Главный украинец в НХЛ: в детстве чуть не ушел в балет, а потом выиграл два Кубка Стэнли
Король решающих голов пришел на стрим к Хабибулину.
Руслан Федотенко – один из главных героев хоккейного СНГ и сборной Украины начала нулевых. Он с 17 лет играл в Северной Америке, не попал на драфт, но сделал отличную карьеру: играл в топ-клубах и на пенсию захватил с собой два чемпионских перстня. Первый титул и вовсе стал историческим – в Кубке Стэнли-2004 Федотенко забросил 12 шайб, сделал дубль в седьмой игре финала и помог «Тампе» завоевать единственный трофей в истории.
Сейчас Федотенко живет во Флориде и подзабыл русский язык. Он поговорил с Николаем Хабибулиным – рассказал, чем занимается на карантине, вспомнил непростой путь в НХЛ и, конечно же, поворотный обмен в «Тампу», а мы собрали для вас самое важное и интересное.
Про балет и хоккей
Папа очень много работал, а у маминой подруги дочка пошла в балетную школу. Ну мама и сказала: «Вместе пойдете». После недели занятий папа узнал, куда я хожу. Он посмотрел на это все и сказал: «Забираем его».
Хотел отдать в футбол, но была зима, поэтому он решил меня отвести на хоккей – лишь бы в балет не возвращаться. А мне 7 лет было – люди катаются уже, а я по бортику ползу. Отец тренеру сказал: «Мы тут на 1,5 месяца, потом на футбол уйдем». Но потом время прошло – и я остался в хоккее.
Про Канаду
Мой агент забыл поставить меня на импорт-драфт – не вписал имя. И я не мог попасть в главные канадские юниорки, поэтому оказался в лиге Саскачевана. И Киева, где 4 миллиона живет, приехал в деревню – две улицы, 6 тысяч жителей, а в ТЦ три магазина. Но зато каток был новый.
Зато хоккей был хороший, силовой. Немного бей-беги – чем сильнее в борт втыкаешь, тем лучше игра. После одного сезона я мог уходить либо в топовую канадскую юниорку, либо в колледж. Я подумал: в колледже есть образование, можно остаться в Америке и есть 4 года, чтобы себя показать.
Про драфт НХЛ
«Ванкувер» говорил, что меня заберут в третьем раунде, «Сент-Луис» – в пятом. В итоге драфт прошел, меня никто не забрал. А я сижу и думаю: елки-палки. Агент перед драфтом говорил: «Я сам с Ванкувера, мы с их менеджером пиво пили, он сказал, что 100% тебя в третьем раунде заберут».
Мне «Сент-Луис» предложил приехать в главный тренировочный лагерь, а «Ванкувер» – в лагерь новичков, а позже появилась «Филадельфия». Я сижу в Канаде, у меня закончились канадская и американская визы, и надо ехать в лагерь. Агент говорит: «Езжай в Ванкувер, не нужно пересекать границу». А я злой был на него – пообещал много чего, и не получилось. А «Филадельфия» как раз говорит: мы вышлем тебе 5 тысяч долларов, приезжай. Пять тысяч для меня тогда были как миллиард – все, еду в Филадельфию.
На границе меня без визы тормозят. Я говорю:
– Еду по приглашению.
– Это нелегально, едь в Канаду.
Второй таможенник говорит: его не пустят, канадская виза истекла, надо на Украину лететь. Застрял на полтора часа, у меня забрали паспорт. Сказали ехать в Филадельфию, а потом вернуться и оформить все правильно. Если бы меня тогда не пропустили, я б сейчас где-нибудь в Киеве играл.
Про «Филадельфию»
Я приехал, а там Линдрос, Рекки, Дежарден – такие имена! Я хорошо играл в тренировочных лагерях, и меня оставили в фарм-клубе.
Меня спросили: «Ты драться умеешь?». Я отвечаю: «Конечно, в юниорах всех разбивал». Потом сижу в фарм-клубе рядом с тафгаями – носы сломаны, костяшки разбиты, шлемы, которые быстро снимаются. Опять спрашивают: «Умеешь драться?». И тут я уже думаю: «Нет, ребята, только не с вами».
На второй год меня уже оставили в основе, и я играл с Китом Примо и Браширом – ну я и бил все, что двигалось, потому что если со мной пытались драться, сразу подъезжал Брашир.
Про «Тампу»
Летом мне звонит Бобби Кларк: «Руслан, привет, мы тебя обменяли в «Тампу». Мне жена говорит: «Это хорошо, «Тампа» в плей-офф не попадает, будешь больше дома находиться».
В Филадельфии все тебя знают – это хоккейный город. А в Тампе поехал мебель брать, меня спрашивают:
– Ты что, переехал, а чем занимаешься?
– Да в «Тампе» играю.
– А это что такое, футбол?
На второй год дошли до финала – Хаби был unbelievable. Я играл с Лекавалье – он на себя всех стягивал, мне оставалось только попадать по шайбе.
Торторелла – очень хороший тренер. Он делает так, чтобы команда верила в себя, чтобы игроки понимали – они играют не на контракт, а на партнеров. У нас было несколько ветеранов, но не звезды – тренер был главным, поэтому молодая команда выиграла Кубок Стэнли.
«Жена спустилась с гор, а я уже в «Вашингтоне». Ковальчук отжег в интервью Хабибулину
Фото: Gettyimages.ru/Christian Petersen, Rick Stewart; globallookpress.com/Dirk Shadd/ZUMAPRESS.com
отличный форвард, достаточно подзабытый уже
А ещё укры выкопали Чёрное море, а из отвала соорудили Кавказские горы)