Клубы КХЛ получают миллиарды из бюджета и госкомпаний. Сами не отбивают даже 20% расходов
Покажите это Алексею Терещенко.
На днях Интерфакс опубликовал новость о выручке клубов в топовых российских лигах. В КХЛ лучшим по выручке и прибыли за 2019 год оказался СКА – тут нет новости, в Питере давно научились делать из хоккея шоу и грамотно его продавать.
Мы заглянули чуть дальше – изучили финансовую отчетность российских клубов и нашли много интересного. Начнем с самого простого – с выручки.
Абсолютный лидер – СКА, за которым уже кучкуются топ-клубы и, что неожиданно, «Витязь» и «Нефтехимик». Обратите внимание на выручку нескольких топов – внизу болтается ЦСКА, «Металлург», «Салават» и «Автомобилист», у которого теперь тоже много денег.
Важное пояснение: выручка у клубов считается по-разному. У команд КХЛ разные формы собственности – СКА записан как ООО, а, например, «Амур» – некоммерческое партнерство. Кроме того, СКА считает за выручку вообще все доходы (включая поступления от спонсора), а в Хабаровске не учитывали деньги, которые поступили в клуб в виде взносов и пожертвований (так они указаны в отчетности и в сумме составили больше 1 млрд рублей). То есть, эти данные выручки нельзя сравнивать напрямую, и они не говорят о том, что у СКА в 80 раз больше денег, чем у «Амура».
Вторая табличка – прибыль клубов.
Снова великолепный СКА, чья чистая прибыль выросла вдвое за последний год. Обратите внимание на убытки ЦСКА – это 5 полных платежек клубов в эпоху потолка зарплат (без бонусов). То есть на убытки ЦСКА по итогам 2019-го «Амур» мог забить платежку отличными игроками и пять лет ходить в статусе претендента на титул.
Всего в минусе шесть клубов, значит ли это, что КХЛ можно считать прибыльной лигой, в которой даже выгодно участвовать?
Конечно, нет. Просто деньги спонсоров клубы вшивают в отчетность по-разному. Например, огромная выручка «Ак Барса» на 92% состоит из доходов от рекламы – 3,9 млрд рублей (для сравнения, доходы ЦСКА от рекламы в тысячу (!) раз меньше – 3,5 млн рублей). Разбивки по источникам рекламы в отчете нет – неясно, сколько «Ак Барс» получил от «Татнефти», а сколько от «Яндекса», с которым устраивал бодрые интеграции. Но в частных корпорациях стараются считать деньги, так что вряд ли там сумма будет достаточной, чтобы оплатить хотя бы контракт Зарипова. По сути, «Татнефть» просто замаскировала спонсорскую помощь под рекламный контракт. Если бы в КХЛ реально было заработать почти 4 млрд на рекламе, представляете, какая очередь была бы на вступление в лигу? Кстати, если вы вдруг забыли, крупнейший акционер «Татнефти» – правительство Республики Татарстан.
Похожая история у «Локомотива» – на рекламных контрактах клуб заработал 1,8 млрд рублей, чем обеспечил себе неплохие показатели. Об их структуре – ни слова, но есть подозрение, что большая часть денег пришла от РЖД. Но ярославский клуб стоит похвалить за отчет – как минимум, там в подробностях зафиксированы расходы. Можно узнать, в какую сумму обошлась кофеварка, фотосъемка команды МХЛ или клубный минивэн (спойлер: приобрели по рыночной цене).
«Авангард» не отстает – отличный доход от рекламы, но опять без какой-либо разбивки. При всем уважении к отличному маркетингу омского клуба и крутому коллабу с Braun во время плей-офф, вряд ли подобные акции помогли заработать 1,4 млрд рублей. Так что тут тоже очевиден основной источник дохода – главный спонсор «Газпромнефть» плюс пара дочерних предприятий «Газпрома», которые входят в ассоциацию «Авангард». Всего от этой ассоциации за прошлый год клуб получил почти 5 млрд рублей – у Игоря Еронко будет отличный бюджет.
Лучший отчет по рекламе – у «Автомобилиста». Клуб поступил максимально открыто: отдельно указал размер субсидий, полученных от спонсоров (более 2 млрд) и не стал маскировать их деньги под рекламные. Но при этом большая часть указанных в документе партнеров – это предприятия, связанные с холдингом УГМК, то есть главный спонсор просто перекладывает в клуб деньги из разных карманов.
Таким образом, в клубах, у которых большая выручка, основная часть – это всего лишь учтенные деньги спонсоров. Отдельно добавим про СКА – клуб не отправил в ФНС пояснения к финансовой отчетности, так что мы можем говорить лишь про общие поступления, которые есть в документах. Поэтому пусть вас не удивляет выручка «Нефтехимика» или «Витязя» – в лучшем случае, это рекламные деньги компании, которая содержит клуб.
Зарабатывают ли клубы КХЛ? Да, у них есть коммерческий доход. Достаточно ли его, чтобы содержать команду и платить условному Алексею Терещенко? Нет, и вот почему:
Сразу несколько важных оговорок – у СКА в отчете не указана структура коммерческого дохода, поэтому все поступления мы зачли как деньги спонсора. Осенью 2019-го Роман Ротенберг утверждал, что СКА заработал 1 млрд рублей, так что, если поверить ему на слово, поступления от учредителей и спонсоров сократятся до 6,3 млрд. Но это все равно очень много.
По этой же причине мы учли в спонсорских доходах 1,4 млрд от рекламы «Авангарда» и 1,8 млрд «Локомотива». «Сочи» получил от РЖД 505 млн и честно написал об этом в отчете, но при этом посчитал вместе доходы от рекламы, продажи мерча и билетов – получилось более 700 млн рублей. Даже со средней посещаемостью в 6 тысяч эти цифры не выглядят реальными.
У многих клубов поступления прописаны как пожертвования. Например, «Амур». Или «Трактор», который содержит область. Субсидия за последний год – почти 1,4 млрд рублей, а общие затраты на контракты команд системы (КХЛ, ВХЛ, МХЛ) составили чуть больше 1,1 млрд рублей. Это 93% от общего фонда оплаты труда, то есть вообще всех денег, которые заработали в 2019-м сотрудники «Трактора». Зарабатывает при этом клуб очень слабо – мерча в одном из самых хоккейных городов страны продали на 1,5 млн рублей. При этом в отчете указано, что клуб распродает остатки и не заказывал новую партию. Чувствуете уровень?
Очень понятная структура спонсорства у «Сибири» – 300 млн дал «Сибантрацит», еще по 150 выделили два крупных спонсора. Но есть нюансы – клуб не указал в отчете доходную часть по билетам, ТВ-правам и доход от мерча. Зато Кирилл Фастовский заработал 19 млн в 2019 году и 30 млн – в 2018-м. Теперь у нас есть представление, сколько платят опытным менеджерам даже в командах, не попадающих в плей-офф. Кроме этого, по состоянию на 31 декабря 2019-го у «Сибири» были задолженности. 76 млн по зарплате, 72 млн по налогам и сборам, а также 8 млн перед компанией «Авиакруиз». Но сейчас они вполне могут быть погашены.
«Автомобилист» ведет себя как топ-клуб: на зарплаты всех сотрудников организация потратила 1,5 млрд рублей. Зарабатывать тоже пытается – почти 120 млн дохода от билетов, больше 30 млн от атрибутики, а также 20 млн от VIP-лож. Но, как и в случае с рекламой, есть нюанс – ложи выкуплены структурами холдинга УГМК. А на топ-менеджмент, с учетом зарплат и бонусов, «Автомобилист» потратил 50 млн рублей. Забавная деталь: по состоянию на 31 декабря у клуба был долг перед защитником Никитой Трямкиным – 350 тысяч рублей.
«Металлург», хоть и считается частным клубом, получил 400 млн по муниципальной программе поддержки физкультуры и спорта. А общий транш от спонсоров – 2,7 млрд рублей. На главную команду ушло чуть больше 2 млрд, на молодежку и ДЮСШ – около 120 млн рублей в сумме. Разумеется, все эти расходы «Магнитка» не отбивает – от рекламно-спортивной деятельности доходы лишь 286 млн.
Веселее всех живет «Салават» – на команды его системы в прошлом году выделили 2,17 млрд из Фонда социальных целевых программ. Эти деньги в фонд перечисляла «Башнефть». Еще 18 млн пожертвовали юрлица – этого не хватит даже на контракт Влада Картаева. Зарабатывает клуб сильно меньше, чем тратит: на зарплаты персоналу ушло 2,13 млрд, а за счет коммерческой деятельности получили меньше 400 млн. При этом у клуба проблемы – сообщалось о 650 млн рублей долга, а в отчете подтвердилась информация о займе в размере 148 млн рублей под залог арены в Нефтекамске (на ней играет клуб ВХЛ «Торос»). Кроме того, игрокам основы до сих пор не выплатили бонусы, «Башнефть» давно не перечисляет транши в фонд, а межсезонье клуб проводит очень скромно.
У «Динамо» есть Шипачев, роскошная арена и очень мало бизнеса – 700 миллионов рекламного дохода мы посчитали в качестве денег спонсоров, поскольку это по большей части реклама ВТБ и «Металлоинвеста». Еще 325 млн клуб получил от Михайловского горно-обогатительного комбината. Главная проблема «Динамо» – клуб не используют возможности арены. Современное сооружение помогает собрать 59 млн дохода от продажи билетов и мерча – это просто смешно. У «Динамо» есть два крупных долга. Это кредит в СМП-Банке (350 млн рублей) и займ в ООО «Газпромбурение» (250 млн). СМП-Банк принадлежит Аркадию и Борису Ротенбергам, «Газпромбурение» – Игорю Ротенбергу.
Последний раз, когда «Динамо» занимало деньги у Бориса Ротенберга, все закончилось банкротством и продажей клуба за один рубль. Правда, речь про футбольное – Борис Ротенберг был там президентом в 2013-2015 годах и дал клубу в долг 65 млн евро со счетов своей фирмы. Через два года после ухода Ротенберга из клуба его фирма простила долг, но не бесплатно – бизнесмен получил 17,3% акций застройщика, который возводил стадион, где сейчас играют хоккейная и футбольная команды «Динамо». А еще эти акции позволили Борису Ротенбергу совместно с ВТБ застраивать землю возле арены.
Резюмируем то, что и без этих цифр не было новостью: ни один клуб КХЛ не может позволить себе текущие траты. Часть клубов прибыльны только на бумаге, и ради этого зашивают деньги спонсоров в абсурдные рекламные контракты. Цифры коммерческих доходов и происхождение спонсорских денег стоит показывать каждому хоккеисту лиги – может быть, Александр Бурмистров поймет, что в открытии платежек нет ничего страшного, а Алексей Терещенко оценит плюсы потолка зарплат. Просто потому, что клубы не способны заработать даже на нынешний потолок. Для всего остального есть «Газпром», ВТБ, РЖД и т.д.
Чемпион мира возмущен потолком зарплат в КХЛ. Меня это бесит – особенно сейчас
За один месяц КХЛ сделала шаг к новой бизнес-культуре. Теперь в нашем хоккее обсуждают деньги
Фото: hc-avto.ru; vk.com/hclokomotiv_official; РИА Новости/Алексей Сухоруков
По факту же платежки раздуты вливаниями из государсвенных компаний и региональных бюджетов. Это происходит ровно по одной причине - высшей власти выгодно использовать хоккей и лигу в рамках ряда своих программ по гос пропаганде и социальной политике. По сути примерно тоже самое как Салют на Новый Год или Конкурс национальных костюмов народов России в Казани.
А по поводу потолка зарплат - это первый, хотя конечно и очень маленький шаг на пути хоть к какому-то порядку. Не доходности и прибыльности, а именно порядку. И для начала хотелось бы добиться его соблюдения, а то ведь и тут пытаются обмануть.
Мне нравится моя работа, мы многое изменили за последние пять лет(с тех пор как стал работать). Но выручка от билетов, атрибутики, коммерческих прав(реальных, а не Газпромов) в ближайшие лет 20 даже близко не будет окупать затраты на сам профессиональный спорт. И дело не в плохой работе маркетологов. Дело в уровне доходов населения. Это основополагающий фактор.
Например менеджер и руководство клуба КХЛ не могут получать деньги из бюджет споносора и его аффилированных структур.Хочет директор Ак БАрс и его ген менеджер получать бабки хорошие они должны зарабатать его на маркетинге.Хочет Есмантович не только соваиваться деньги Рофнефти но и себе ЗП получать, пусть он думает об увеличении продаж маек, билетов и абонементов.Это хотя бы разовьет культуру заработка на околохоккейных вещах.
Или вот еще пример, что верхний потолок зарплат это зароботок от билетов/абониментов/атрибутики,строння реклама..... умноженные на 2,3,4,5..как лига посчитает.Вот заработали клубы в среднем 80 миллионов на этом, потолок значит 800 , заработали больше, умницы будет потолок в следующем году больше.Понятно что будут искать обходные пути, но аудит 24 клубов не такая сложная вещь если захотеть.Зато культуру поиска заработка повысит опять таки
КХЛ в плане маркетинга лига номер один в России, но даже тут с выручкой всё не очень хорошо.