КХЛ. Конкурентная Хоккейная Лига
Часть 3. На пути к переменам
Продолжая тему Континентальной Хоккейной Лиги, этот материал посвящаем тому, что не вошло в предыдущие две части. То, что изменит не только облик, но и содержимое.
С чего бы начать? Во-первых, здесь и сейчас лиге не можно, а нужно открывать зарплатные ведомости всех 23-х клубов (пока что не берём в счет «Адмирал», их финансы будут важны через год). Как и для чего это необходимо? Правление лиги имеет возможность официально выпустить постановление о том, что все клубы-участники Чемпионата КХЛ обязаны предоставить информацию о своих бюджетах в открытом доступе – чтобы любой желающий мог зайти на официальный сайт КХЛ и открыть условную вкладку «Зарплаты». На данный момент клубы не афишируют информацию о том, какие контракты выдаются игрокам и какие суммы в них прописываются – всё в нашей лиге происходит «серым» путём, когда информацию буквально приходится выуживать из каждого уголка, собирая паззл по кусочкам от инсайдеров, журналистов или даже Telegram-ботов (такой уже создали и там аккумулируются все «свежие» цифры по каждому отдельному клубу КХЛ). Как следствие, на разных ресурсах цифры разнятся, разные эксперты и представители СМИ дают различную информацию по какому-либо хоккеисту, что рождает домыслы, слухи и прочий нежелательный инфоповод для лиги и самих клубов. И снова, если сравнивать две ведущие лиги мира, то уровень открытости и прозрачности отличается в разы, хотя и там и тут официальных данных по зарплатам игроков на двух сайтах лиг не имеется. И даже в этом вопросе НХЛ опережает КХЛ тем, что на просторах интернета существует множество сайтов как “Capfriendly”, “HockeyBuzz”, “PuckPedia”, “SpotRac” (и это только самые посещаемые, а есть и другие), которые хоть и никак не связаны с организацией НХЛ, но публикуют всю возможную информацию по контрактам буквально каждого игрока всего 31-го клуба в более менее понятной форме. И на эти веб-ресурсы ссылается достаточное количество достоверных источников как "Eliteprospects", "The Hockey Writers", "The Athletic" и многие другие. Официальные аккаунты НХЛ в соцсетях публикуют общую сумму и продолжительность контракта, в то время как КХЛ вообще ничего не предпринимает. Сделать тот же ЦИБ открытым или вывести всю информацию по контрактным соглашениям игроков каждого клуба на официальный сайт лиги – это будет маленькая, но победа над бесконечным потоком слухов и интриг, которые наносят только ущерб репутации самой лиги, агентов, игроков и клубов. Такой решительный шаг от руководства КХЛ даст понять всем вокруг, какие клубы наиболее эффективно расходуют средства на тех или иных хоккеистов.
Следом было бы очень важно ввести правило, которое будет работать для всех без исключения. Речь идёт о размерах площадки. Они должны быть одинаковыми во всей лиге.
Как сейчас водится в современном хоккее, ледовые площадки всего мира подводятся к следующему размеру – 60 на 26 метров. Этот стандарт входит в рамки рекомендаций ИИХФ, которые предписывают проводить Чемпионаты Мира на площадках шириной от 26 до 30 метров. ЧМ-2020 в элитном дивизионе уже должен был пройти на ледовых аренах канадского типа, но из-за известных событий текущего года болельщики смогут наблюдать такой хоккей только в следующем мае-июне.
В КХЛ не все 23 команды перешли на стандарт НХЛ, причем некоторые клубы играют только лишь на «финских» площадках (ширина 28 метров). А кто-то и дальше продолжает отстаивать позицию в примерно таком духе – «мы не в НХЛ, нам канадские площадки ни к чему, мы утратим наш советский стиль».
А вот что об этом писал почти год назад известный хоккейный автор на Sports.ru, Егор Параскун: «Площадка не делает игру. Все зависит исключительно от класса выступающих хоккеистов. Элитные игроки одинаково эффективны на коробках любого размера. Самые простые примеры – Артемий Панарин, Евгений Дадонов, да и в принципе любая наша или европейская звезда, которая рвет НХЛ. Да и сборная Канады, взявшая золото в Сочи, не страдала боязнью большого льда – класс ее игроков было видно из космоса.»
Да, «Полосатый Хоккей» озвучил ещё много хороших мыслей, но суть в целом понятна – площадки не решают исходы матчей, но влияют на рисунок игры и другие тактические моменты, а это всё на прошедших первенствах было так уныло, что ИИХФ бьёт в набат и уже со следующего года ЧМ будут проводиться только на площадке размером 60 на 26. В ситуации с КХЛ, всего 6 команд сыграли регулярку (3 из них – ещё и в плей-офф) на канадских коробках, ещё 8 клубов провели чемпионат на финских размерах площадки, остальные десять довольствовались прежним европейским стандартом. Конечно, есть понимание того, что унификацией площадок мы не добъёмся моментальных результатов касательно зрелищности или в чем-то ещё (соглашаясь с мнением Льва Лукина на сайте «Чемпионата»), но этим лига наведёт порядок в своём хозяйстве и отпадут все вопросы федераций по подготовке к играм на Чемпионатах Мира – все, включая и ребят из-за океана, и тех, что играют здесь, будут в равных условиях.
Что ещё можно изменить в лиге, чтобы она стала интереснее, чем сейчас? Давайте говорить начистоту, КХЛ за свои 12 лет существования так и не смогла наладить связи с внешним миром. Кто вспомнит, когда был матч между клубом НХЛ и КХЛ? Было ли их много, или мало, проводились ли в наши дни Суперсерии в их классическом понимании?
Таких очных встреч было только три и крайней из них в октябре исполнится уже 10 лет(!!) – рижское «Динамо» было тогда обыграно «койотами» из города Финикс со счетом 1-3. Ни до (начиная аж с 1990 года), ни после этого НХЛ и КХЛ (в прошлом Суперлига, МХЛ) вообще не выясняли отношений на льду между собой. Пока «железный занавес» продолжал существовать между двумя гигантами мирового хоккея, НХЛ за 30 лет успела провести 34 вынесенных игр регулярного чемпионата. Западная и Центральная Европа почти всегда были открыты для североамериканского хоккея, но этим дело не ограничивалось – НХЛ пошла дальше и провела стартовые игры некоторых сезонов в Японии. Да-да, на стыке тысячелетий два японских мегаполиса Токио и Сайтама несколько раз и весьма успешно (Сайтама-Супер Арена и Национальный стадион Йойоджи каждый раз были забиты до отказа) (из хроники вынесенных матчей, опубликованной на сайте НХЛ полтора года назад) приняли гостей по ту сторону Тихого океана в самом начале «регулярки». До настоящего момента Национальная хоккейная лига более не проводила официальных игр регулярного сезона в Азии (хотя, в планах это всё имеется), но зато Китай два года подряд принимал команды в ходе их предсезонной подготовки в 2017 и 2018 годах соответственно (наверняка, болельщики ещё помнят те необычные логотипы China Series с иероглифами).
А что же насчёт КХЛ? Туман неизвестности и неопределённости накрыл все перспективы продвижения лиги за её пределы. Да ещё и некоторые высказывания некоторых её руководителей (в интервью для «Петербургского дневника» ровно неделю назад), вызывают лишь «полный фейспалм», переводя на современный лад. Как вообще такое может заявлять один из официальных представителей руководства КХЛ публично? Хотя вопрос скорее не в этом, а в том, почему лига вообще ни двигается в этом направлении ни на шаг вперёд (скорее только закапывая себя под землю). Чтобы КХЛ стала организацией хотя бы регионального масштаба (а мы мечтаем о планетарном) – надо изменить подход в вопросе продвижения лиги на неизвестные владения.
Для начала, нужно раз и навсегда покончить с «игрой в молчанку» с такой организацией как Хоккейная Лига Чемпионов. Ведущие хоккейные европейские державы определяют лучшего клуба Европы между собой, в то время как КХЛ гордо стоит в сторонке и неофициально носит звание главной лиги континента и второй лиги мира (в белорусской газете «Прессбол» на этот счёт засомневались). Противоречие на противоречии. Лучшим может быть только что-то одно – клуб, лига или трофей. Потому и странно наблюдать за тем, как команды, которые из сезона в сезон борются за Кубок Гагарина, изредка (раз-два в год в лучшем случае) пересекаются с лидерами европейских чемпионатов на турнирах типа Кубка Шпенглера. В это же время клубы НХЛ проводят активную экспансию на Старом Свете, ежегодно устраивая не только Глобальные Серии регулярного чемпионата, но и не избегают очных поединков с именитыми клубами Финляндии, Чехии, Швеции, Швейцарии, Германии. Даже если итоговый результат не всегда остаётся за североамериканскими командами, это нисколько не вредит репутации самой лиги – её руководство наоборот заинтересовано в как можно большем проведении таких игр, ведь это лишний повод заработать прибыль и повысить узнаваемость лиги как бренда (матч между «Кёлнер Хайе» и «Эдмонтон Ойлерз на Ланкесс арене собрал внушительные 18 400 болельщиков)(из материала обозревателя NHL.com, Николаса Котсоники). Но боссам Континентальной Хоккейной Лиги ещё почему-то не приходила в голову мысль посоревноваться с чемпионами Германии, Швеции или Финляндии, например. У нас же на этот счет есть одна идея (да, немного из области фантастики) – дать право финалистам конференций плей-офф Кубка Гагарина участвовать в групповом этапе Хоккейной Лиге Чемпионов. То есть, прошлогодние финалисты конференций (а это ЦСКА, СКА, «Авангард» и «Салават Юлаев») могли бы теоретически начать участвовать в битве за звание чемпиона Европы с матчей в группах (обычно в каждой группе по 4 команды) в сезоне 19/20. Плюсы такой идеи просты и понятны – намного больше прибыли заинтересованным участникам, больше узнаваемости хоккея СНГ в Европе и наоборот, возможность проведения игр на самых вместительных аренах Европы (Берн, Кёльн, Прага, Краков, Берлин, Стокгольм) и тд. Не забываем и про спортивный интерес клубов, которые будут не только задавать себе целью завоевать Кубок Гагарина, но и попутно стать лучшим клубом Европы, получив за это весьма хорошее вознаграждение (буквально).
Завершим трилогию про КХЛ одной избитой, но правдивой фразой: «Ты не проигравший до тех пор, пока ты не сдался». Так и мы, продолжим биться до конца за наши идеалы, пока хоккейный мир не заиграет новыми красками.
Фото: официальный сайт CHL, photo.khl.ru, NHL.com, Capfriendly.com.
Наш канал в Telegram: Овертайм
Например, кто-то из Беларуси сыграет со шведской "Фрелундой"