Трибуна
9 мин.

У «Автомобилиста» хаос в атаке и проблемы на пятаке. Чего ждать от них в плей-офф?

От редакции Sports.ru: вы читаете пользовательский блог «Логический взгляд», где делают отличные разборы по КХЛ. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы глубокие посты о хоккее чаще появлялись на Трибуне и в вашей ленте.

Два месяца на старте сезона у «Автомобилиста» выдались прекрасными. Они шли в группе лидеров Восточной конференции и были одной из самых забивных команд всей лиги. Главный тренер Билл Питерс по полной использовал сильную сторону состава – большое число хороших крайних форвардов.

В четвертой тройке по краям выходили Плэтт и Белоусов – совсем не типичные разрушители, особенно это касается последнего. В третьей играл Бочаров, а с ним можно было увидеть Мэйсека, так как легионерскую тройку в один момент разбили. С Секстоном и Холландом выходили игроки попроще, вроде Литовченко или Обидина. Ну и первое звено, где Голышева с Макеевым связывал в центре Дацюк.

Получились четыре опасные тройки, каждая из которых могла играть в атаку. Причем Питерс старался дать всем примерно равное количество времени: лидеры играли около 17 минут, а условно нижние звенья – примерно по 13-14. Это равенство работало, но просуществовало недолго.

«Автомобилист» подписал немецкого защитника Хольцера, который стал шестым иностранцем. При Коварже на воротах его появление автоматически означало перевод в запас одного из форвардов-легионеров. Затем команду покинул Джефф Плэтт. Особой результативностью он не отличился, в отличие от дальнейшего времени в Уфе, но определенный уровень игры показывал.

Шумаков должен был поддержать атакующую мощь клуба, но сыграл всего несколько матчей и выбыл до конца сезона. После этого ни о каких четырех сильных звеньях речи не шло, теперь даже полностью здорового состава не хватает на неплохой топ-9. Нижняя тройка просела по качеству, и выходящие там игроки стали получать минут по восемь игрового времени.

О их пользе в атаке говорить не приходится, в защите дела не лучше. Да и в меньшинстве команда полагается больше на лидеров – Холланда, Мэйсека, Голышева, Дацюка и Бочарова. Сначала они пластаются в меньшинстве, а потом им же нужно делать разницу в равных составах. Очень не хватает пары опытных нападающих для черновой работы.

Если по крайним форвардам еще был запас, то с центрами все хуже. Когда лучшим является 42-летний игрок, это ведь не только о его хорошей форме говорит. Дацюк в лидерах по игровому времени среди нападающих, а матчей с двадцатью минутами на льду за неполную регулярку у него уже набралось больше, чем за два предыдущих сезона вместе взятых, с учетом плей-офф.

Есть Холланд, который делает всего по чуть-чуть. Мог бы забрасывать больше, но имеет проблемы с реализацией моментов. Не так много создает сам, является не лучшим помощником в обороне и посредственен на точке вбрасывания. Однако за ним – вообще пропасть.

Вместе с упавшим уровнем качества нападения произошли изменения в самой игре команды. Чуть меньше риска впереди, больше простых решений. Особенно заметно в матчах против сильных клубов, как «Автомобилист» пытается в первую очередь не пропустить, а уже потом думать об атаке.

Серия поражений выделилась большим процентом блоков со стороны соперника и оттого низкой точностью бросков игроков. За пределами этих десяти матчей «Автомобилист» является самой точной командой лиги, что подчеркивает хорошую организацию нападения. Для обороны тоже полезно, так как сопернику убежать в контратаку после попадания в створ будет сложнее.

Статистика игры в обороне практически не менялась весь сезон, кроме пропущенных шайб. Минус один бросок в створ и чуть больше блок-шотов – слишком незначительная разница, чтобы можно было сделать хоть какой-то вывод. На бросках остановимся чуть подробнее.

Ниже отмечены броски в створ при игре в формате 5 на 5 во время серии поражений (ноябрь-декабрь), соперники: ЦСКА, «Динамо» М, «Ак Барс», «Авангард», СКА.

Целых 30% бросков были совершены вблизи от ворот и меньше половины – с периметра.

Несмотря на всю печаль ситуации, пустая зона нашлась прямо по центру, в районе усов. Правда, хвалить тут не за что, ведь в большинстве случаев соперник быстро делал результат и оставшуюся часть матча атаковал уже не так настойчиво.

Снова броски при 5 на 5, практически против тех же соперников: ЦСКА, «Йокерит», «Авангард», СКА, «Ак Барс», но уже в январе.

Здесь количество попаданий с близкого расстояния уменьшилось (примерно на 2 за матч) и составило 20% от всех бросков, а угроз с периметра стало больше половины.

Изменилось и качество моментов. Если до этого чуть ли не каждая вторая ситуация у ворот была разрывом обороны, то теперь опасность в среднем стала пониже. Несмотря на то, что пожар на пятаке был ликвидирован, именно это место остается главной проблемой команды в обороне.

В этой ситуации Трямкин не дотянулся до шайбы при передаче за ворота. Василевский пошел на соперника с клюшкой в одной руке, пытаясь выбить шайбу – безуспешно. Холланд держал в поле зрения Кулемина и пока разворачивался, пропустил накатившего к воротам центра соперника.

Череда ошибок, пас на пятак и гол за две минуты до конца, при равном счете. Игроки провели на льду всего 15 секунд, а смена эта началась с проигранного Холландом вбрасывания в своей зоне.

Здесь «Ак Барс» выбросил шайбу из своей зоны. Первым на ней был Мамкин, который ничего не смог сделать и завязалась борьба. Трямкин зачем-то приехал вторым за ворота. Мамкин откинул шайбу в угол, но потерял клюшку. Мэйсек этого не ожидал, ему пришлось разворачиваться, из-за чего он не успел к этой шайбе. Пас на пятак и Доус один, ведь оба защитника все еще оставались за линией ворот.

Холланд, в отличие от двух других форвардов, назад не побежал, а поехал на смену. Поэтому Дацюк, вышедший вместо него, приехал к эпизоду последним. Счет 1:2, «Автомобилист» неплохо поддавливал соперника, данный бросок в створ был первым от «Ак Барса» в третьем периоде и этот гол убил интригу в матче.

Отрезками команда может играть на равных с сильными соперниками, но индивидуальные ошибки все портят.

Трямкин уже несколько лет не показывает никакого развития. Он не стал хорошим атакующим защитником, показав, что сезон-2017/18 был скорее исключением. В борьбе он не использует по максимуму свои габариты и не играет грамотно позиционно. Для своих антропометрических данных у Трямкина нормальная дистанционная скорость, но высокой стартовой ждать не приходится. Значит, что при плохом выборе позиции исправить это парой быстрых шагов не получится и защитник легко может быть отыгран.

Вместе с ним в минус залез Василевский – и тут уже вопрос к тренеру, зачем держать в одной паре защитников, у которых неважно идет совместная игра в этом сезоне. Без Трямкина Василевский в нуле по показателю полезности.

Хольцер не стал панацеей, а отчасти даже добавил проблем. Это жесткий, физически сильный защитник, но настолько же сильно ограниченный во всем остальном, типичный игрок третьей пары и меньшинства. В «Автомобилисте» он выходил и в первой паре, и номинально в третьей, но играл одинаково много.

На чужой половине поля от него минимальная польза, это же касается игры с шайбой в принципе. Подвижность вызывает сомнения – объехать Хольцера, как видно выше, не так уж и трудно. Принесут больше пользы или вреда двадцать минут на льду от такого защитника – вопрос дискуссионный.

И такие вопросы есть по многим игрокам, взять хоть Геноуэя. Нужен был защитник, который может протащить шайбу вперед и будет двигать ее на чужой синей. «Трактор» в такой ситуации взял Пайлата, который намного моложе и интереснее. «Автомобилист» подписал 34-летнего канадца из «Торпедо», чьи лучшие годы уже позади, при этом «Торпедо» без проблем нашло более качественную замену (Криса Уайдмэна)

Решение провальным не назовешь, ведь Геноуэй еще что-то может, но серьезные команды так не комплектуются. Вот и сезон «Автомобилиста» такой же – вроде что-то могут, а на деле «Трактор» с «Торпедо» не хуже, хотя обладают более скромными ресурсами.

Ждать ли чего-то от «Автомобилиста» в плей-офф?

Зависит от физического состояния. Если кондиции будут близки к оптимальным, то «Автомобилист», как самая бегущая команда Востока, заметно преобразится. Дело не только в более активном прессинге и отборе шайбы, хотя это тоже поможет. Новыми красками должна заиграть позиционная атака: вместо вязкой борьбы вдоль бортов, как сейчас, будет больше скорости, обыгрышей и движения игроков без шайбы со сменой мест, что позволит создавать больше опасных ситуаций.

Зависит от игры защитников. Если исчезнут хотя бы самые грубые ошибки, то будет заметно лучше. Достаточно перестать так легко отдавать сопернику свой пятак. Там уже и Коварж покажет, что все еще является одним из лучших вратарей лиги.

Зависит от травм. Из восточных участников плей-офф только у «Автомобилиста» настолько ярко выраженный первый номер в воротах, терять которого никак нельзя. Потеря одного из двух ведущих центров тоже будет критической, из вариантов замены только перевод Мэйсека с края в центр. Тогда и крайних будет уже впритык, а резерва нет совсем. В общем, «Авто» может дать бой, только если будет в сильнейшем составе.

Зависит от соперника. Если попадется более удобный противник, то все может быть. Команда из Екатеринбурга сама поставила себя в такое положение, что выбирать не из кого, простых оппонентов в первой четверке нет. Правда, среди них есть «Ак Барс», которому проиграли все четыре игры, забросив лишь трижды, и все остальные.

С «Авангардом», «Металлургом» и «СЮ» у «Автомобилиста» по сезону в личных встречах ничья – по две победы и два поражения. Уфимский клуб в качестве потенциального соперника выглядит чуть интереснее, ведь оба поражения он нанес за пределами основного времени и в четырех матчах забросил всего пять шайб. Задача-минимум понятна – не опуститься на восьмую строчку и избежать встречи с Казанью.

Как можно заметить, здесь очень много «если». Но кто знает, что может произойти через месяц?

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын