Профессор? Видимо, так и есть
Аскаров выглядел сверхнадежно – три пропущенные шайбы в трех матчах. Подколзин совершал фирменные проходы к воротам соперников и был хорош в подыгрыше – четыре голевые передачи. Амиров забивал в самый нужный момент и устанавливал рекорды – три гола в трех первых матчах за национальную сборную. Чинахов демонстрировал свой кистевой – 14 бросков в створ по ходу турнира.
И все-таки главный герой Кубка Карьяла – Игорь Ларионов.
Когда в январе российская «молодежка» с позиции силы играла против Швеции и Канады (при Брагине и Варнакове мы успели от этого отвыкнуть), все задавались вопросом, от кого именно исходит подобная философия. Неужели все-таки от Валерия Николаевича? Или от Игоря Николаевича, пытавшегося в решающие моменты реквизировать планшет?..
Когда Ларионова назначили главным тренером «молодежки», оставалось надеяться, что все увиденное в Чехии шло именно от него.
«Sochi Hockey Open» не внес ясности – анализировать серию поединков с молодежным составом ХК «Сочи» практически бессмысленно. Тогда, в августе, по непонятным причинам молодежь решили не бросать под СКА, зато в ноябре отправили на этап «взрослого» Евротура.
И в Финляндии мы наконец убедились, что молодежная сборная России в надежных ларионовских руках (пусть главным атрибутом хоккейной власти, сиречь планшетом, заведовал Филатов). Мы убедились, что сборная будет играть именно в тот хоккей, который всем пришелся по душе на последнем МЧМ, и по которому все мы давным-давно соскучились.
Про высокий прессинг, физподготовку, контроль шайбы – сказано уже предостаточно. Потери и «обрезы» - неизбежное следствие не только молодости игроков, но и ведения игры на высоких скоростях. Обилие ошибок было свойственно и для советской сборной (для ларионовской пятерки, в частности) – просто при потере все игроки моментально переходили к прессингу и возвращали шайбу под свой контроль.
Игра в большинстве при Брагине являлась ахиллесовой пятой молодежной сборной. Сейчас мы видим весьма позитивные изменения в данном компоненте и снова вспоминаем советские времена – в 1980-х «большинство» являлось грозным оружием наших хоккеистов. КЛМовцы реализовывали практически каждое второе удаление противников, и кто им противостоял – Польша, Чехия или Канада – особой роли не играло. В Северной Америке советского «большинства» боялись как огня – каждый свисток в пользу сборной СССР сопровождался оглушительным свистом и обвинениями в «нырках»…
«Меньшинство» на Кубке Карьяла порадовало не меньше – ни одной пропущенной шайбы, активная игра нападающих, успевавших подниматься к синей линии и возвращаться ближе к «пятачку», если шайба уходила за ворота. При перехватах команда не выбрасывала шайбу куда глаза глядят, а старалась подержать ее и убежать в контратаку. Кстати, КЛМовцы также частенько выходили "убивать" штрафное время (как правило, Макаров и Крутов) и делали это с большим знанием дела.
Если с молодежной командой Ларионов добивается подобных результатов, можно представить, как бы играла «взрослая» сборная России под его руководством. Надеемся, что мы когда-нибудь увидим и подобное…
Вообще, из всей знаменитой армейской пятерки стать хорошим тренером могли только Ларионов и Фетисов. Остальные – вряд ли, каждому мешало что-то свое, особенное. Крутову - особенности характера и проблемы со здоровьем. Касатонову – приобретенная в Союзе привычка исполнять приказ, каким бы идиотским он не был. Макарову – острый язык, сомнительно, что Сергей Михайлович сумел бы выстроить нормальные отношения с игроками.
А Ларионов – самое то. Идеальное сочетание уверенности в себе и интеллигентности. Плюс громадный авторитет. У него лишь один недостаток, который можно выразить фразой из знаменитого советского фильма: «Поздновато начинаете».