно, что Рик Токкет все больше смахивает на чудака на букву «М», а его хоккею все больше подходит слово «суета», только начинаться оно должно на литеру «икс».

2. Отсутствие поддержки

Оливер Экман-Ларссон не стал капитаном волею случая. Он таже не назначал сам себя на эту должность. Нашивка «С» появилась на его свитере исключительно по решению человека по имени Рик Токкет, который весь сезон 17-18 присматривался к игрокам, а потом, после этих смотрин, летом 18-го года, ОЭЛ заключил новый контракт и осенью, перед стартом сезона, был назван Капитаном. Куда смотрел Токкет, какие выводы сделал, какие мотивы нашел — известно лишь ему одному. Не прошло и двух лет, как Токкет сделал шведа козлом отпущения, став списывать  на него все свои тренерские неудачи, иногда устраивая откровенную травлю. 

В ненависти к ОЭЛʼу солидарен Токкету и его ближайший помощник Фил Хаусли, который отвечает за работу с защитниками,  а также игру в большинстве, урезая ОЭЛʼу игровое время как в равных составах, так и в большинстве. Застряла в эгоизме и себялюбии и группа подрастающих Койотов, которая думает лишь о собственной статистике и не проявляет должного уважения к старшим ни на льду, ни вне его. Мыслимо ли, чтоб партнеры игнорировали одного из самых результативных защитников по игре в большинстве, играя на него, лишь когда  у них нет вариантов для продолжения. Хотя должно быть наоборот: отдай шайбу Оливеру, а он решит, действовать самому, или подключить еще кого-то.   Как можно видеть следующим Капитаном того же Чикрана, если он не научился уважать старших? Гораздо проще сказать, что ОЭЛ — плохой капитан. Гораздо труднее признать, что вокруг него уставшие от жизни курортники и пузатая мелочь, в графе достижения которых — лишь справка о драфте под каким-то там номером.

С лета 2018-го в игре ОЭЛа ничего принципиально не поменялось, как был всесторонним защитником без перекоса в любую сторону,  так и остался. Разве что стал меньше набирать очков в большинстве, но игра в этой ситуации настоящий бич «Аризоны» последних 10 лет — меняются люди, которые отвечают за этот аспект, но результат остается плачевным. 

И если бы Токкет в своей, одной ему понятной логике, был более прозорлив, то в этот момент лета 2018 года, когда у шведа оставался 1 год по недорогому контракту ($5.5 млн), вместо нового контракта и капитанства его можно было легко и выгодно обменять. Но у Рика, как всегда, все случилось наоборот.

3. Отсутствие смены

Болельщики околопубертатного периода, которые особенно сильно педалируют тему обмена ОЭЛʼа, мотивируя свое бурное желание лозунгом «ведь есть же Чикран!», в силу своего этапа развития видят лишь статистику «гол+пас» и пока слабо ориентируются в других аспектах. 

Да, статистика Чикрана в плане набора очков (7+12 на момент написания статьи) против 0+11 у ОЭЛʼа выглядит мажорно. Но если взять в руки калькулятор, то в пересчете на сыгранные матчи у Чикена выходит 0,63 очка за игру, а у шведа 0,58, что вполне сопоставимо и уже совсем не так феерично. При этом вспомним, что Чикран пользуется расположением тренерского штаба, проводит на льду на 5-6 минут больше времени, а в большинстве практически безальтернативен, а ОЭЛ, как мы помним, в глазах коучей главное зло и козел отпущения, и в power-play если выходит, то на мусорные последние 15-30 секунд. Но отбросим снова подростковые предрассудки и заглянем в статистику — безальтернативный Чикран набрал 7 очков в большинстве, а ОЭЛ — 5, ни дать ни взять, титаническое преимущество молодежи.

Мудрый тренер отметил бы, что Чикран , с его отменным владением коньком и чувством момента, являет собой яростное оружие при игре в равных составах, где Яша может мгновенно и незаметно оказаться у чужих ворот, сделать дело, а если дело по каким-то причинам не сделано — без потерь успеть вернуться в оборону.  И статистика это подтверждает:  12 из 19 очков набраны в равных составах. Но в ПП Чикран довольно предсказуем и прямолинеен, там у него хорошо получаются только броски мимо ворот. 

Хороший тренер распределил бы нагрузку в ПП или поровну, или в пользу Экман-Ларссона. Но Токкет и Хаусли, что те тинейджеры продолжают упорствовать. Особенно иллюстративно это было в ключевой мини-серии из 3 игр против главного конкурента за последнюю путевку в ПО «Миннесоты», где время в большинстве распределилось в пользу Чикрана 4:09, 6:37 и 3:56 против 2:17, 3:14 и 1:50 у шведа, при этом эффективность обоих одинакова. Да и в последнем (на момент написания статьи) матче против «Анахайма» тенденция продолжилась 5:14 против 2:46. Большинство «Аризоны» аморфно, но виноват, конечно же, Экман-Ларссон, который там практически не играет.

Еще одно свойство Чикрана - проваливать ключевые игры. Также не стоит забывать про постоянные рецидивы травмы колена. И хотя первое решаемо взрослением и прогрессом, а второе - медициной, но пока еще оставаться с Чикраном в роли директора обороны очень преждевременно.

4.  Очередная перестройка

И это едва ли не главный фактор, который заставляет задуматься о целесообразности обмена прямо сейчас. По традиции болельщики с повышенным гормональным фоном редко заглядывают в завтра. А завтра говорит нам о том, что таковой обмен, буде он сделан без четкого плана и понимания, может привести к тому, что в обороне остается один Чикран и примкнувший к нему Владислав Провольнев. 

Есть еще Кайл Капобьянко и Виктор Содестрем, скажете вы, есть рынок св. агентов. Да, но Капобьянко застрял в своем развитии, а Виктор Содерстрем уж точно ОЭЛʼу не конкурент, т. к. играет на другой стороне, но ему пока проявить бы себя в фарм-клубе.

Даже если представить, что после увольнения Токкета (надеемся!) и прихода вменяемого тренера (очень надеемся!) швед не вернется на свой былой уровень, то все равно он останется олл-раунд защитником, способным съедать большие минуты и противостоять лучшим звеньям соперника, набирая при этом свои дежурные 40-45 очков.

Когда-то Экман-Ларссон стал причиной обмена Кита Яндла из «Финикса», но все мы помним, что уже через короткий промежуток времени команде пришлось подписать со стороны Алекса Голигоски на деньги, соизмеримые контрактом Яндла во Флориде. Экономии как таковой не получилось, а качество игры — сильно упало. Рынок свободных агентов — дело не из дешевых,  да и «Аризона» никогда не была и в обозримом будущем не будет там главным игроком. Неосторожность на данном этапе может обернуться вовсе не перестройкой, а еще большей катастрофой, с перспективой собирать высокие пики на драфте.

5. Комьюнити

Самая простая и самая понятная причина. Экман-Ларссон в Пустыне с 2010 года, застал пусть скромные, но все же успехи «Финикс Койотис» 2009-2012 годов и является последним, кто выходил под именем «феникса». До тысячи игр не так уж и далеко, некоторые рекорды клуба уже побиты, иные вот-вот падут к его ногам. Самый старый, самый заслуженный и самый уважаемый «койот», дважды all-star. 

Комьюнити— это не только стайка юнцов, смотрящих хоккей по пиратским стримам и пописывающих на форумах. Это многолетние сизонтикет-холдеры, партнёры, рекламодатели, корпоративные спонсоры, с которыми надо встречаться, обедать, фотографироваться. И у этой респектабельной части пока что нет альтернативы, кроме как Оливер. И пока не очень видно, откуда ее, альтернативу, взять.

Cactus-итого: регресс в игре ОЭЛʼа, бесспорно, есть, и сложно сказать, что, где и когда сломалось в его душе или в теле, или и там, и там. Возможно, это смерть  матери в апреле 2017 года, которая после 10 лет борьбы с раком в итоге не смогла его побороть. И пусть 25 лет— это возраст вполне достаточный, чтоб стойко переживать невзгоды, но все люди разные, и каждый переживает такую большую утрату индивидуально. 

Возможно, это приход на тренерский мостик Токкета летом того же 2017 года. Рик так много обещал и так мало сделал. Возможно, это уже просто следствие возраста и травм. Можно только догадываться. Но никто не сможет сказать, что вот «Аризона» играет ярко, а эти «двашведа» просто отбывают номер и осваивают фонд заработной платы — плохо играют все. И регрессируют все, кто больше, кто меньше.

При всём негативе, который выливается на ОЭЛʼа в команде в последнее время, он не стал держаться за ставший родным дом, за теплый курортный климат, за  пункты о запрете обмена и дал шанс новому генеральному менеджеру обменять его в «Бостон» или «Ванкувер». В высшей степени благородный поступок. Но неожиданно обмен не состоялся. И дело здесь даже не в уровне компенсации, ведь если цель была сбросить «плохой контракт», то пик 1-го раунда, проспект средней руки и пара игроков — вполне подходящая для такого случая цена. Но что-то щелкнуло в голове у Билла Армстронга и он отказался. 

Возможно, болельщики подросткового возраста никогда не простят Армстронгу нерешительности, но на тот момент это было правильно: профессионал не имеет права принимать решение в условиях недостатка информации, не зная кто-такой ОЭЛ, чем он живет, какая обстановка в команде. Только изучив ситуацию изнутри, можно уже резать по живому.

Но даже при всех проблемах со здоровьем, при неэффективной системе игры в команде, при несправедливом отношении к себе со стороны Токкета и Хаусли Оливер остается вполне боевой единицей, и можно лишь представить, какими могли бы быть его результаты, если бы вместо тупого шорт-трека внедрялись оригинальные решения, вместо травли — доброжелательность и доверие, уважение вместо токсичности.

Очевидно, что Токкет и Экман-Ларссон несовместимы. Очевидно, что между ними тлеющий конфликт и невосприятие друг  друга. Очевидно, что в следующий сезон команда точно войдет без одного из них.

Или может без обоих?..

С вами был Cactus Hockey.