7 мин.

СКА, пьяный Фетисов и падающие самолеты

3-я часть скандального материала Рика Уэстхеда. Обновление СКА, убытки КХЛ, пьяный Фетисов и падающие самолеты - все это в финальной части статьи.

---------------------------

 

 

В один из недавних вечеров в Санкт-Петербурге 12000 болельщиков набились в 10-летний Ледовый на игру между СКА и Салаватом, командой из Уфы, что в Сибири (автор молодец, хорошо учил географию, ага – прим.). Перед  игрой дюжина девчонок из группы поддержки и маскот СКА (некая безымянная лошадь) работают с публикой.

Поп-хиты типа LMFAO’s “I’m Sexy and I Know It” заводят стадион в перерывах игры. Как в НХЛ, над центральным кругом висит большой видеокуб, где показывают целующихся парочек. Видеоэкраны идут по всему периметры арены, требуя от фанатов скандировать «Побеждать, побеждать!»

Магазины продают жареные початки кукурзы за 1 доллар. Также – сосиски в тесте за 2 доллара, пинта пива тоже за 2. В какой-то мере, это даже лучше чем НХЛ: команда предлагает к услугам болельщиков даже бесплатный гардероб. «Для меня эта арена так же хороша, как и арены НХЛ» - говорит Афиногенов.

 

Фетисов утверждает, что фанаты и часть игроков  предпочитают игру на больших олимпийский катках, где она становится элегантной и утонченной (Ну точно наркомания поразила бывших легенд ЦСКА – прим.), в отличие от размазывания по бортам в НХЛ.

«И как много игроков из Европы приехало в НХЛ в этом сезоне? Всего лишь 30 процентов. Скоро все европейцы поедут в КХЛ, а НХЛ останется лишь с лучшими игроками  из Северной Америки» (Дядя Слава, где таблетки берешь? – прим.)

ИИХФ утверждает, что 22.8 процента игроков НХЛ в сезоне 2010-11 были из Европы, что является самым низким показателем за последние 11 лет. В предлокаутном сезоне 2003-04 европейцев в НХЛ было примерно 30 процентов.

 

Далеко не все времена были хороши для хоккея в западном российском метрополисе, популярном туристическом городе, известном как «Северная Венеция» за его рек и систему каналов. 5 лет назад арены в Петербурге на играх были пусты, а немногочисленные фанаты смотрели игру в тишине. «Это как если бы они смотрели балет» - говорит Наталья Черешнева, бывший маркетинг-менеджер СКА, которая теперь заведует пиар-направлением в российской сети отелей.

Для начала Черешнева решила капитально переделать начальную церемонию с российским гимном, убрав стареющих мужчин, чье исполнение напоминало очередной советский военный Парад Победы. Пусть поют молодые девчонки. Однако проблемой оказалось то, что по российским суевериям женщинам не положено было быть на льду или в раздевалке, и Черешневой пришлось бороться с этим 4 года. Однако, наконец управленцы команды сдались.

«У нас должна была девушка выйти в центральный круг на лед и спеть гимн, и она капитально растерялась (или рухнула на лед? В общем, в тексте completely wiped out – прим.) как только сделала первый шаг на лед» - рассказывает Черешнева. – «А это была игра плей-офф. Мы проиграли, я сделала выводы и такого больше не повторилось».

Впрочем, к счастью для Натальи, командных управленцев убрали с постов, а те, кто пришел на их место, не имели проблем с восприятием певцов акапелла.

«Даже не представляете как было тяжело все это модернизировать и переводит на западный манер» - кричит Наталья сквозь шум стадионной топлы.

Проблема в том, что на каждую арену как в Санкт-Петербурге найдется древний сарай типа 38-летней спартаковской арены в Сокольниках.

Спартак вышел на лед в недавнем матче против новичка КХЛ, словацкого Льва – и половина старого дворца оказалось пустой. Между периодами большая часть фанов выходила на улицу покурить. А почему нет? – на втором этаже Сокольников лишь маленький кафетерий, деревянное логово которого могло принять с комфортом дай бог 10 человек. Вне кафетерия был продавец сувенирки с красно-белыми спартаковскими шарфами на деревянном столе. На стене висела прилепленная скотчем командная сетка.

В раздевалке команды было немногим лучше. Бенуа, канадский защитник, сказал, что найти в ней туалетную бумагу или шапунь было затруднительно: «Наверное, хотят чтобы мы все это покупали сами». Впрочем, могло быть и хуже. Игроки Северстали говорят, что есть ряд катков в КХЛ, куда команды с собой до сих пор привозят сиденья для туалетов (Кузня? – прим.).

Медведев и Ко конечно обещают все улучшить. Но за всеми этими обещаниями непонятно, откуда взять денег на реализацию планов по расширению КХЛ и откуда ждать всех этих улучшений.

 

Большинство команд КХЛ зарабатывают лишь десятую часть относительно своих годовых бюджетов, а основная нагружка ложится на госкомпании типа Газпрома. Это делаем КХЛ и ее команды зависимыми от колебаний цен на нефть, газ и другие природные ресурсы.

«Если нефть рванет до 200 долларов за баррель и КХЛ расширится до Западной Европы, то эта лига сможет купить любого игрока на планете. Но если нефть упадет до 30, то можно забыть об этом и сворачивать лавочку» - говорит Андерс Хедберг, бывший игрок НХЛ, а сейчас скаут NY Rangers по рынку КХЛ.

Сергей Воропов, исполнительный директор компании Deloitte, был в свое время привлечен к планированию запуска КХЛ. Он говорит, что с самого начала лига была непрактично структурирована. В первый сезон лига получила от спонсоров суммарно 13.6 миллионов долларов, включая 6.8 от СОГАЗа, 4.2 - от Мегафона, и 1.9 – от Toyota. Однако операционные расходы КХЛ, включая маркетинг и хоккейные операции, потянули уже более чем на 33 миллиона долларов. В общем, обязательство КХЛ перевести лигу на североамериканские рельсы и тамошнюю бизнес-модель еще должно как-то воплотиться в жизнь.

Канадская Research in Motion (Blackberry) недавно предложила восстановить (скорее обновить, но так в тексте – прим.) VIP-ложи на домашней арене  ЦСКА в Москве. Владельцы стадиона по необъяснимым причинам сказали «нет».

Когда КХЛ наладило контакты с Espoo Blues, профессиональной командой из Финляндии, ее владелец, Юсси Салонойя прибыл в Санкт-Петербург для обсуждения предложения лигой 2 миллионов долларов за переход под крыло КХЛ. Появление финской команды стало бы прорывом для КХЛ, но...

Салонойя прибыл в Петербург с открытой душой,  но через 30 часов ожидание официальных лиц из КХЛ, которые не соизволили показаться на назначенной встрече, он отбыл домой.

«Они принимают решения, как будто на дворе все еще Советский Союз» - говорит Воропов.

Штат КХЛ состоит из примерно 70 человек, включая 11 юристов на постоянном графике. Такое же их число вы можете встретить в российской компании со штатом в 14.000 человек.

«Знаете сколько раз Фетисов приходил в офис КХЛ и представлял на оплату чеки на 7000 долларов и даже более за напитки, которые он распил с друзьями с баре отеля?» - продолжает Воропов (Ну теперь понятно, куда делся бюджет ХК ЦСКА – прим.). Пока он (Воропов) был в системе Лиги, он предполагал, что штакие старые сараи типа Сокольников будут снесены , и будут проведены тендеры на постройку катков внутри мегамоллов, с магазинами, кинотеатрами и фуд-кортами. Но «В управлении бардак и нет никакой политической воли» - заключает Воропов.

 

Но для ряда игроков основным недостатком России является не плохо упакованные арены и чуть не по две тренировки каждый день. Основна проблема – число авиаперелетов по стране, где в последний год был поставлен рекорд по числу авиакатастроф, и где безопасность полетов даже ниже чем в Конго или Индонезии.

Россия – большая страна с 13 часовыми поясами. Полет от Москвы до Хабаровска, что неподалеку от границы с Китаем, занимает 9 часов.

В сентябре, ярославская команда  КХЛ разбилась в авиакатастрофе, как утверждается из-за ошибки пилотов. Пока лига торжественно обещалась, что после трагедии команды теперь точно будут летать на самолетах высшего класса, планы эти потихонечку были отложены в дальний ящик. Множество клубов КХЛ по-прежнему летают на самолетах из советской эры.

«Это пожалуй самая дикая часть всего этого» - говорит Симпсон. «Наши тренеры были единственными, кто грузил и раскладывал багаж и оборудование в самолете, иначе бы оно болталось бы в хвосте во время полета. Как только мы поднялись в воздух, тренеры могли бы от этого всего закурить».

(Странный абзац. Непонятно, что хотел передать журналист в прямой речи Симпсона. Впрочем, всем, надеюсь, уже понятно, что Рик Уэстхэд не владеет письменной речью и построением текста – прим.)

Через 2 недел после трагедии в Ярославле, Андре Бенуа вступил на борт российского самолета, отправляясь на первый выезд за Спартак. Он беспокоился о предстоящем полету и заранее спросил менеджеров Спартака насчет того, на чем полетит команда. Ему показали фотографию чисто убранного современного самолета. На деле же оказался Ту-154, не имеющий ничего общего с картинкой, чей стареющий салон с деревянными панелями насквозь пропах сигаретным дымом.  «Ничего похожего на новый самолет».

Бенуа  мог бы знать, что российские самолеты 30 лет и старше были запрещены к полетам внутри воздушного пространства ЕС из-за соображений безопасности (вообще-то, изначально шла речь об уровне шума – прим.). С 1968 года было как минимум 39 смертельных аварий с участием Ту-154.

Товарищ по команде, Марсель Хосса, с беспокойством посмотрел на Бенуа и тот попытался успокоить себя: «Ведь следующие недели после авиакатастрофы обычно самое безопасное время для полетов, это как после 9/11».

Позже Бенуа скажет: «Ну а что было делать? Выйти из самолета? Если так сделаешь, значит с тобой все ясно и тебя отправят домой. Так что пока я здесь, я просто стараюсь не унывать».