8 мин.

«ИДЕШЬ В 8 УТРА НА ТРЕНИРОВКУ, А НАВСТРЕЧУ — ЛЮДИ В ШЛЁПКАХ И С ПОЛОТЕНЦЕМ» — ПАВЕЛ КУКШТЕЛЬ О СОЧИ И НОВОЙ КОМАНДЕ

Вне хоккея он играет в шахматы, посещает театры и оперу, а в день рождения родного города читает стихи Ахматовой. Нападающий ХК “Сочи” Павел Кукштель о том, как приобщался к высокой культуре, чем его удивил Сочи и почему он не спешит купаться в местном море.

Паш, тебя можно назвать истинным жителем культурной столицы: театр, опера, стихи?

(смеется) Это громко сказано. Да, я могу с родителями сходить в театр или оперу. Не скажу, что я в восторге, но к культуре приобщен. Хотя хоккей для меня все равно на первом месте. Да и отдых порой — просто полежать — самый лучший.

Однако, твоё прочтение строчек Анны Ахматовой, посвященных Санкт-Петербургу, впечатляет

Да, читал. Вот что с нами творит карантин (смеется) Если серьезно, то это тоже больше для общего развития. Не скажу, что я настолько люблю поэзию, что готов сам пойти стихи писать. Сейчас читаю Дейли Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”. Психология. Довольно интересно, хотя эта книга тотемная, ее лучше читать главами и потом анализировать. Мне ее посоветовали друзья, как раз из тех, кто уже завоеван (смеется). В общем, мне нравится.

Еще из жанра фантастики понравилась книга “Автостопом по галактике”. Не могу объяснить, чем именно, но зацепила. Конечно, когда начинается сезон все мысли уже о хоккее. Он занимает много времени, особо ни на что другое уже не хватает.

Но еще одно твое увлечение — шахматы. Ты ведь даже в соревнованиях участвовал…

Было время, но больше в детстве. На самом деле за шахматы тоже спасибо родителям. Это было сделано ради хоккея, чтоб можно было на несколько шагов вперед просчитать действие соперника. Они отлично развивают мышление. Сейчас, конечно, ни о каких соревнованиях и речи быть не может. Меня там все сделают, однозначно. Так, для себя могу сыграть пару партий на планшете. В команде особо никто не играет. А чем реже играешь, тем меньше знаний остаётся. Здесь тоже надо постоянно заниматься. С учителями, репетиторами. Раньше я занимался и, думаю, базу определенную заложил. Мне этого достаточно.

Наверняка смотрел фильм “Жертвуя пешкой”

Конечно. Неплохой фильм, но не скажу, что это мой любимый. Нет. Любимый фильм “1+1”. А сейчас на просмотре “Последний танец”. Это о баскетболе и Майкле Джордане. Интересно посмотреть про жизнь таких выдающихся спортсменов, как они ведут себя в команде. Здесь даже есть документальные нарезки из раздевалки команды.

Из российского кинематографа что можешь назвать? “Стрельцов”?

Нет. Не смотрел. Вообще российское кино не очень люблю, но “Легенда №17” разве что отмечу.

Наверное, в мире хоккея этот фильм уже можно назвать классикой…

Да. Как американское “Чудо”

Аккуратно подошли к теме хоккея. Рассказывай, как делал выбор в пользу этого вида спорта?

Было всё довольно странно. Еще в детском саду к нам пришел тренер. Точнее на тот момент это воспринималось, как “просто мужик”. Поставил скамейку посреди зала и попросил попрыгать через нее. Я и еще пару человек как-то очень хорошо через нее прыгали, после чего уже подошли к моим родителям с вопросом: не хотите ли попробовать сына в хоккее? Дня через два я уже вышел на лёд. Мне все нравилось, я не боялся падать и быстро избавился от этой табуретки, с которой обычно все катаются. И как-то все завертелось… Тренировки, подкатки, занятия. В сад больше не ходил, не успевал (смеется). А позже сюда же добавились шахматы, гимнастика. В общем, много чего было в детстве.

Дальше тоже приходилось выдерживать темп. Совмещать игры за две команды — в МХЛ и ВХЛ

О, да! Это было непросто! Незабываемо я бы даже сказал! Порой были серии игр, которые давались очень тяжело. Просто нон-стоп. Но за это могу сказать только спасибо. В СКА такая политика: чтобы игрок развивался. И я за тот период действительно заметно прибавил. Самое главное в таком ритме — научится отдыхать. Переключаться. В первую очередь, головой.

Как тебе это удавалось?

Я спал. Серьезно. Тут рассказа в красках не будет. Мы жили на закрытой базе и это очень помогало не отвлекаться на лишнее. Еще у нас в СКА был диетолог, которая прописывала питание. Я как-то раньше не сильно уделял этому внимание, но в тот момент понял, насколько важен правильный рацион. Какая это большая наука и как помогает знание, что, когда есть и в каких пропорциях. Думаю, как раз сон и правильное питание помогли остаться “на плаву” и не падать на льду.

Обременительно придерживаться диеты, соблюдать все правила?

Иногда хочется что-то съесть, что не желательно. Бургер, например. Есть все время овощи иногда напрягает, но ты понимаешь, что все это — часть игры. Ты должен выполнять все ее правила, чтобы показывать хороший результат на льду. Ради этого можно и потерпеть.

Судя по прошлому сезону, все — на пользу. Ваша связка с Альбертом Конозовым была одна из лучших в “СКА-Неве”…

Мы неплохо выступили, хотя не всегда играли в одной тройке. Приходилось выступать и с другими ребятами. Из-за этого не получалось как следует сыграться на постоянной основе, чтобы показывать лучший результат. Когда ты сыгран и знаешь, как действуют партнеры, качество игры повышается. Были моменты, уезжал и в основную команду. Это тоже был отличный опыт для меня.

Твой дебют в КХЛ состоялся в матче СКА против “Амура”…

Да, отлично помню этот момент. Такое не забывается. Было очень круто! Я ведь еще маленьким ребенком сидел на трибунах, смотрел хоккей в своем бумажном шлеме. Выдавали такой, знаете? После матча бегал с клюшкой по квартире… А тут, спустя немного времени довелось самому сыграть на этом льду!

Какова она, волшебная атмосфера домашних матчей СКА?

Я всегда отмечал питерских болельщиков. Их огромная поддержка действительно очень помогает в игре, гонит вперед. Они потрясающие.

Случившийся обмен в “Сочи” вызвал у тебя удивление?

Нет, я уже был к этому готов. Мы обсуждали тему развития, понимали, что нужно двигаться дальше, выходить на новый уровень, получать больше игрового времени. В СКА с этим на данный момент было бы сложно, поэтому искали варианты. И хорошо, что нашли. Для меня это только плюс. Есть возможность выходить на лед против игроков, на которых раньше ты смотрел только по телевизору. Это очень круто!

Как прошла адаптация к новому городу, к новым людям?

Легко. Мы же приехали уже своей бандой (вместе с Павлом участниками обмена стали Кирилл Петьков, Даниил Огирчук и Даниил Мироманов — прим. автора) Да и так, я многих ребят в команде уже знал, так что, думаю, с этим вообще проблем не возникло бы. Команда всегда — одна большая семья. По-другому не может быть. Чтобы выходить на лед и делать общий результат со всеми нужно уметь находить общий язык. Мы управились за пару дней — со всеми познакомились и начали работать.

А что скажешь о местных болельщиках? С ними пока не знаком?

Честно говоря, пока нет. Эта ситуация с короновирусом немного мешает. Но даже при неполных трибунах со всеми ограничениями и сложностями они приходят нас поддержать. Мы их слышим — это здорово!

Дух олимпийской столицы чувствуется вокруг? Или все же Сочи — это, в первую очередь, курорт?

Да, скорее так. Первые два месяца вообще было сложно понять, где ты находишься. Вроде 8 утра, ты идешь на тренировку, а тебе навстречу или рядом — люди в шлёпках и с полотенцем. Было странно. Сейчас правда город заметно пустеет, заканчивается курортный сезон и становится прохладно.

Вообще, если сравнивать Питер и тот же Адлер, где мы сейчас находимся с командой, то разница в городах очень ощутима. Здесь нет такой суеты, люди более расслаблены. Видно, что это курортный город.

Ты сам успел окунуться в море?

Честно, нет. Как-то сразу для себя поставил цель, что я приехал сюда работать и пробиваться в состав. Круто, что тут есть такие блага, но будь я в любом другом городе — обошелся бы без моря. Так что и здесь — нормально. Сожалений по этому поводу нет.

Я сейчас снимаю квартиру в пяти минутах от олимпийского парка, до моря — минут семь. Так что, еще успею. Вообще, я как житель Санкт-Петербурга больше привык немного к другим пейзажам и погоде. В Питере чаще дождь и прохлада, а тут — солнце, жара. В первое время тяжело давалась акклиматизация. Было очень жарко, но потом начал привыкать. Через пару месяцев я уже отлично себя чувствовал.

Что успел посмотреть из достопримечательностей?

Пока только торговый центр в Сочи (улыбается) Думаю, у меня будет еще возможность изучить местную архитектуру. Вообще, в планах изучение английского языка. У меня не очень хорошее владение, а в команде есть легионеры и хочется с ними общаться более свободно. Время нужно проводить с пользой.

Это верно. Межсезонье тоже прошло с пользой?

Да, кстати, в межсезонье я начал заниматься йогой. Мне понравилось. Хорошая растяжка мне очень пригодится, а то я какой-то деревянный. Еще пока сидели с ребятами на изоляции прикупил себе приставку. Правда, довольно быстро ее продал. Получилось, будто взял в аренду. Я не большой любитель таких игр. И в целом, не очень азартный. Так, чисто ради развлечения.

Местную кухню пробовал?

Пока не довелось. Скажем так, строгая диета не позволяет баловаться местной кухней. Хотя мы были в нескольких ресторанах, но ели обычные блюда. Не могу что-то выделить.

То есть хоккеист везде питается одинаково?

Ну да, в принципе. Хоккеист ест там, где есть макароны (смеется). Так повелось, что они считаются богатыми углеводами. Хотя, наши легионеры здесь макароны не едят. Все передвигаются на рисе. И я бы не сказал, что на льду они как-то плохо выглядят. Похоже, дело не в макаронах. Видимо, нужно делать что-то еще. Тренироваться, наверное (смеется).