4 мин.

«Эскулап», «Итиль», «Пардаугава». История некоторых переименований

Почему «Сокол» однажды стал «Эскулапом»? Какое отношение Моисей Урицкий имел к Казани? В чём парадокс трансформаций рижского «Динамо»? Ответы на эти вопросы даёт рубрика, посвящённая проекту по восстановлению истории отечественного клубного хоккея.

Спортивные клубы достаточно редко меняют свои названия. Поскольку за названием всегда есть История — в той или иной степени славная; имеется и армия болельщиков, которые, как правило, весьма болезненно воспринимают такого рода перемены. Зачастую изменение происходит «втихомолку»: команда, допустим, «Метеор» остаётся для всех привычным «Метеором», но в юридических документах фигурирует как «Метеор-Стройремонт-банк», например. Ну а для того, чтоб «Метеор» стал «Вымпелом», требуются куда более веские основания, нежели смена спонсора. В Северной Америке таким основанием служит смена дислокации; в СССР им был переход клуба из юрисдикции одного спортивного общества в другое. Ну а в новейшей истории этим основанием послужил сам распад СССР.

Где-то меняли названия ради того, чтоб избавиться от «наследия», где-то — пытались просто вписаться в рыночную экономику. Например, киевский «Сокол» в 1992 году неожиданно превратился в «Сокол-Эскулап». Кстати, до 1973 года он именовался «Динамо», и «птицей» стал как раз именно из-за перехода из ВФСО (всесоюзного физкультурно-спортивного общества) «Динамо» под крыло ДСО (добровольного спортивного общества) «Зенит». После распада СССР «Соколу», выступавшему в Межнациональной хоккейной лиге, вне зависимости от достижений было предоставлено место в розыгрыше Кубка европейских чемпионов — как представителю нового государства. И, видимо, с помощью «Сокола» некая медицинская фирма пыталась прорубить себе окно в Европу. По всей вероятности, бизнес-план не заладился, и с 1993 года «Сокол» продолжил играть уже безо всяких «эскулапов».

c

Фрагмент программки 1985 года. «Салават Юлаев» тогда тоже был «СК им.»

В 1995 году в чемпионате МХЛ появился «Ак Барс». Ранее именовавшийся «Итилью», и ещё ранее — СК имени Урицкого. И совсем уж ранее — «Машстроем», но на всесоюзную арену казанцы в 1958 году вышли, и долгое время были известны как СК имени Урицкого. Интересно, что Моисей Соломонович Урицкий непосредственного отношения к Казани не имел. Революционер не «первого эшелона»; возглавлял петроградскую ЧК, и самый известный факт его биографии — он был застрелен в тот же самый день, когда произошло покушение на Владимира Ленина, что привело к «Красному террору». Не исключено, что Урицкий даже никогда не был в Казани, однако заводской спортивный клуб, при котором сформировалась хоккейная команда, носил его имя (чьё-либо имя носили почти все организации от пионерских дружин до огромных заводов) — так «Машстрой» и стал СК им. Урицкого.

Под этой маркой казанцы выступали три с небольшим десятка лет, и в 1990 году стали «Итилью». Почему именно «Итилью» — как и в вопросе о том, бывал ли Урицкий в Казани — в точности неизвестно. Самое очевидное объяснение — это древнее тюркское название Волги. Однако имеется и неочевидное, хотя и не подтверждённое: говорят, одним из спонсоров команды тогда выступала одноимённая туристическая фирма. Ну а пять лет спустя пришёл уже привычный всем сегодня «Ак Барс» — не только символизирующий герб республики, но и совпадающий с названием банка, взявшего на себя финансирование клуба.

с

Слева — расписание ближайших матчей из еженедельника «Хоккей» от 18 января 1993 года, справа — их результаты из того же издания от 25 января. О самом переименовании рижан — ни в том, ни в другом номере — ни слова

Парадоксальна история переименований рижского «Динамо». Не того, которое выступает в КХЛ, а оригинального, игравшего ещё в СССР. Изначально команда называлась «Динамо», и до распада СССР несколько раз на непродолжительные сроки становилась «Даугавой» и один раз «Вагоностроителем». Когда Латвия вышла из состава Советского Союза, «Динамо» незатейливо переименовали в ХК «Рига». Не прошло и года, и «Рига» превратилась в «Ригас старс» — под таким названием команда начала сезон 1992/93, и прямо по ходу чемпионата — после Нового года — переименовалась в «Пардаугаву», в связи с приходом нового спонсора. Парадокс здесь заключается не в чехарде названий и смены их в середине сезона; хотя последнее — само по себе выдающееся. Парадокс же в том, что «Динамо», как известно, патронировалось правоохранительными органами, а «Пардаугаву» крышевал — иначе и не скажешь — одноимённый кооператив, который контролировал латышский криминалитет. Кооператив, включавший в себя около 40 фирм, название которых начиналось на «Пар», занимался самой разнообразной деятельностью от пошива обуви до производства дефицитного в то время люрекса. Ну а сегодняшнее рижское «Динамо» — это новый клуб, основанный в 2008 году. Преемником своего тёзки из СССР он не является к сожалению, а «Пардаугавы» из СНГ — к счастью.

https://www.khl.ru/news/2020/06/07/470186.html