Ягр снова приехал в Россию: обещал продолжить карьеру, попробовал борщ и вспомнил, как пил отвертку в Омске
Заехал в Москву на 70-летие «Авангарда».
Яромир Ягр – знаковая личность для «Авангарда» и всей лиги. В 2004-м, во время локаута НХЛ, омичи уговорили суперзвезду переехать на время в Сибирь – и Ягр ставил на уши как СКК имени Блинова, в котором индивидуально тренировался по ночам, так и все гостевые арены суперлиги.
Именно он стал первым лицом нового турнира в 2008-м: сворованный из «Нэшвилла» Радулов – конечно, хорошо, но легально перешедшая звезда НХЛ – еще лучше. Тем более, что она обещала: выиграть Кубок Гагарина будет почетнее, чем Кубок Стэнли.
Тогда казалось, что чех едет в Россию завершать карьеру – но прошло 12 лет и он все еще играет. И будет играть.
«Я немного утратил драйв, когда мне хотелось доказывать, что я могу быть лучше всех. Мотивации не хватает. Надеюсь, что этот драйв вернется. Хотя я совсем забыл: следующей зимой, в декабре 2021-го, в Чехии пройдет «Зимняя классика». Я обещал, что сыграю там», – сказал чех в понедельник на пресс-конференции в Москве.
Несколько дней назад «Авангард» анонсировал матч, посвященный 70-летию клуба, и в соцсетях обещал специального гостя - болельщики быстро догадались, что речь идет о Яромире. Он тут же записал обращение: «Скоро увидимся. Как мой друг из Омска всегда говорил: «Ничего не бойся – все будет хорошо».
Программа у чеха в Москве – а матч с «Ак Барсом» «Авангард» провел на «ВТБ-Арене» – была насыщенной. Сначала дал пресс-конференцию, где рассказал о своих впечатлениях, оценил шансы Овечкина догнать Гретцки и вспомнил Омск.
– Когда я узнал, что «Авангард» будет праздновать 70-летие, то очень обрадовался. Это большая история хоккея. И солидная дата. Когда я играл в НХЛ в 2017-м, лиге исполнялось 100 лет. Но и 70 – это много, ведь клуб создали сразу после Второй мировой войны. Я очень рад, что могу участвовать в этой истории.
– Может ли пандемия помешать Александру Овечкину обогнать Уэйна Гретцки по количеству голов в НХЛ?
– Когда я решил во второй раз поехать играть в Россию, то было понятно, что мне рекорд Гретцки уже не побить. Но после того, как я вернулся, я провел в НХЛ еще шесть лет. Если бы я остался в НХЛ, может быть, у меня бы и был шанс. Но я никогда не считал себя чистым снайпером. Алекс Овечкин – снайпер. Шесть лет назад я бы сказал, что у него нет никаких шансов. Но когда он изменил свой стиль игры, может быть, стал работать лучше, чем делал до этого, то стал более эффективным. Если у него будет такая цель, он будет по-прежнему здоров, а мир вернется к нормальной жизни – то сможет.
– Понятно, что от игры в России у вас осталось множество ярчайших воспоминаний. Какие из них самые яркие?
– Когда я играл там, то был очень популярен. Мне очень нравилось, я отвечал взаимностью, тепло относился ко всем омичам. Мало что изменилось с тех пор, у меня по-прежнему огромное количество друзей в Омске. Очень уважаю игроков из России, как и всех людей в вашей стране. За что мне всегда нравились российские игроки, так это за их любовь к родине. Они всегда готовы играть за сборную. В других странах — совсем по-другому. Когда у ваших игроков есть шанс биться в сборной, они всегда едут, – цитирует Ягра «Спорт-Экспресс».
Затем чех пришел в эфир «Авангард ТВ» к Зухре Уразбахтиной – и разговор стал веселее. Вместе с Ягром в эфире были Максим Сушинский и журналист Павел Лысенков.
«Ваша страна хорошо выглядит. Тоже ничего не изменилось, – ответил Ягр, не забывший русский язык, на комплимент ведущей. – Арены хорошие, зрителей много – больше, чем когда мы играли: 1500 зрителей, максимум 3-4 тысячи было. А теперь – посмотри! Хорошие дворцы.
В 2004-м, во время локаута, я не знал ничего об Омске, не знал ничего о клубе – ко мне приехали в Чехию и предложили играть. Но я знал, что там играет Суши (Сушинский – прим. Sports.ru) – я видел его, когда он за сборную России играл. Ярослав Беднарж, чешский игрок, сказал: «Поезжай, тебе там понравится». Я приехал и очень полюбил эту команду, этот город и живущих там людей. И честно скажу: я не хотел возвращаться в Америку. Я делал все – не хотел возвращаться, но... Поэтому я вернулся в Омск спустя несколько лет».
Максим Сушинский тоже вспомнил первое пришествия Ягра в «Авангард»:
– Да, мы пересекались в сборных, видели, как он играет [в НХЛ], но когда он появился в твоем клубе и стал твоим партнером – это, конечно, приятно. Честно говоря, я помню первую игру – по-моему, в Новосибирске. И Яромира поставили во второе звено на большинство. Он долго просидел, потому что много давали играть в большинстве первому звену – Затонский – Прокопьев – я и два защитника у нас было. После первой игры мы поговорили с тренером – и Ягр стал играть у нас в пятерке.
– Я защитником был, – ворвался смеющийся Ягр.
– Но стало еще лучше получаться, – добавил Сушинский. – Яромир влился в коллектив в один день. Он такой человек, который примет любой коллектив, и с легкостью вольется в него. Он не смотрит на людей свысока, он их партнер. Здесь все просто было.
– Мне немного тяжело было. Я в школе немного учил русский, но когда долго не говоришь на нем – ты забываешь язык. Мне понадобилось 3-4 недели, чтобы я вспомнил его, мог поговорить в команде и чувствовать себя хорошо. На льду не было проблем, а общаться было тяжело.
Ведущая попросила легенд «Авангарда» вспомнить их яркие матчи с «Ак Барсом». Сушинский назвал локаутный сезон, когда Андрей Назаров подрался с Дарюсом Каспарайтисом. А Ягр не стал вспоминать – он кое-что придумал:
– Ты знаешь, что я могу сделать для команды? Если будет 2:2 после второго периода, я пойду забью шайбу – и мы выиграем. Я еще могу это сделать.
– А я забить уже не могу, но могу отдать ему, чтобы он забил – поддержал тему Сушинский.
– Не бойтесь результата, «Авангард» выиграет сегодня, – пообещал Ягр.
После этого Сушинского, Ягра и Лысенкова вовлекли в игру с напитками: у каждого было четыре разных стакана с разным содержимым – и участники должны были угадать по вкусу, что они попробовали. У чеха был квас, борщ, чешская кола и березовый сок, у экс-президента «Авангарда» – щи, энергетик, безалкогольное пиво, минеральная вода, а журналисту достались пельменный бульон, рассол, тархун и чайный гриб.
«Если я умру – то из-за этого, – сказал Ягр, выпив процеженный борщ. – Давайте следующий, я хочу забыть это. Это водка с энергетиком?».
Но единственный напиток, хоть как-то близкий к алкогольному, был у Сушинского – он отхлебнул и поморщился, не понимая, что это пиво-нулевка: «Не знаю, что это? Безалкогольное пиво?! Гадость какая».
– Макс всегда пил алкогольное пиво! – сдал бывшего партнера Ягр.
Чех не угадал четвертый напиток – березовый сок («Да он даже не знает, как это дерево называется», – смеялся Сушинский), но сказал, что это было лучшее из четырех.
– Яромир, когда последний раз алкоголь пил? – прилетел вопрос в лоб от Павла Лысенкова.
– Я думаю... Когда я в Омске был? – засмеялся Ягр.
– Я даже скажу, какой напиток он пил, – включился Сушинский. – Может, сам скажет.
– Если я пил, то выбирал водку с апельсиновым соком. Чучетка, чучурка... Как сказать?
– Отвертка – пришел на помощь бывший партнер.
– А вообще другие я не мог пить. Отвертка мне нравилась, потому что там сок сладкий был.
– А «Бэйлис»? – вспомнил Сушинский.
– «Бэйлис»! «Бэйлис»! – тоже припомнил Ягр, но тут же поправился. – Это для девушек, Макс!
«Желаю омским болельщикам, чтоб все было хорошо, – заканчивал свое появление в эфире Ягр. – Желаю, чтоб Арену сделали быстро – и зрители могли смотреть на хоккей вживую. Думаю, что для них это тяжело, смотреть по телевизору, когда их команда играет в Москве. Если у меня будет время, я приеду посмотреть на новую открытую «Арену Омск».
Легендарный чех ушел смотреть матч на VIP-трибуну и выходить на лед ему не пришлось – после второго периода «Авангард» вел и в итоге выиграл 3:0.
В КХЛ перестали увольнять тренеров. Кажется, это тоже следствие потолка зарплат
Фото: instagram.com/avangard_inside, youtube.com/c/hcAVANGARDtv