Фазель за три дня поменял мнение про ЧМ в Беларуси. Надеялся помирить Лукашенко с людьми
Возможно, скоро турнир и правда перенесут.
Рене Фазель не провел бы на посту президента Международной федерации хоккея 26 лет, если б не был большим дипломатом. Швейцарец никогда не говорил резких слов, не бросался в крайности, а всегда лавировал. По-другому и не выжить в мире, где хоккейные рынки Европы слишком малы, чтобы конкурировать с финансами одной НХЛ – по сравнению с ИИХФ заокеанская лига всегда была огромна как бегемот. И в правление предшественников Фазеля тоже.
Пару дней назад после инсайдов «Спорт-Экспресса» стало понятно, почему президент ИИХФ так держится за первенство мира в Минске: международной федерации придется платить большую неустойку белорусским властям, искать дополнительные расходы на проведение чемпионата в другой стране (а Латвия в одиночку не успеет потянуть), страховые компании, которые уже покрыли потери от отмены ЧМ-2020, не будут считать политическую ситуацию страховым случаем. ИИХФ не ФИФА – больших источников дохода, кроме ЧМ и МЧМ, у нее нет.
При этом давление на международную федерацию велико и кардинально отличается от 2014-го, когда Лукашенко чуть улучшил свою репутацию в Европе и на письма некоторых американских конгрессменов можно было не обращать внимания. Тогда протестные настроения в стране были, но не аккумулировались на площадях. Разгоны же демонстраций в 2020-м видели все, свидетельств заключенных полно – это уже не спокойно-застойный 2014-й. Если отбросить второсортных евродепутатов, то о нежелании ехать в Беларусь уже заговорили члены правительства Финляндии (упоминалось, что ЧМ бойкотируют четыре североевропейских страны), а также чехи.
Фазель вместе со своей правой рукой Хорстом Лихтнером мог посетить Минск еще в декабре, но слег с коронавирусом. Уже в новом году он отправился в Минск и все опешили от его общения с Александром Лукашенко. Александр Григорьевич, как известно, хорошо умеет мимикрировать: на каких-то встречах он изображает униженного просителя, на этой же все было панибратски и на «ты». Довершило это общение с Дмитрием Басковым, который запомнился всем не только видео, на котором он пьет водку из горла, но еще и подозревается оппозицией в причастности к убийству Романа Бондаренко.
В Минске президент ИИХФ завел свое стандартное: «Когда в Беларуси начались проблемы, на нас оказывается очень большое давление. Но у нас четкая позиция: как вы сказали, мы не хотим смешивать спорт и политику. И спорт должен объединять народы, а не разъединять».
В свежих интервью Фазеля появился новый тон: «Мы не можем выдвигать политических требований. Мы передали сообщение о том, что с проведением чемпионата мира в сложившейся политической ситуации мы имеем проблемы на Западе... Мы знали, что шанс что-то изменить составляет, может быть, один процент. Но если этот маленький шанс есть, то попробовать стоит. Мы дали понять, что чемпионат мира по хоккею невозможен без изменения политической ситуации в стране».
В принципе, ничего нового президент ИИХФ и не сказал – о политических изменениях говорил и сам Лукашенко. «Он сказал, что хочет изменить Конституцию, что он готов провести новые выборы. И мы с ним дискутируем и пытаемся сделать что-нибудь хорошее», – рассказывал Фазель. Вопрос только в том, какой после этих изменений должна остаться роль Александра Григорьевича. По предварительным инсайдам, это какие надо изменения: высокую роль должно получить Всебелорусское народное собрание (какой-то аналог Съездов народных депутатов в позднем СССР), а действующий президент бы перешел на пост его генсека.
Сегодня мы узнали еще и то, что проводить матчи чемпионата готовы Словакия, Дания и даже Латвия в одиночку (непонятно только, где там найдут вторую арену высокого уровня). Вопрос в том, кто будет оплачивать все это – найти средства государственного бюджета в такой короткий срок было бы сложно и в обычный период, а уж тем более в коронавирусный. Решение должны принять до конца января.
Осталось только понять, чье сообщение о невозможности проведения ЧМ в Минске передавал Фазель – и тогда масштаб событий будет ясен. Понятно, что тут не все зависит от главы ИИХФ, который уже мог полгода рыбачить в Швейцарии, но продлил мандат из-за коронавируса. Фазель до конца оставался дипломатом во всех смыслах – и в том смысле, который якобы описывал Черчилль: «Дипломат – это человек, который дважды подумает, прежде чем ничего не сказать».
Фазель приехал к Лукашенко: все еще хочет спасти хоккейный ЧМ для Беларуси
Фото: РИА Новости/Николай Петров
Ушлому швейцарцу тоже не хочется войти в историю с поддержкой диктаторов. Как известно, "запоминается последнее"
У меня для тебя хорошая новость. Тест ты успешно прошёл.
Есть у кого учиться.
Не прнятно только зачем он вообще в Минск летал. Лично убедиться что Лукашенко абсолютно невменяем?