Оживить аутсайдера, сделать пару гениальных обменов и потерять работу – история бывшего менеджера «Нью-Джерси»
Подводим итоги эпохи Рэя Шеро.
4 мая 2015 года Рэй Шеро был назначен генеральным менеджером «Нью-Джерси», ситуация в котором после эпохи Лу Ламорелло была кризисной.
Команда в третий раз подряд не попала в плей-офф, финишировав на седьмом месте в дивизионе. Но перестройкой и не пахло — «дьяволы» имели самый возрастной состав в лиге, ключевыми игроками которого были Кори Шнайдер, Адам Хенрик, Трэвис Зэйджак, Майкл Каммальери, Энди Грин и Патрик Элиаш. Ростер был наполнен хоккеистами, которым в других командах лиги постеснялись бы предложить даже пробные контракты.
Адам Ларссон и Дэймон Сиверсон были лучшими молодыми игроками «Нью-Джерси». Эрик Желина и Стефан Матто в 2015 году ещё не перешли из «подающих надежды» в категорию «мусор», но ситуация с проспектами была патовой. Команда скаутов, которых нанимал ещё Лу Ламорелло, была едва ли не худшей в лиге. После драфта-2015 Шеро разогнал её и пригласил новых специалистов.
«Если судьба преподносит тебе лимоны, сделай из них лимонад», — советует одна умная фраза. Вот только в случае с «Нью-Джерси» образца мая 2015 года не было даже лимонов, только выжженная земля. Начинать радикальную перестройку невозможно — Шнайдер и молодёжь (Хенрик, Сиверсон, Ларссон) неприкасаемы, а остальные либо состарились, либо имели тяжёлые контракты (Зэйджак, Грин). Чтобы залезть в плей-офф с таким составом, нужен был тренер вроде Барри Троца или Джона Тортореллы, а то и вовсе дуэт этих гениев. Дополнительным ограничением стало нежелание владельцев тратиться на команду, что лимитировало возможности Шеро на рынке свободных агентов вплоть до 2019 года.
Тогда Шеро стал делать то, что умеет лучше всего — проводить обмены. Основным обменным активом для него стали драфт-пики, с их помощью он получил Кайла Палмиери из «Анахайма», Маркуса Юханссона из «Вашингтона», Никиту Гусева из «Вегаса». Иногда приходилось отдавать действующих игроков команды, чтобы решить проблему с защитниками (Ватанен) или получить в состав звёздного форварда (Холл). Параллельно с этим «дьяволам» везло на драфте — дважды выиграли в лотерею, выбрали Маккензи Блэквуда во втором раунде в 2015 году, нашли Йеспера Братта в шестом раунде в 2016 году.
Выход в плей-офф в 2018 году стал настоящим чудом, учитывая состояние команды за три года до этого. Но развить успех не удалось, следующие два сезона «Нью-Джерси» снова провёл в статусе аутсайдера лиги по ряду причин. Во-первых, в сезоне 18/19 команда столкнулась с нереальным количеством травм — Юханссон чаще лечился, чем играл, Шнайдер на старте сломался до февраля, а Холл травмировал в декабре колено и выбыл на полгода. Почти все игроки пропускали матчи из-за повреждений. Во-вторых, вратарский кризис. Кит Кинкейд не подтвердил статус голкипера уровня НХЛ, Шнайдер лечился, а Блэквуда подняли в основу только в декабре. В-третьих, система Хайнса перестала работать. Тренер продолжал ставить игру «вторым номером» с акцентом на быстрые контратаки, хотя нужно было придумать что-то другое. Например, научиться играть в большинстве.
Появление в «Нью-Джерси» Суббана, Симмондса, Гусева и Хьюза, а также возвращение Холла перед сезоном 19/20 не смогло изменить ситуацию. Суббан и Холл заметно снизили требования к себе, хотя получали много игрового времени, Хайнс опять не придумал, как эффективно использовать игроков, спецбригады были ужасны, а молодой Блэквуд играл без сменщика.
И вот тогда в «Нью-Джерси» началась полноценная перестройка. Холл не хочет продлевать контракт с командой, которая не играет в плей-офф? Бац, обмен в «Аризону». Хайнс исчерпал тренерские идеи? Пошёл вон, теперь рулит его помощник. Шеро потерял доверие руководства? Уволен. Стоп, что?
Уход Рэя Шеро стал самым шокирующим и странным событием этого сезона. В числе возможных причин этого решения называют конфликт менеджера с аналитическим отделом команды из-за обмена Суббана: очевидно, аналитики отговаривали его от этого решения, но Шеро не привык с кем-то советоваться по поводу обменов. Также мог иметь место конфликт с руководством, которое ясно обозначало приоритет продления контракта с Холлом.
Помощник Шеро, Том Фитцжеральд стал его преемником с приставкой «временный» и продолжил глобальную перестройку, раздав на дедлайне всех игроков с истекающими контрактами. Уехал даже капитан команды, Энди Грин. За один сезон команду покинули главная звезда, тренер, генеральный менеджер и капитан — уникальный случай для НХЛ.
Спустя пять лет после назначения Шеро «Нью-Джерси» находится в той же турнирной ситуации, но на этом сходства заканчиваются. Сейчас «дьяволы» — самая молодая команда лиги. В системе «Нью-Джерси» достаточно талантливых проспектов, вокруг которых можно строить команду на годы вперёд. Большое количество драфт-пиков. Всего два плохих контракта (Суббан, Шнайдер) при совершенно пустой платёжке не приносят никакого ущерба. Следующему генеральному менеджеру «Нью-Джерси» нужно сконцентрироваться на подписании контрактов с ключевыми игроками и сделать пару грамотных приобретений на рынке свободных агентов. Приятные заботы на фоне того, с чего начинал Шеро.
Худшие решения Шеро в «Нью-Джерси»
5. Обмен Суббана из «Нэшвилла»
Этот обмен пока относится к «условно плохим», но у Пи Кея ещё есть шанс немного изменить расклад. Канадец почти наверняка оставил все свои регулярки на 50+ очков в прошлом, но потеря скорости и нереальное количество ошибок в этом сезоне действительно удивили. Тяжёлый контракт Суббана (кэпхит $9 млн до 2022 года) не особо мешает платёжке команды, но обменять его почти нереально. Остаётся верить в профессионализм канадца.
4. Обмен Мирко Мюллера из «Сан-Хосе»
Обмен ради обмена. Швейцарский защитник вместе с выбором в пятом раунде драфта был получен за пики второго и четвёртого раунда. Да, цена невелика, но необходимость приобретения Мюллера была крайне сомнительна. Нужен габаритный силовик? Есть Стивен Сантини, зачем брать кого-то ещё? Шеро не смутило, что швейцарцу в «Сан-Хосе» каждый сезон сокращали игровое время, и теперь он косячит в форме «дьяволов». Летом контракт Мюллера истекает, он становится ограниченно свободным агентом.
3. Выбор Павла Захи под шестым номером на драфте-2015
Понятно, что ответственность за качество выбранных проспектов в первую очередь лежит на скаутах, но генеральный менеджер всё-таки должен интересоваться выбором в первой десятке драфта. Условный Микко Рантанен большинством скаутских агентств оценивался выше, да и отзывы о нём были не такими противоречивыми, как о чехе. Команды выбрали множество звёздных игроков в первом раунде того драфта, но на «Нью-Джерси» это не никак отразилось.
2. Обмен Грабнера из «Рейнджерс»
Идиотское решение. Во-первых, это первый в истории обмен между двумя заклятыми соперниками, что впринципе моветон. Во-вторых, за средненького ролевика отдали пик второго раунда и Егора Рыкова. «Дьяволы» в тот момент рвались в первый плей-офф за шесть сезонов, но австриец никак им в этом не помог. В итоге он провёл две игры в плей-офф, а потом перестал попадать в состав. Летом ушёл свободным агентом в «Аризону». Ну и зачем его брали?
1. Продление контракта с Джоном Хайнсом
Вообще сама идея продления контракта с тренером во время провального сезона выглядит не вполне адекватной. Но Хайнс — человек Шеро, генеральный менеджер привёл его из фарм-клуба «Питтсбурга», где работал до этого. Только этим можно объяснить кредит доверия, который был в распоряжении Хайнса. В сезоне 19/20 складывалось ощущение, что тренер не знает, как управлять командой, оставляя в запасе ключевых игроков. Команда постоянно проигрывала, ведя в счёте, а Хайнс стоял на скамейке с каменным лицом, игнорируя происходящее. В итоге терпение руководства лопнуло спустя 11 месяцев после продления контракта с тренером.
Лучшие решения Шеро в «Нью-Джерси»
5. Контракт Блэйка Коулмэна
Шеро подписал американского нападающего на три года после первого успешного сезона в НХЛ. Коулмэн набрал 25 очков, и кэпхит в $1,8 млн выглядел адекватно. Но потом нападающий превзошёл все ожидания, выбив в следующих сезонах по 20+ голов. Коулмэн стал желанной мишенью на дедлайне уже после ухода Шеро. «Тампа» отдала за него полцарства (пик первого раунда и Нолан Фут) во многом из-за копеечного кэпхита и дополнительного года контракта.
4. Обмен Никиты Гусева из «Вегаса»
Когда стало известно, что «Вегас» не сможет подписать новый контракт с россиянином, Шеро не смог пройти мимо. Вообще он по своей натуре — игрок, обмены являются топливом для него, Шеро любит рисковать. Вот и в этом случае был риск, особенно с учётом того, что Хайнс долго не мог найти место для Гусева в составе и пробовал его даже на правом фланге. Никита раскрылся после смены тренера, он финишировал в регулярке на втором месте в команде по набранным очкам. По количеству голевых передач на 60 минут игрового времени он опережает Баркова, Поинта, Петтерсона и Барзала, что довольно неплохо. Адаптация к НХЛ прошла успешно.
3. Контракт Дэймона Сиверсона
Шеро подписал контракт с канадским защитником перед сезоном 17/18. Сумма и срок сделки были такими же как и у Адама Ларссона двумя годами ранее — $25 млн на шесть лет. Разумеется, Сиверсон не начал играть как защитник уровня «Норрис трофи», но за следующие три сезона он вошёл в топ-50 защитников лиги как по набранным очкам, так и по количеству отборов. Дэймон получает много игрового времени и выходит во всех спецбригадах, что делает его контракт едва ли не лучшим в команде.
2. Обмен Адама Ларссона на Тэйлора Холла
Самая громкая кража в карьере Рэя Шеро. Да, Ларссон — классный молодой защитник на хорошем контракте, но предложить за него Тэйлора Холла? Что могло толкнуть Чиарелли на такой безрассудный поступок? В сезоне 15/16 канадец набрал 65 очков в 82 играх за «Эдмонтон» — в «дьяволах» и близко не было нападающих такого уровня, так что Шеро действовал быстро. Нападающий набрал 214 очков за 216 игр в «Нью-Джерси», в том числе 93 очка в сезоне 17/18, когда он получил единственный «Харт трофи» в истории команды. Пускай с ним не удалось договориться о продлении, зато Шеро вполне грамотно обменял его в «Аризону» на пики и проспекты.
1. Обмен Кайла Палмиери из «Анахайма»
Первый крупный обмен Шеро в «Нью-Джерси» получился самым выгодным. «Утки» получили выборы во втором и третьем раундах драфта, а «дьяволы» — своего лучшего снайпера в прошлом десятилетии. В новой команде Палмиери стал полноправным форвардом первого звена. 132 гола с сезона 15/16 — он на 32 месте среди всех игроков лиги за этот период, выше Оши, Кессела и Джеймса ван Римсдайка. Его контракт со сравнительно небольшим кэпхитом $4,65 млн истекает после сезона 20/21.