Трибуна
12 мин.

Чемпионских окон угасающий свет. Депрессивное превью сезона «Филадельфии»

От редакции Sports.ru: это пост пользовательского блога «Flyersice» – места, где пишут только о «Филадельфии». Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы интересные тексты о команде Жиру, Ворачека и Проворова чаще появлялись в вашей ленте.

Последние 20 лет в Санкт-Петербурге ежегодно проходит рок-фестиваль с громким названием «Окна открой!» Стоит признать – имя концерту выбрано настолько удачно, что организаторам можно не тратиться на рекламу. Вы невольно выступаете амбасадором мероприятия, когда едете летом в краснодарской маршрутке, например. А в нынешнее хоккейное межсезонье возникло жгучее, практически непреодолимое желание прорекламировать фестиваль в Пенсильвании. Каждое утро, листая твиттер и в очередной раз не находя новостей об усилении «Филадельфии», хотелось попросить (нет, потребовать!) Чака Флетчера открыть окно для команды.

Конечно же, речь об окне чемпионском.

Перестройка в «Филадельфии» началась в сезоне-2014/2015. Или раньше, в 2011/2012. Или вообще не начиналась, поскольку команда, пусть и через год, но регулярно попадала в плей-офф. В общем, с подобной историографией в Пенсильвании туго. Это где-нибудь в «Рейнджерс» руководство может написать письмо болельщикам и попросить отнестись с пониманием© к происходящим изменениям. В «Филадельфии» же никто никогда не утруждал себя подобными объяснениями. Зачем, если можно просто взять и потратить праймовые годы одного из лучших центров в истории франшизы на эпоху болота. Болота, в котором нет ни ясных перспектив в плей-офф, ни явных сливов за будущими некстванами.

Так или иначе, но действия фронт-офиса годичной давности вселяли надежду на эволюцию организации. Впрочем, первая ласточка в виде 35-миллионного контракта Джеймсу ван Римсдайку прилетела еще в 2018-м. Летом 2019-го «Флайерс» выиграли у «Брюинс» тяжелейшую борьбу за Кевина Хэйса, заманив габаритного центра сладким 50-миллионным контрактом. В обмен на отважного, но ограниченного Радко Гудаса пришел Мэтт Нисканен, зацементировавший правый фланг первой пары обороны. За пару драфт-пиков из «Сан-Хосе» приехал опытнейший Джастин Браун, а на дедлайне за весьма условную компенсацию глубину команды усилили Нэйт Томпсон и Дерек Грант.

Именно так ведут себя команды, которые хотят добиться определенного успеха в плей-офф. Выступление «Флайерс» в пузыре оставило двоякое впечатление. С одной стороны, быстрые и настырные «Канадиенс» и «Айлендерс» указали на наличие явных проблем у «Филадельфии». С другой стороны, команда впервые с 2012 года преодолела первый раунд, и сложности вовсе не выглядели системными. Над ними можно и нужно работать, эти проблемы просто надо решать.

Просто. Решать.

Однако в ковидное межсезонье мы практически не увидели попыток сделать команду сильнее. Нам, болельщикам, пережившим (?) многолетнее болото, не привыкать. Но суровая реальность такова, что затянувшаяся перестройка существенно ограничила то самое чемпионское окно команды. Суровая реальность заключается в том, что у нынешней «Филадельфии» осталось максимум год-два, чтобы побороться за Кубок.

Через пару сезонов заканчивается читерский контракт Шона Кутюрье. Летом 2015 года Рон Хекстолл, бывший рулевой «Флайерс», совершил форменный грабеж канадского форварда, подписав его на 4,33 миллиона в год на шестилетний срок (контракт начал действовать в 2016-м). Очевидно, что Кутюрье, которому по окончании действующего соглашения будет 29, захочет отыграться и подписать контракт всей жизни. И будет абсолютно прав.

 

В то же самое межсезонье 2022 года закончится контракт Клода Жиру. При противоречивом отношении к капитану в болельщицкой среде нужно понять, что легенду франшизы (Жиру занимает третье место по сыгранным матчам в истории команды, а также второе место по ассистам, второе по очкам в большинстве и четвертое по общему количеству очков) никто просто так не отпустит. Безусловно, его ждет новое соглашение, которое вовсе не будет дешевым. Еще раньше (летом 2021 года) закончится контракт новичка у Картера Харта. Молодой вратарь прекрасно знает историю взаимоотношений «Флайерс» с вратарями и полностью осознает свою роль в изменении этой истории. Можно быть уверенным, что дешево продлить канадца не получится. Также истекают сроки соглашения со Скоттом Лоутоном и Микаэлем Раффлем. Эти парни превратились в ключевых игроков боттома и оказывают серьезное влияние на раздевалку команды.

Грядущий драфт расширения словно подводит черту под рассуждениями из абзаца выше и как бы выносит вердикт: сохранить всех не получится. Срок жизни этой команды уже подходит к концу, толком не успев начаться.

Сложно представить, что для Чака Флетчера подобные новости являются откровением. Уверен, он прекрасно знает и о сроках контрактов, и о среднем возрасте лидеров. В этой связи понять чрезвычайно пассивное поведение рулевого «Флайерс» становится крайне трудно.

Более того, команда понесла потери, некоторые из которых выглядят весьма серьезными. Если уход Нэйта Томпсона, Дерека Гранта и Тайлера Питлика (он успел полюбиться фанам «Флайерс», но это естественно для парней из боттома – многие из них заслуживают уважение болельщиков своей бесстрашной игрой, их уход обычно вызывает тоску, но и заменить их довольно просто; часто ли вы вспоминаете прекрасных Блэйра Беттса, Макса Тальбо, Адама Холла, Джея Роузхилла, Зака Ринальдо, Райана Уайта?) вполне можно компенсировать за счет быстрых и молодых парней из «Фантомов», то с Мэттом Нисканеном дело обстоит иначе.

Американец финского происхождения в одночасье решил проблему, мучившую организацию три года. Он добавил баланса первой паре и снизил нагрузку с Ивана Проворова. Выступление Нисканена в плей-офф слегка подпортило впечатление о сезоне. Но новость о внезапном завершении карьеры дает основания полагать, что мысленно Мэтт был за пределами пузыря. Как бы то ни было, ни один игрок в здравом уме не откажется от 5,75 млн в год. Очевидно, у американца были серьезнейшие причины для такого решения. Однако независимо от степени уважительности этих причин, менеджменту «Флайерс» нужно было выкарабкиваться из ситуации.

 

Вариантов решения возникшей проблемы было два. Первый: подписать/выменять нового Нисканена. Казалось бы, самое простое, что можно сделать – если не считать того факта, что речь идет о праворуком универсальном защитнике первой пары. История рынка показывает, что дороже подобных экспонатов разве что центрфорварды первого звена. Единственным защитником на рынке свободных агентов, полностью подходящим под нужды «Филадельфии», был Алекс Пьетранджело. Бывший капитан «Сент-Луиса» подписался в «Вегасе» на 8,8 млн в год. Добавьте к этому факту отсутствие налога штата, и вы поймете, что в Пенсильвании этот контракт эквивалентен примерно 10 миллионам, еще и на 7 лет. У организации просто не было возможностей подписать подобное соглашение.

«Филадельфии» автоматически остался вариант номер два – решать проблему внутренними ресурсами, что и было сделано. Молодой Фил Майерс был одним из главных героев «Флайерс» в плей-офф, и в межсезонье его подписали на очень лояльные 2,55 млн на три года. Скорее всего, именно канадец начнет сезон в первой паре с Иваном Проворовым. Огромный праворукий защитник с хорошим катанием и страшным щелчком – такие фрукты не растут на деревьях. Но это лишь частичное решение проблемы.

Майерс составлял весьма конкурентоспособную пару с Трэвисом Сэнхаймом. Его повышение до первой пары автоматически ставит вопрос – кто будет играть справа во второй? Идеальный вариант – это праворукий оборонительный защитник. Решить эту проблему внутренними ресурсами трудно: Джастин Браун в силу объективных причин вряд ли потянет роль 3-4 защитника на протяжении всего сезона. Скорее всего, он сосредоточится на обязанностях разрушителя третьей пары и меньшинства. Марк Фридман не обладает опытом, достаточным для подобной роли. Очевидно, в данной ситуации стоило обратиться к рынку.

И Флетчер обратился. Но не так, как мы думали.

В роли свободного агента в команду пришел Эрик Густафссон. При всем уважении к шведу, его стилистика игры – совсем не то, что нужно «Филадельфии» здесь и сейчас. Хоккей Густафссона почти под копирку соответствует Шейну Гостисбееру. Различные инсайдеры не первый день провожают американского защитника из команды, однако похоже, что его уход всерьез не обсуждается. Пока что подписание Густафссона напоминает историю с Евгением Медведевым. Россиянин был подписан несмотря на то, что в команде на тот момент хватало непонятных защитников на еще более непонятных контрактах. Возможно, в какой-то момент Гостисбеер (или еще кто-то) был почти продан, и Густафссоном решили перестраховаться, но в последний момент сделка по обмену сорвалась – всей правды мы не узнаем. Однако отсутствие баланса во второй паре обороны – первая серьезная проблема, решения которой не было найдено, и с которой команда, очевидно, вступит в новый сезон.

Проблема номер два – отсутствие снайпера. Главная ударная сила команды – Трэвис Конекны – соорудил ноль голов в 16 матчах минувшего плей-офф. Эффективность Джеймса ван Римсдайка – это ответ на вопрос, почему в последние годы «Филадельфия», некогда излюбленное место для топовых свободных агентов, более таковым не является. Мы покупаем игроков, но совершенно не понимаем, как их надо использовать. Так и осталось неясным, с какой целью «Голландца», никогда не отличавшегося выносливостью и подвижностью, необходимо сначала ставить на 20+ минут в первую тройку, а потом пихать в энерджи-лайн, и после всего этого требовать от него 40 шайб за сезон. Свой лучший хоккей ван Римсдайк показал в третьей тройке «Торонто» с Тайлером Бозаком и Коннором Брауном, играя по 14 минут за матч, три с половиной из которых – в большинстве. В нынешней «Филадельфии» хватает игроков уровня и Бозака, и Брауна. Не хватает только гибкости в головах тренерского штаба.

 

Так или иначе, внутренними ресурсами снайперскую проблему не решить. Адаптация Айзека Рэтклиффа ко взрослому хоккею проходит крайне сложно, а Тайсону Фоерстеру и Бобби Бринку до НХЛ еще далеко. Во всяком случае, мы гарантированно не увидим их в нынешнем сезоне, и уж точно они не будут класть по 30 шайб в сезоне следующем. На рынке свободных агентов до сих пор есть Майк Хоффман – но не свободны средства под нашим потолком зарплат. «Вегас» торгует Максом Пачиоретти, но они сами не прочь очистить платежку. Ходили слухи вокруг Патрика Лайне, но они так и остались слухами. По уважительным и не очень причинам, проблема снайпера осталась нерешенной.

Третья проблема, болезненно выскочившая в плей-офф – нехватка скорости в боттоме, прежде всего – в центре. Неожиданное, но чрезвычайно приятное исцеление Оскара Линдблума, скорее всего, вытеснит с фланга топ-6 Скотта Лоутона, и вернет его на более привычную позицию в центре. Вопрос – в каком именно звене. Чрезвычайно аппетитной выглядит идея по созданию энерджи-лайн, в центре которой как раз будет Лоутон, а по краям – один из символов «Филадельфии» последних лет Микаэль Раффль, и великолепно показавший себя в концовке сезона и в плей-офф Николас Обе-Кубел.

Но такой маневр, по сути, оголяет центр третьего звена. Это чрезвычайно важная позиция, значимость которой многие недооценивают. Много можно рассуждать о возможных вариантах на рынке, но смысла в этом на сегодняшний момент нет. Вероятно, центр третьего звена будет отдан на растерзание Моргану Фросту. Или Нолану Патрику, если он еще когда-нибудь будет играть в хоккей – во что, честно говоря, уже не верится.

Четвертая проблема (хотя в данном случае больше подходит слово «катастрофа») – это игра в большинстве. В 16 матчах плей-офф «Летчики» реализовали только 4 попытки, 3 из которых пришлись на одну из игр с «Монреалем». Можно, конечно, посетовать на синюю линию – и отчасти подобные претензии будут справедливыми. Иван Проворов в равных составах атакует лучше, чем в большинстве. Я в курсе, что россиянин – лидер по голам в PP среди защитников, но его так называемый shot selection вызывает вопросы. Самый показательный момент произошел во второй игре против «Монреаля», когда при двойном большинстве Проворов с поразительным упорством палил от синей линии в плотный трафик игроков «Канадиенс».

Почти не привлекавшийся к розыгрышам лишнего в последние годы Трэвис Сенхайм в этом плане словно «задеревенел», а Шейн Гостисбеер на один удачный матч выдает три абсолютно провальных. Но по большей части, все же это отговорки для бедных. Когда по краям у тебя выходят Клод Жиру и Якуб Ворачек, одни из лучших разыгрывающих большинства в своем поколении (первое и десятое место по очкам в большинстве с сезона-2011/12), перед воротами есть возможность использовать ван Римсдайка (третье место по голам с добиваний с сезона-2011/12), то вопрос явно не в кадрах, а в тренере.

За большинство в «Филадельфии» отвечает Мишель Террьен. И по-хорошему, если у мсье Террьена есть хоть капля совести и самоуважения, после такого личного провала в плей-офф он должен был сам написать заявление об увольнении. Раз уж у самого не хватило смелости, Флетчер мог бы оказать посильную помощь в решении данного вопроса – но не оказал. Не смог, не захотел, или вообще не увидел в этом проблемы? Мы вряд ли узнаем. Зато мы четко понимаем, что игра в большинстве – очередной нерешенный вопрос, с которым «Филадельфия» входит в новый сезон.

Вместо заключения

Обнаруженные в плей-офф проблемы, изначально не выглядевшие катастрофическими, так и не нашли своего решения в межсезонье. «Летчики» исторически тяжело стартуют – и в этой связи укороченный формат сезона совершенно точно не добавляет оптимизма. Идея с форматированием дивизионов, в результате которого к и без того сильному составу бывшей Метрополии добавится «Бостон», также не настраивает на позитивный лад.

Можно долго рассуждать на тему того, что главное попасть в плей-офф, а там разберемся; что время «Питтсбурга» и «Вашингтона» уходит; что «Бостон», вынужденный начинать без Маршана и Пастрняка, оставшийся без Крюга, зато с еще на год постаревшим Харой – это «не торт»; что наевшаяся «Тампа» успокоится, а «Нью-Джерси» с «Баффало» так и будут на дне, и еще тысяча инъекций оптимизма для малоадекватных людей, но...

Инертность менеджмента «Филадельфии» создала невыносимое ощущение, что в этом году мы потеряли что-то такое, что сильно аукнется нам в ближайшем будущем.

Но так или иначе,

LET`S GO, FLYERS!

Вместо бонуса. Ориентировочный состав «Филадельфии Флайерс» на первый матч сезона (при идеальных раскладах):

Клод Жиру – Шон Кутюрье – Трэвис Конекны

Оскар Линдблум – Кевин Хэйс – Якуб Ворачек

Джеймс ван Римсдайк – Морган Фрост – Джоэл Фараби

Михаэль Раффль – Скотт Лоутон – Николас Обе-Кубел

Нолан Патрик

Иван Проворов – Фил Майерс

Трэвис Сэнхайм – Эрик Густафссон

Роберт Хагг – Джастин Браун

Шейн Гостисбеер, Марк Фридман

Картер Харт, Брайан Эллиот

Ближайшая подмога из «Фантомов»: Линус Сандин, Коннор Буннамен, Карсен Тварински

Фото: Gettyimages.ru/Bruce Bennett, Mitchell Leff, Elsa