18 лет назад Овечкина пыталась задрафтовать «Флорида»: вычитали дни високосных годов, чтобы взять его на год раньше
Не прокатило.
В хоккее есть байки, которые рассказывают примерно каждый год – например, как канадские магнаты предлагали советским игрокам контракты на миллион долларов (в те годы, когда годовая зарплата редко превышала 100 тысяч). Есть и реальные истории – например, про выдуманного японского хоккеиста, который был задрафтован просто потому, что генеральному менеджеру «Баффало» стало скучно к последним раундам.
Еще одна популярная байка драфта – как «Флорида» пыталась забрать Александра Овечкина на год раньше. Ее периодически освежают, вспоминая драфт-2004, а недавно Александр рассказал эту историю на подкасте Казанского и Сычева:
«Я 1985 года рождения, но драфтовался по 1986-му, из-за того что родился на два дня позже. И Кинэн считал високосные года, какие-то еще года. И получалось, что если за все 18-19 лет убрать [лишние дни], то я могу драфтоваться за 1985 год.
И я сижу – уже вижу, что там последний раунд, восьмой или девятый, и тут фигакс – какая-то пауза. Мне звонит агент – у меня тогда еще был агент – и говорит: «Саш, тебя пытается задрафтовать «Флорида». У меня пот, я думаю: «Какой?! Я хочу быть первым, а сейчас буду в девятом? Нафига мне это надо». Я такой: «Нет!». А он: «Мы ничего не можем сделать – если НХЛ разрешит, то ты будешь во «Флориде».
Овечкин немного путает – ну или Кинэн ему приврал, говоря о своей роли в этой истории. Железный Майк тогда был главным тренером «Флориды» и просто не имел таких полномочий, в отличие от генерального менеджера Рика Дадли. При этом сама идея принадлежала даже не Дадли (он, по некоторым сообщениям, относился к ней скептически), а владельцу команды Алану Коэну, который был поражен молодым русским талантом и попросил своего генменеджера как-то его заполучить.
После этого Дадли пытался провернуть спецоперацию, которая войдет в историю. Овечкин был недоступен для драфта-2003, так как родился 17 сентября — если бы его день рождения был на три дня раньше, то его могли выбрать. Менеджмент «Пантерс» говорил, что в коллективном соглашении отсутствует четкое определение года – если считать, что год состоит из 365 дней, то можно было вычесть лишние дни високосных годов, и тогда Овечкин проходил.
Уже тогда у Александра была репутация будущей суперзвезды. Европейский скаут «Питтсбурга» Марк Келли говорил, что молодой талант будет даже лучше Эрика Линдроса: «Эрик был настолько хорош как юниор, как вы только можете себе вообразить. Но у него даже близко не было той страсти к игре, которая есть у Овечкина. В последний раз молодой игрок так сильно впечатлял меня в 1984-м».
Первым пиком на том драфте был Марио Лемье.
Дадли потом рассказывал рассказывал: «Один из наших скаутов упомянул Овечкина, мы говорили о том, как он хорош – но, к сожалению, его день рождения был позже дедлайна. Потом кто-то вспомнил о судебном прецеденте, где из-за размытого определения года удалось доказать, что человек уже достиг нужного возраста после вычитания лишних дней».
«Флорида» так хотела взять Овечкина, что впервые о его выборе объявили сначала во втором раунде – лига отказала. Потом «Пантерс» попытались вернуться к русскому таланту в пятом, седьмом – и, наконец, девятом раунде (в начале нулевых такой еще был). Но все четыре раза им отказывали.
Дадли и сам понимал, что клуб имеет очень жидкую юридическую основу для таких действий: «Мы говорили с юристами, связывались с нашим скаутом по России, собирали информацию. Мы понимали, что вряд ли могли сделать что-то до драфта, но попытались – просто на случай, если вдруг будет принято решение, что он доступен для драфта. В таком случае наш выбор будет признан законным».
Овечкин вышел на драфт через год, попал в «Вашингтон» и изменил историю столичного клуба. «Флорида» на том драфте даже смогла взять в девятом раунде будущего игрока НХЛ – Тэннер Глэсс провел в лиге больше 500 матчей, но за всю карьеру набрал очков меньше, чем Овечкин за первый сезон.
Какой могла стать «Флорида», если бы до нее доехал Овечкин? Как ни странно, там у него были бы даже лучшие стартовые позиции, чем в «Кэпиталс» – состав «столичных» в дебютный сезон Александра был сплошь из ахаэловцев и игроков четвертого звена. У «Пантерс» же тогда были два игрока уровня главной канадской сборной – Роберто Луонго и Джей Баумистер, за пару месяцев до драфта-2003 признаный лучшим защитником чемпионата мира. Плюс интересные центры Олли Йокинен и Стивен Уайсс, еще не закончили наши ветераны Валерий Буре и Виктор Козлов – адаптация была бы легче, чем в «Вашингтоне».
А, возможно, Овечкин во «Флориде» стал бы как Ковальчук в «Атланте» (много голов и 4 матча плей-офф за восемь лет). Но история пошла по своему пути, и в этой истории у «Флориды» два выхода в плей-офф за весь XXI век, а у «Вашингтона» – Кубок Стэнли и 15 потрясающих лет с лучшим снайпером всех времен.
Овечкин в Америке – звезда и шоумен, в России – политическая фигура. Два разных образа живой легенды
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко; Gettyimages.ru/Eliot J. Schechter, Mitchell Layton, Scott Halleran
А пантерки тогда были поувесистее. Вашингтон распродал все активы за пару лет до этого, а Флорида свои просто спустила в унитаз, но позднее.
Тогда у них и защита была гораздо лучше (Лилья, Ван Райн), и в нападении не упомянули Виктора Козлова, Натана Хортона, Кристиана Хуселиуса, Мэтта Каллена и Никласа Хагмана.