Единственный сезон Гашека в КХЛ: провалился в начале, сливал тренера, больше всех сыграл на ноль
А потом 0-4 в плей-офф.
После Кубка Стэнли с великим «Детройтом»-2002 карьера Доминика Гашека чем-то напоминала отрезок Майкла Джордана в «Вашингтоне», о котором в приличном обществе говорить не принято. За три года после чемпионства он сыграл лишь 14 матчей: в 2002-м завершил карьеру, а через год вернулся, чтобы «Детройт» тратил под 20 млн на трех вратарей, а потом пропустил еще локаутный сезон.
После локаута Доминатор на год подписался с «Оттавой», которая тогда обладала лучшим составом в истории, провел хорошую первую часть сезона, поехал в Турин на Олимпиаду основным вратарем, но сломался в первом же матче, сыграв всего 10 минут. В 2006-м он на лед больше не выходил – хотя восстановился к середине плей-офф, и одноклубники уговаривали его сыграть в решающем матче против «Баффало».
Гашек вернулся в «Детройт», был основным в сезоне-2006/07, но через год проиграл в чемпионском плей-офф-2008 конкуренцию Крису Осгуду. Летом последовало второе завершение карьеры: «У меня уже нет прежнего ощущения, что я готов сражаться и соперничать на столь же высоком уровне, как и прежде. Мне нужна мотивация. А сейчас я ее уже не чувствую».
Через год чешские медиа писали, что с пенсии Доминика хочет вытащить «Авангард», который в том сезоне неудачно поставил на Джона Грэма. Чешский агент Ярослав Зидек публично поиздевался над этой новостью: «Когда я прочитал, что «Авангард» ведет переговоры с Гашеком, то сильно хохотал. И даже подумал, что лучше, наверное, с Владиславом Третьяком подписать контракт. Трудно вернуть форму в таком возрасте. Лично мне ясно, что в КХЛ его не будет». Забегая вперед – позже Гашек подтвердил, что и правда получал предложение из Омска.
Гашек возобновил карьеру в «Пардубице», где было много игроков, которые потом переехали в КХЛ (Коукал, Ян Коларж, Зогорна, Коусал) – в такой классной для Экстралиги компании он взял чемпионство, стал MVP плей-офф и лучшим игроком сезона. Но на последний победный для Чехии чемпионат мира поехали другие вратари.
А вот как возникла тема со «Спартаком», до сих пор неизвестно. Были догадки, что в клуб Доминика позвал Милош Ржига, но это потом опровергал его ассистент Андрей Потайчук. Гашек в первом интервью в Москве говорил: «Одна из главных причин, почему я выбрал «Спартак», – это то, что я люблю команды с великой историей. Я выступал за такие клубы, как «Чикаго», «Баффало» и «Детройт». Это великий клуб, кроме того, здесь работает тренер, которого я знаю несколько лет. Он никогда не тренировал меня, но мы достаточно близко знакомы».
Небольшое отступление: «Спартак» Ржиги – чуть ли не самый романтичный андердог первых сезонов лиги, который весной 2009-го выбил из плей-офф богатый и возрастной СКА, а еще через год – звездное «Динамо» с Умарком и Гудлером. Пусть «Спартак» оба раза потом вылетал во втором раунде, но на новый сезон у красно-белых были большие надежды: единственной большой потерей стал Дмитрий Кочнев, перебравшийся в «Локомотив», – и на его место приходила живая легенда.
В «Разговоре по пятницам» перед самым началом сезона Ржига вовсю нахваливал своего нового кипера: «Удивляет настроение Гашека. Заводит всех – даже когда в зале играем в футбол. Он и в обороне, и в атаке, и поговорить успевает. Выворачивается наизнанку. Как-нибудь придите, посмотрите за его тренировкой – это работа на 200 процентов. Гашек не задает вопросов. Он ждет, что скажет тренер».
В первом же матче «Спартак» выиграл 5:1 у ЦСКА, которому до эры нефтяного благоденствия оставалось еще несколько лет. Доминатор не перетрудился – 16 сэйвов из 17, но все были в восторге. Восторг улетучился моментально – «Спартак» после первой победы проиграл 8 из 9 матчей.
Развал «Спартака» осенью 2010-го, закончившийся отставкой Ржиги в октябре – очень темная история. Андрей Потайчук, вечный ассистент чешского тренера, позднее в интервью прямо обвинял Гашека в том, что он накалял атмосферу в раздевалке: «Он великий вратарь, но в «Спартаке» повел себя неправильно. Коллектив раскололся, от дружной атмосферы не осталось ничего. Пять словаков внимали Гашеку, как богу, и держались отстраненно, хотя раньше общались с нашими ребятами».
Нельзя сказать, что в самых первых играх Гашек выдавал уровень – он то ли не мог адаптироваться к КХЛ, то ли не хотел. Илья Брызгалов из-за океана сказал, что Доминатор в 45 КХЛ уже не тянет – и на тот момент с ним было сложно спорить. Например, с «Динамо» Гашек пропустил три подряд шайбы в домик (и ни одна из них не была сверхсложной), а с «Барысом» полетел играть с шайбой в круг вбрасывания, оставив ворота.
Чех вообще часто оставлял ворота – это отмечали и журналисты, и Потайчук позднее говорил: «Пропускали многовато. Гашек выкатывался далеко из ворот, а защитники, не привыкшие к такой манере, страховать не успевали. Милош говорил: «Доминик, опять твоя ошибка». А тот: «Я согласен, но...». А сам Гашек во время игры мог подозвать к себе игрока и что-то с ним обсуждать – Никита Щитов как-то признался, что они говорили о тактике.
Ржигу уволили, когда Гашек пропускал игры из-за травм. Потом он говорил, что узнал об отставке, когда мылся в душе. Если верить Потайчуку, позднее Доминик стал вмешиваться в тренировочный процесс: «Милош останавливает тренировку, что-то объясняет игроку – вдруг в диалог вклинивается Гашек. Рассуждает, как надо проводить упражнения. Если хочешь тренировать – меняй профессию».
Всего через неделю после увольнения Ржига был назначен в «Атлант», где сокрушался: «Я никогда не выношу сор из раздевалки. Но знай я заранее, что ситуация с Гашеком развернется таким образом, я бы, наверное, не приглашал его в Россию».
Пока пан Милош вытаскивал повалившегося фаворита, в «Спартаке» воцарился Игорь Павлов, с которым команда повалилась еще глубже: проиграла шесть матчей подряд, начала избавляться от важных игроков ржиговской поры (многие из них отправились как раз в «Атлант» – например, Обшут и Мусатов).
Гашек вспоминал о нем так: «Павлов очень любил теоретические занятия. Таких долгих разборов игр и установок я не видел никогда. Он постоянно твердил: «Защита, защита, защита». И мы перестали забивать». Но пропускать Гашек не переставал – к 1 декабря у него было лишь 90% сэйвов.
Странного тренера и уволили странно. Прошло всего полтора месяца – и обнаружилось, что у Павлова тяжелая форма бронхита, с которой руководить командой он уже не мог. Капитан Бранко Радивоевич только поражался: «Я впервые столкнулся с тренером, который через прессу пытался решать проблемы. После матчей из газет узнавал, что он о нас говорит. Конечно, это не помогало». Гашек вспоминал: «Нам сказали, что он плохо себя чувствует, поэтому не приходит на тренировки. Мы, несколько дней приходя в раздевалку, задавали друг другу вопрос: «А где тренер-то?». И сами отвечали: «Да все болеет».
Смешного в ситуации было мало: прошла половина чемпионата, а «Спартак» шел девятым, отставал от «Атланта» с двумя матчами в запасе на пять очков. Клуб поставил не на ту лошадь, времени для поиска новой было уже слишком мало, и на скамейку встал генеральный менеджер Андрей Яковенко, который был на месяц младше своего вратаря.
Неизвестно доподлинно, что Яковенко говорил в раздевалке, но с ним «Спартак» полетел – и тащил его Гашек, который был чуть ли не лучшим вратарем второй части сезона и начал реально выручать:он показывал 93% отраженных бросков и буквально за два месяца взлетел на первое место в лиге по количеству сухих матчей.
Реакция на них со стороны проигравших была разной – Сергей Федоров, выступавший за «Магнитку», говорил, что Гашек в каждом матче делает по пять-шесть шедевров, Вацлав Сикора из СКА был недоволен пассивностью своей сверхдорогой и звездной атаки. Игроки «Амура», наверное, воспринимали это как должное.
Гашек же, набрав форму, хорохорился: «Я всегда победитель, я всегда герой. Очень важно было победить перед перерывом; теперь на Новый год, чтобы кататься на лыжах, можно уходить в хорошем настроении».
Несмотря на то, что только веселая троица «Амур» – «Витязь» – «Кузня» забросила меньше «Спартака», на спине Гашека красно-белые заехали на шестое место в конференции, где за счет мощной формы вратаря готовы были во второй раз опрокинуть высокие кубковые надежды СКА. Не вышло: «Спартак» хоть и затащил два питерских матча в плей-офф до овертайма, но был плохо готов физически. Оба раза победные шайбы забивал Маттиас Вейнхандль, который в московских матчах положил еще две штуки.
В последнем матче в карьере Гашека заменили через 12 минут – и не то чтобы гол Петра Прухи можно было назвать вратарским ляпом. После игры в «Сокольниках» скандировали «Га-шек!», а чех давал последнее послематчевое интервью: «Знаю, что ошибался, не играл хорошо в трех предыдущих матчах. Чувствовал, что если так и продолжится, то могу быть заменен. Я не справился с этими четырьмя матчами, пропустил много шайб, даже сложно сейчас посчитать. Не понимаю, как это случилось, как я позволил такое. Никакой усталости не было. Мне нет оправдания».
Через месяц после этой игры в «Спартаке» появился новый главный – Виктор Пачкалин публично заявил, что Гашек «Спартаку» не нужен (забегая вперед: вместо него пришел Иван Касутин, который надолго не задержался). Доминик в третий раз в карьере пропустил год и в третий раз закончил – на этот раз окончательно.
На старте КХЛ в лигу приезжало огромное количество звезд с ярмарки – и не все эти приглашения были оправданы. Ягр стал культурным героем и выигрывает любые опросы о лучшем легионере в истории лиги, но так и не вывел Омск даже в финал конференции. Яшин позиционировался как его главный оппонент на старте и тоже не взял кубок. Бригада суперстаров первых лет Петербурга переползала только первый раунд.
Одновременно с Гашеком в Россию приехал Евгений Набоков – и даже после Ванкувера это казалось суперприобретением. Доминатора же, напротив, больше высмеивали – казалось, что его время давно ушло. Но Набоков с треском провалился в Питере, и даже несмотря на то, что потом он нашел место в НХЛ, его карьера закончилась чуть раньше, чем должна была. Приглашение Гашека было спорным – хотя бы потому, что он приложил руку к краху ржиговского «Спартака». Но его эффективность для команды в итоге оказалась довольно высокой.
Трогательная история про «Спартак»: как спасали реликвии, пылившиеся в чужих подсобках
Сосиску на хоккей принес «Спартак». За нее платят уже миллион рублей
Фото: Gettyimages.ru/Jim McIsaac; РИА Новости/Александр Вильф, Виталий Белоусов, Илья Питалев
Крутоват эпитет с учетом нижеследующего:
Джордан за Визардс провел 2 сезона. 142 матча. статистика в среднем за игру: очки: 21.
Подборы: 6, передачи - 4. 1,5 перехвата за 36 минут на паркете. в 38 и 39 лет.
Автор, смотри статистику для начала. Есть вопросы и по хоккейной части твоей статьи, но их и без меня озвучили.
2. Всего через неделю после увольнения Ржига был назначен в «Атлант», где сокрушался: «Я никогда не выношу сор из раздевалки. Но знай я заранее, что ситуация с Гашеком развернется таким образом, я бы, наверное, не приглашал его в Россию».
И это в одном тексте.