Канадец отказывается подписывать обязательный контракт с клубом КХЛ. Кажется, не хочет менять евро на рубли
Проходной трансфер неожиданно обернулся скандалом.
В КХЛ неожиданно разгорелся конфликт из максимально неприметной трансферной операции. Рижское «Динамо» отправило в список отказов канадского форварда Зака Митчелла – и оттуда его забрала «Северсталь». Но подписывать контракт с новым клубом (это обязательная процедура при переходе) канадец отказывается.
В НХЛ драфт отказов – возможность бесплатно приобрести игрока для глубины, которого не оценили в его прошлом клубе или который просто вынужден проходить эту процедуру по правилам коллективного соглашения. Ежегодно клубы примерно делают примерно десяток «клэймов» с драфта отказов – например, Илья Брызгалов перешел в «Финикс» именно так и в результате стал важнейшей частью успехов клуба на рубеже десятилетий.
Но чаще всего драфт отказов не ведет к немедленной смене команды. В КХЛ игрока обычно либо просто расторгают, либо отправляют в фарм, либо оставляют в основе с урезанной зарплатой (по регламенту, хоккеисту можно сократить «бонусы за мастерство»). Забирают таких игроков нечасто, но бывают и запоминающиеся истории – например, в 2011-м «Кузня» увела у «Салавата» Якуба Клепиша и немедленно обменяла его в «Динамо». Новокузнецк получил актив из воздуха, а бело-голубые – автора золотого гола в финале с «Авангардом».
«Северсталь», которая уже несколько лет работает в условиях чуть выше пола зарплат, решила утащить Зака Митчелла из рижского «Динамо». Канадец в прошлом году играл за «Нефтехимик» и помог ему запрыгнуть в плей-офф, а в этом году подписался с Ригой, где все с самого начала пошло наперекосяк – и Петерис Скудра, который выполняет функции тренера и генерального менеджера, начал то, чем он любил заниматься еще в «Торпедо» – расторгать и подписывать игроков в больших количествах.
Точная зарплата Митчелла в Риге неизвестна, но «Динамо» из-за максимальной неясности с финансами никому не предлагало больших контрактов – и так как прошла уже половина сезона, Череповцу опытный форвард мог бы обойтись по цене чуть выше кахаэловской минималки.
Андрей Разин, который в Череповце тоже фактически стал тренирующим генменеджером, на пресс-конференции заявил: «Мы интересовались им еще летом, но тогда он оказался для нас дорог. Сейчас цены поменялись. Зак – снайпер с хорошим кистевым броском. Ждем его как можно быстрее». Судя по всему, именно «быстрее» сейчас стало камнем преткновения.
Суть конфликта: виза, рубли или евро
Утром в огненном инстаграме тренера появилась сторис следующего содержания: «Представьте ситуацию: Стремвалль, обменянный в СКА, не захотел ехать в Питер и не переподписывает имеющийся контракт. Что было бы с этим хоккеистом и с его агентом, который хочет выбить из клуба еще денег?
Зак Митчелл и его агент Алеша Пилко именно так поступают с «Северсталью». Надеюсь, КХЛ не только дисквалифицирует обоих, но и накажет их рублем».
Пилко ответил Разину, заявив в комментарии для Sport24: «У Зака Митчелла нет российской рабочей визы. Он не может выступать за «Северсталь» по той визе, которая у него есть сейчас. Более того, он даже в Россию не может въехать. Для этого нужно предупредить за 10 дней до въезда.
Мы действуем исключительно в рамках закона. Ничего нарушать мы не собираемся. Так что играть за «Северсталь» в ближайшее время, как хотел бы господин Разин, Митчелл не может. Когда клуб оформит ему все необходимые документы, тогда и поговорим».
Sports.ru обратился за дополнительными комментариями к Разину, но тренер отметил отказом: «Извините, не буду [комментировать]. Здесь и так все понятно». Зато позже Разин ответил агенту еще одной сторис: «Господин Пилко, твои клиенты Кинрейд и Чипчура в прошлое сезоне могли играть по этой визе, пока мы им делали рабочую, а Митчелл не может?»
Директор клуба Николай Канаков позже дал комментарий «Спорт-Экспрессу»: «Мы подготовили контракт и отправили на подпись агенту. На основе контракта мы получим возможность оформлять все миграционные документы. Без подписанного контракта рабочая виза не выдается.
Причем виза у Митчелла есть – он же как-то летал в Россию с рижским «Динамо». Поэтому в нашу страну он попасть может. Если иностранец в силу сложившихся обстоятельств находится в России, рабочую визу ему получить намного быстрее, нежели если он находится за границей. Соответственно он мог прилететь с «Северсталью» после матча в Риге.
Игрок на связь не выходит, за него говорит агент. Как я понимаю, их позиция – заработать как можно больше денег и подписать более выгодный контракт. Но мы больших денег давать не готовы. Есть регламент, по которому мы подтверждаем контракт, подписанный в августе с Ригой. Видимо, он не захотел получать контракт в рублях».
То есть суть конфликта, скорее всего, именно в этом – валюта контракта. «Латвия – это заграница, а Череповец – Россия. Мы не можем прописать контракт в евро, как это было сделано с «Динамо». Мы оформили контракт по курсу рубля», – объяснил Канаков. И этот случай для КХЛ тоже может стать прецедентным – конфликтов с таким сюжетом припомнить сложно.
А что говорит правовой регламент лиги?
Пункт 39.8: «Если до истечения 48 часов с момента занесения Игрока в Список отказов Хоккеист был выбран одним из Клубов КХЛ, он направляется в команду выбравшего его Клуба». То есть особо выбора у игрока и нет – права однозначно получает клуб, который его забрал.
Пункт 39.10 говорит, что контракт на новом месте заключается на тех же условиях, что и был – и судя по всему, эти условия и станут нюансом, который будет разбирать СДК лиги или арбитраж.
Игроку, который отказывается заключать контракт с клубом после обмена, присваивается статус «Конфликт» – но, по регламенту, выбор на драфте отказов не является обменом, договор между клубами не заключается. Судя по всему, тут лиге придется разбираться, и, возможно, в будущем добавлять поправки. Хотя Митчеллу вполне могут присвоить статус «Конфликт» и на основе пункта, который туманно описывает некие «другие спорные ситуации между игроком и клубом».
Если КХЛ действительно присвоит игроку такой статус, в этом случае права на Митчелла останутся у «Северстали» на неопределенный срок – в том числе и после того, как он мог бы стать неограниченно свободным агентом. Например, рижское «Динамо» сохранило права на 32-летнего Брока Троттера и в прошлом году гоняло их туда-сюда в обмен на Кирилла Слепца из «Локомотива» в рамках аренды, которой в КХЛ, как известно, нет.
Есть еще вариант, что лига заставит Череповец продать права на игрока – например, «Адмирал» в прошлом году вызвал бурю недовольства у Шуми Бабаева тем, что держал его клиента Никиту Серебрякова без контракта в подвешенной ситуации. В итоге лига заставила клуб продать права на вратаря за 5 миллионов рублей – подсуетилось «Торпедо». Правда, в отличие от кипера «Адмирала», необходимость Митчелла другим клубам лиги прямо сейчас сомнительна.
При любом исходе конфликта между Митчеллом, Пилко и Разиным можно сказать, что он ненадолго вернул нам карнавальную атмосферу первых лет КХЛ, когда трансферный рынок был гораздо более диким и веселым. Правда, им самим сейчас вряд ли весело.
МЧМ-2021 теряет участников: у Канады минус пять человек, Швеция вообще может сняться
Прохожий из новостей оказался легендой НХЛ. Журналистка не узнала Джерома Игинлу
Фото: РИА Новости/Владимир Песня, Виталий Аньков; globallookpress.com/Edijs Palens
противоречие детектед