Шейн Доун: последний капитан пустыни
Чуть больше недели осталось до старта квалификационного раунда НХЛ, в котором «Койотис» померятся силами с «Нэшвиллом». Казалось, очередной сезон тихо и буднично катился к привычному результату — непопаданию «Аризоны» в плей-офф 8-й раз подряд. Но тут грянула коронавирусная истерия, хоккей перенесли на курортный сезон, а боссы команды получили шикарный шанс прикрыть свои недоработки, ведь разница терминов «квалификация» и «плей-офф» забудется, зато можно будет с гордостью всем напоминать, что команда таки добралась до постсезона. А пока Чайка и Токкет на калькуляторе высчитывают вероятность заполучить Кубок Стэнли или Алексиса Лафренье, мы вспомним настоящего Человека, Хоккеиста и Капитана, при котором «Аризона» играла в плей-офф, и не один раз.
Иногда кажется, что они вечны. В одной из песен украинской поп хип-хоп группы ТНМК так и поется: «Пока жив Фидель - я еще ребенок» (перевод с украинского — автора). Фидель, родители или лучший игрок любимой команды, который уже отыграл вечность до твоего прихода в ряды болельщиков, и так же вечно будет играть уже под твоим присмотром. Но иногда они уходят. Неожиданная их потеря обухом бьет по голове, а полное осознание утраты приходит намного позже. Если вообще приходит...
Шейн, казалось, будет играть вечно. Но в одно яркое июньское утро 2017 года пришла черная новость: клуб, которому он отдал столько лет, в его услугах больше не нуждается. «После тщательного рассмотрения, мы решили не предлагать Шейну Доуну контракт на следующий сезон, — сказал владелец клуба Эндрю Барроуэй. — Пришло время двигаться вперёд и сконцентрироваться на нашей группе молодых, талантливых хоккеистов и нашем светлом будущем». Новый хозяин жизни решил, что старые порядки ему ни к чему, а молодой ГМ, Джон Чайка, взял под козырёк, и в безвольном бессилии лишь развел руками. Итог известен. Сегодня этот «хозяин» сам выступает в роли пережитков прошлого, а ГМ, несмотря на продолжающуюся молодость, находится на грани оглушительного провала. Но фанатская боль от потери Доуна от этого не становится легче.
Доун выделялся уже в юниорском хоккее, на пару вместе со своим другом-соперником Джеромом Игинлой он завоевал два подряд Мемориальных Кубка в составе «Кэмлупс Блейзерс», внеся весомый вклад в достигнутый результат, и будучи при этом на год-два моложе партнеров по команде. Усилия не остались незамеченными — на драфте 1995 года «Виннипег Джетс» выбрали его в первом раунде под общим 7-ым номером (Игинла ушел чуть ниже — 11-ым). «Джетс» очень скоро сменили холодную Манитобу на знойную Аризону, став «Койотами», а Доун, по стечению обстоятельств, а может по иронии судьбы, стал последним оригинальным «реактивщиком», из тех, из настоящих… Годы юности также не забыты — Доун с Игинлой и еще рядом персон являются совладельцами «Кэмлупс Блейзерс» по сей день.
В первом же сезоне Доун занял своё место пауэр форварда в боттом-6 «Виннипега» и отыграл там почти весь сезон, периодически появляясь в бригадах большинства. По понятным причинам добраться даже до 20 очков у него не вышло. В топ-6 царили Кит Ткачак с Теему Селянне. Во многом игра Кита и вдохновила Шейна на старте карьеры. Во всяком случае, кулаками махать он научился уже тогда и частенько посещал лавку для отбывания штрафа.
Следующие три сезона у Шейна прошли еще менее удачно. Видимо, на этом сказалась кадровая политика клуба. С уходом Селянне и Жамнова в команде появились Джереми Реник и Майк Гартнер, а также Даллас Дрейк, чуть позже Рик Токкет, и в целом хватало опытных исполнителей. Ворота в топ-6 для 19-летнего юноши закрылись наглухо, да ещё и статистика просела. Это привело к тому, что Доун в сезоне 97/98 больше половины сезона проторчал в АХЛ. И да, это пошло ему на пользу. В «Спрингфилде» он набирал больше очка за игру и своим трудом заработал возвращение наверх.
Настоящий прорыв ждал Шейна на рубеже тысячелетий. Доун взлетел и больше не опускался. Он стал вторым по результативности и по голам в команде. Дальше его ждали 13 сезонов с 20+ шайбами, что является третьим результатом в Лиге.
Как представляется, на становление Шейна, как игрока и лидера, повлияло несколько составляющих. Во-первых, стиль хоккея в поздние 90-е все же был силовым и не напоминал балета. Доун хлебнул этого еще в юниорах. Силовой, доминирующий стиль игры, характерный Шейну, именно оттуда. Ему посчастливилось поиграть в одной команде с серьезными ребятами, такими как Кит Ткачак и Рик Токкет, легендами хоккея уже на тот момент, Майком Гартнером и Эдом Ольчиком, а также образцом интеллигентности и примерной жесткости Теппо Нумминеном. Эти ребята и заложили первые кирпичики того, что мы любили в начале 21 века.
Не каждому дано провести всю карьеру в одной команде. Кому-то просто скучно все время ходить на одну и ту же арену из года в год, другие ищут более денежные варианты, третьи выше всего ставят престиж или титульные перспективы, также попадаются такие, которые хотят жить поближе к родному дому, или недалеко от горячо любимой тещи и ее пончиков. То, что Доун отыграл всю карьеру, а это, на минуточку, 21 сезон за один клуб, возможно, стечение обстоятельств, а может, это вера, помноженная на силу духа. Большая семья, привыкшая жить в комфортном климате, ранчо с любимыми лошадками, все это может привязать, но не может быть якорем, прочно удерживающим на одном месте. И пусть команда из Пустыни никогда не относилась к фаворитам, но в плей-офф попадала, а там кто знает… Уже не раз упомянутый Игинла на старости лет попробовал уйти за титулом, но результат примерно одинаков.
Извечная дискуссия: Шейн Доун звезда или не звезда? Одни категорически отвергнут любой статус, другие нарекут болидом местного значения, для нас же Шейн это Символ и Эпоха. Да, всегда были в команде игроки потехничней, поизвестней, позвездней. Но такого, как Шейн, не было. Возможно, и не будет, потому что таких уже не делают. Без тени сомнения можно сказать: Доун — НАШЕ ВСЁ. Да и что определяет звезду? Титулы, индивидуальные результаты? Пусть Кубок Стэнли не завоеван, а лучшим в карьере 78-очковым сезоном индивидуальную бомбардирскую награду не выбить, пусть приз Кинг Клэнси Мемориал или награда Марк Мессье Лидершип — персональные призы с не всем понятным смыслом, но не только за голы-пасы-очки, но за характер, за авторитет, за блеск в глазах, за ярость и жажду борьбы, за злость и презрение к проигрышам, самоотречение и самопожертвование, и просто любовь к Игре мы любили и любим Шейна.
Да и можно ли мерить одним мерилом Глыбу со сверкающим мелкокаратным брильянтиком? Жесткий, силовой вингер, заточенный на «снести и затолкать» врядли может поспорить со снайперком-пулялкой, хотя и бросок неплохой у Доуна имелся. И пресловутых голов-очков могло быть больше. В начале НХЛ-овской карьеры, когда Шейн только искал себе место в неплохо укомплектованной команде «Койотис», ему приходилось лишь мечтать о том, чтобы играть вместе с Ткачуком и Реником, а расцвет Доуна-игрока пришелся на трудные для «Финикса» времена. Хоть и в первом звене, но частенько приходилось играть с не самыми именитыми партнерами: Дэймонд Лэнгкоу, Петер Недвед, Стивен Рейнпрехт, Майкл Комри, Мэтт Ломбарди или даже Эрик Беланже. Согласитесь, это вполне себе достойные игроки и правильные парни, но они очень далеки от понятия «топовый центр». Поиграть с Джей Ар-ом в одном звене Шейну таки довелось в сезоне 2006-2007, но постаревший Реник и сам мало создавал, и Шейну не особо помогал. Случись на пути Шейна толковый центр, его персональная статистика могла быть намного интересней.
Или, например, хороший тренер, способный создать крепкий коллектив из «того, что было». Но в это время командой всецело управляет клан Грецки. Обаяние и личные качества Уэйна не сильно помогли ему привлечь в команду сильных свободных агентов, из всех имен можно выделить разве что Эда Жовановски. И, несмотря на довольно симпатичную игру, Королю так и не удалось добиться сколько-нибудь значимых результатов. Не удалось даже попасть в плей-офф.
В этот же период менеджмент «Финикса» делает серию фатальных промахов на драфте: Уиллер, Мюллер, Туррис, Бедкер, Тихонов. Иные сразу «кинули» франчайз, другие выбрали балет, третьи решили, что самим своим явлением они осчастливили организацию, и теперь все пред ними в большом долгу. Доун всесторонне их опекал, защищал, подбадривал. Забив шайбу, после многих лет в АХЛ, Кайл Туррис бежал делиться радостью конечно же с Доуном, Бёдкер ревел на плечах Шейна, получив известие о непопадании в финальный ростер на сезон и, соответственно, ссылку в АХЛ, а Шейн утешал его словами, что сам прошел по такому пути. Доун в каждом интервью твердил: «Вот у нас хорошая молодежь, Тики-Турри-Бёдс, вот-вот ребята войдут в силу, и все будет чики-пики». Но ребят надолго не хватило, по одинаковому сценарию, но с небольшим разбросом по времени, все они ушли из команды потребовав обмена. И добрый, но справедливый Доун в одной из радиопередач после позорного демарша Турриса, на вопрос журналиста об итогах ситуации с забастовкой игрока, ответил коротко и емко: «Kyle, who?..»
К обыкновенным хоккейным проблемам и провалам добавились организационные невзгоды. В какой-то момент клуб был признан банкротом, выкуплен и находился на балансе Лиги. Канадская пресса без устали штамповала сенсации, отправляя «Койотов» то Виннипег, то в Гамильтон, то в Квебек. Покупатели на команду были, Лига даже заключила серию договоров продажи, но в дело вмешалась американская демократия, точнее, институт имени республиканца Барри Голдуотера, который пристально следил за ситуацией и бил по рукам мэрию Глендейла, заодно и руководство НХЛ, за попытки привлечь бюджетные средства на финансирование профессионального спорта.
Критический момент в отношениях Доуна и «Финикса» настал летом 2012 года, когда у Шейна закончился контракт и он стал неограниченно свободным агентом. Но вот пришло 1-е июля, открылся рынок, прошел весь июль, кончилось лето, а Шейн Доун не подписывает контракт ни с кем. Редкие комментарии из его лагеря сводятся к простой констатации: рассматриваются несколько вариантов с различными командами. Шейн, конечно же, не хотел покидать «Финикс», но подписать контракт с местной командой, а наутро прочитать в прессе о переезде в другой город — не входило в его планы, он хотел контролировать свое будущее. Неизвестно, насколько достоверными были слухи о рассмотрении вариантов с «Кингс» и «Шаркс», но 15 сентября 2012 года, за несколько дней до открытия тренировочных лагерей, Доун подписал с «Койотами» новый контракт на 4 года. В беспросветной безнадеге появился лучик. Учитывая тот факт, что франчайз обрел владельца лишь в мае 2013 года, можно сделать предположение, что подписывался Доун под личные гарантии Гэри Бэтмена. И комиссионер свое слово сдержал.
Трудно измерять такую Глыбу рулеткой и уровнем, тем более для полного осмысления всего наследия еще не настало время. Здесь же просто хочется вспомнить несколько штрихов, эпизодов, внезапно всплывающих в памяти. Таких как, например, серия плей-офф 2010 против «Детройта». После ухода Грецки Типпет сходу вывел команду в постсезон, попав на «Детройт». Опять этот «Детройт»... раз за разом выбивающий и фактически сломавший ту команду Ткачука-Реника-Нумминена. Но серия началась бодро. Лидеры команды и отлично вписавшиеся в коллектив Вольски и Стемпняк покусывали «колесокрылых», и после 3-х игр «Финикс» вел в серии 2-1. Но в третьей игре, перепрыгивая вратаря «Детройта», чтоб не нанести ему травму, Шейн неудачно упал и сильно повредил плечо. Без Капитана «Койоты» упустили инициативу, серия свелась к 7 матчу. Шейн рвался в бой, был готов играть хоть одной рукой, хоть на одном коньке, но Типпет не стал рисковать. В итоге, в 7 матче на льду не оказалось вожака, способного вести за собой, а опыт «Ред Вингз» и поплывший Брызгалов довершили дело. Доун еще много лет обижался на Дэйви за его решение.
Забавная история сложилась у Доуна с таким явлением как хет-трик. До поры он ему просто не удавался, вообще никак. Но однажды это случилось, в 1,161-й игре в НХЛ, и случилось почти чудесным образом, благодаря стараниям Рэя «The Wizard» Уитни, который протащил шайбу через всю площадку и отдал ее уставшему, последние 5 минут игры практически не уходившему с площадки Доуну. Но прозвучала сирена об окончании матча, судьи развели руками, гол отменен. Однако, Уитни и не думал сдаваться, настоял на видеопросмотре, который подтвердил легитимность гола, а значит и хет-трика за 0.1 секунды до конца игры! Не то чтобы Шейну недоставало мастерства, скорее везения, хотя дело наверняка в чрезмерном усердии и желании наконец-таки его выбить. Иногда надо просто расслабиться. В итоге, погодя, удался и второй трюк со шляпой, но до первого было целых 38 дублей!
Хорошие вещи случаются с хорошими людьми, например, однажды Шейн забил буллит сломанной клюшкой.
Постоять за партнера, или за себя, особенно если это заклятые друзья-коллеги из родного дивизиона как Дастин Браун из «Кингс» или — всегда пожалуйста.
Итак, 2 Мемориальных кубка, награда Кинг Клэнси, приз Марк Мессье, 3 золота и 3 серебра Чемпионатов Мира, 1540 игр за один клуб, 972 очка (402 + 570) — все рекорды франшизы — казалось, такой игрок вполне достоин сам решать свою судьбу, и если он желает продолжать играть, то ГМ просто обязан сразу же предложить новый контракт в рамках адекватности, но… контракт Доуна (тот самый, заключенный на веру и под гарантии Бэтмана) закончился, а новый ему не предложили. И даже дерзнули громко заявить, что предлагать не собираются, дескать, у нас всё новое, жить будем по-новому, а всё старое, отжившее и пожилое должно уйти. Барроуэй принял решение, а молодой Чайка не нашел в себе сил ему перечить. И вот уже третий год, как новое и красивое должно бы наступить, но всё никак...
Любой капитан после Шейна — был бы бледной его тенью. Главный тренер «Аризоны», Рик Токкет, успевший когда-то даже немножко поиграть с Шейном, в первый свой сезон не рискнул назначить капитана, присматривался, а команда играла с 4-мя ассистентами. Лишь на второй сезон капитаном стал Оливер Экман-Ларссон. Но эта затея с треском проваливается: швед, как ему и положено, изрядный флегмат, его английский не идеален, его авторитет в команде — весьма сомнителен. Воронка в пресловутом «лидершипе», образовавшася после ухода таких игроков как Доун, Михалек, Ганзал, одна из главных причин невнятной игры при, казалось бы, вполне симпатичном наборе игроков. Но команду из набора игроков всегда делает лидер, или группа лидеров. В нынешней же «Аризоне», похоже, некому спросить «за дело», все прячутся друг за дружку, просто у некоторых при этом есть некая нашивка на свитере.
По высшей справедливости, Эндрю Барроуэй недавно был смещен богатым и амбициозным кубинским миллиардером, и на данный момент является лишь миноритарным владельцем, ничего не решающим, оставившим щепотку акций для статусности. Не радуга над головой и у Джона Чайки: вроде все логично и активно, но результат все тот же — болото. К игровым потерям добавились репутационные потери в виде скандала, связанного с несанкционированным тестированием проспектов. По слухам, ключевые владельцы Лиги и комиссионер Бэттмен взбешены выходками менеджмента «Аризоны», и на полном серьезе рассматривают если не смещение Чайки, то назначение ему опытного наставника в качестве президента по хоккейным операциям.
Нельзя исключать, что кубинский товарищ с миллиардами, проанализировав ситуацию, вернет Доуна в «койотскую» семью, найдя ему почетную и в то же время практически полезную должность. Сам Шейн также сложа руки не сидит, последние несколько лет трудясь в главном офисе НХЛ в департаменте хоккейных операций. Возможно, он уже готов к чему-то большему, или дальше большому.
Во всех приличных организациях принято выводить из оборота номера легенд и поднимать их свитера под своды арены. Ввиду исторических сложностей, у «Койотов» обращение с номерами разделено на «почитаемые» («honored») и изъятые («retired»). В истории «Джетс-Финикса-Аризоны» было немало достойных хоккеистов: уже упомянутые Кит Ткачак, Джереми Реник и Теппо Нумминен, а также Бобби Халл, Томас Стин, Дэйл Хаверчук — все они прошли почетную церемонию «Ring of Honor», их игровые номера отмечены и почитаемы, но продолжают использоваться. И лишь номер одного игрока выведен из оборота.
24 февраля 2019 года свитер с номером 19 навсегда поднят под своды Хила Ривер Арены.
Вы думаете, портал sports.ru как-то сообщил своим пользователям сей факт? Нет. Новости об этом событии на портале вы не найдете. Не тот нынче формат, не те тренды.
Мы исправляем эту ситуацию. Ниже вы найдете видео полной церемонии. Все, что не удалось сказать нам, скажут его родные, друзья, коллеги.
Автор выражает благодарность:
36 студии за перевод.
Пользователям Antonch, bond470 и gabbiano за помощь в написании статьи.
Шейну Доуну за то, что он был, и надеюсь еще будет, в нашей фанатской жизни.
С вами был Cactus Hockey.
Go, Coyotes!
Шейна канешно нехорошо кинули...могли бы и сезон дать или попрощаться вовремя и прилично...а не опосля возвращать долг...