Брызгалова считают чудиком из космоса. На самом деле он топ-вратарь, которого не поняли
Илья Брызгалов – самый кайфующий хоккеист на пенсии. Он дает по два интервью в сутки, развлекает зрителей и игроков на Матче звезд, стрижет деревья в саду и критикует Путина. Все это оплачивает «Филадельфия», которая до 2027 года будет переводить бывшему вратарю больше 1,5 млн долларов в год – потому что однажды там дали ему большой многолетний контракт, но очень быстро поняли, что ошиблись.
У хоккейных фанатов Брызгалов заработал репутацию чудика, который отхватил большой контракт, резко сдал и стремительно завершил карьеру в 34 года – довольно рано по меркам вратарей и вообще современных хоккеистов. При этом почти никто не вспоминает, что Брызгалов, несмотря на все свои проблемы с характером, отлично играл за сборную, выдал несколько элитных сезонов в НХЛ и однажды был вторым в голосовании на приз лучшему вратарю.
Брызгалов подписался с «Флайерс» летом 2011-го – еще по старому коллективному соглашению, поэтому его контракт был устроен довольно сложно. 9 лет со средней зарплатой в 4,6 млн – это немного, но за первый год контракта Брызгалов заработал 10 млн. Это деньги, которые прошлым летом «Флорида» вложила в Сергея Бобровского.
Все закончилось провалом, разочарованием менеджмента и выкупом контракта – при этом в причинах разбираться особо не стали. «Филадельфия» с тех пор сожрала еще несколько талантливых вратарей, а прямо сейчас первым номером становится Картер Харт – неизвестно, получится ли у него сохранить стабильность и занять место стартера на долгий срок.
Как оказалось, Брызгалов причины своего провала понял – в интервью «Спорт-Экспрессу» он довольно подробно описал изменения, с которыми столкнулся после перехода из «Финикса»:
«Дэйв Типпет у меня спросил: что тебе нужно, чтобы быть успешным? Я сказал – хочу видеть шайбу, не хочу, чтобы защитники ее блокировали. И я видел эту шайбу, контролировал отскоки – если вратарь все видит и пропускает от синей, такому вратарю не место в НХЛ.
В «Филадельфии» этого не было – другая философия, тренер хотел, чтобы защитники блокировали шайбу. Для чего? Я потерял контроль, это выбивало меня из своей тарелки. Передо мной стоят два защитника наших, плюс нападающий – она попадает в трусы, щитки, отскакивает на клюшку, а ты ничего не видишь и садишься, как слепой котенок. Когда три тела перед тобой стоит, это надо уезжать в угол, чтобы ее найти».
Обычно игроки, рассуждая о неудачах, склонны к очень расплывчатым формулировкам, которые сложно подкрепить цифрами из статистики и сводят все к стандартному «я играл хорошо, просто не повезло/не поняли партнеры/тренер был предвзят». Удивительно, но Брызгалов точно обозначил проблему (некомфортная система), которая легко подтверждается цифровыми данными – «Финикс» и «Филадельфия» имели противоположное отношение к блокам шайбы, как элементу обороны своих ворот.
Статистика блоков «койотов» с российским вратарем в составе – «Финикс» в целом не строил игру в защите через блоки, а после разговора Брызгалова и Типпета стабильно болтался по этому показателю внизу общей таблицы НХЛ. Но важно другое – такая система работала, Брызгалов был стабилен, показывал хорошие цифры и помогал очень средней команде попадать в плей-офф.
За четыре года Брызгалова в Аризоне нападающие команды только один раз смогли пробить 30 шайб – это удалось Шейну Доуну. Зато в обороне был порядок. Если брать броски в равных составах в сезоне-2009/10 (лучший в карьере Брызгалова), то по сравнению с остальной лигой «Финикс» очень мощно запирал свой пятак – количество бросков с ближнего и дальнего было ниже, чем в среднем по НХЛ.
То есть Брызгалов за счет габаритов и реакции забирал первый бросок, а защитникам оставалось не допустить добивания. В сочетании с низким количеством блоков (а значит, и рикошетов) и тактической обученностью защитников, «Финикс» максимально эффективно использовал сильные стороны Брызгалова и добивался результата – в том сезоне русский вратарь выдал 42 победы. Больше было только у Бродера и Набокова, только играли они в более классных командах.
При этом, несмотря на душный хоккей и капканы в средней зоне, «Финикс» нельзя было назвать оборонительной машиной – в трех сезонах с Брызгаловым у «койтов» очень слабые показатели по игре в меньшинстве. Но даже в таких условиях Илья давал больше 90% отраженных бросков, и лишь раз этот процент опустился ниже 92. А когда полевые выдали отличный сезон и помогли голкиперу еще и в меньшинстве – Брызгалов стал вторым в гонке за «Везиной».
Большое влияние на Брызгалова оказал тренер вратарей Шон Бурк. Он провел в НХЛ больше восьми сотен матчей, завершил карьеру в 2007-м и стал работать в «Финиксе». Именно он вывел Брызгалова на топ-уровень, после того как «Анахайм» выставил Илью на уэйвер. В Калифорнии решили, что Йонас Хиллер перспективнее русского бэкапа, и не придумали ничего лучше, как отпустить его без компенсации.
Шон Бурк
Бурк быстро понял, что главные проблемы Брызгалова – в голове. Вот что он рассказывал в подкасте Spittin Chiclets:
«Когда я стал его тренировать, он сначала сказал: «О, ты заставишь меня много работать». Я отозвал его в сторонку и уточнил: «Нет, Брыз. Я только хочу попробовать кое-какие технические моменты». На первую тренировку я пригласил Эда Джовановски и попросил его бросать по воротам Брызгалова, а самому Илье сказал встать прямо на линию ворот и отбивать шайбу с этой точки. Илья ответил мне:
– Я не могу отбивать шайбу, стоя на линии ворот. У меня не получится. Я не буду.
– Ты просто попробуй, это всего лишь упражнение. Я не буду тебя переучивать.
Он встал и не отбил ни одного броска. А потом сказал: «Ты же видел, я не могу отбивать шайбу, стоя на линии ворот».
Бурк не переучивал Брызгалова – он сделал так, чтобы кипер сам понял необходимость изменений. Брызгалов сыграл пару матчей на предсезонке, а потом подошел к Бурку и заявил: «Я всегда хотел играть именно так – глубоко, но мне не позволяли». И это не был случайный трюк от тренера вратарей – после ухода Брызгалова Бурк реанимировал карьеру Майка Смита, который вытащил «Финикс» в финал конференции и помог скромной команде продержаться шесть матчей против великого «Чикаго». А еще превратил Джейсона Лабарберу в отличного бэкапа и поднял на топ-уровень Девана Дубника, которого списали в бедовом «Эдмонтоне».
Деван Дубник
И тот же Бурк чувствовал, что переход в «Филадельфию» не поможет Брызгалову: «Я сказал ему: «Ты все равно подпишешь контракт, но, если честно, я уверен, что ты не отработаешь его до конца».
В «Филадельфии» у Брызгалова не получилось ничего – он не смог адаптироваться, попал под прессинг фанатов и прессы и ловил косые взгляды партнеров после своих интервью. Брызгалов предпочитал отшучиваться – такая манера была его маской, но окружающие видели в нем несерьезного игрока, который не желает брать на себя ответственность.
Огромный контракт тоже сыграл свою роль – с Брызгаловым не хотели возиться, а сразу требовали результат, несмотря на то, что новичок чувствовал себя некомфортно. Это звучит довольно странно, но Илье было неудобно играть в команде, защитники которой без проблем ловили шайбу на себя и не доводили до ворот кучу бросков соперника.
Брызгалову такой стиль только мешал – он потерял уверенность и стал пускать нелепые шайбы. В первом сезоне «Филадельфия» дошла до второго раунда – в дикой перестрелке завалила «Питтсбург», а в решающем матче против «Нью-Джерси» Брызгалов устроил это:
Илья переходил из клуба-середняка в команду, которая совсем недавно рубилась в финале Кубка Стэнли – в сочетании с большим контрактом прессинг был невероятным. Но стоит отметить, что с Брызгаловым уже была другая «Филадельфия» – ушли Майк Ричардс и Джефф Картер, а Крис Пронгер получил тяжелейшую травму, после которой завершил карьеру. Пронгер был не просто лучшим защитником команды, который блокировал много бросков и грамотно подсказывал партнерам – он был одним из немногих людей в НХЛ, которые понимали, что происходит в голове у Брызгалова.
«Думаю, если бы я не получил травму в «Филадельфии», так плохо эта история не завершилась бы. Я травмировался через 13 матчей после начала сезона, и Брызгалов мог делать все, что хотел. Я же играл с ним в «Анахайме» и знал, как удержать его. А он начал предъявлять претензии к защитникам. Я тогда восстанавливался от сотрясения мозга, сидел в темной комнате и материл его: «Ах ты говнюк! Что же ты ругаешь всех, кроме себя!», – вспоминал Пронгер.
Из-за упрямства Брызгалов так и не смог сделать шаг вперед – как однажды получилось в «Финиксе». Его выкуп был ожидаемым – после локаута НХЛ позволила клубам амнистировать два контракта без штрафа в платежку. После ухода Брызгалова в воротах «Флайерс» сыграли 12 вратарей (тринадцатый – Картер Харт) – никого из них не хватило больше, чем на один приличный сезон.
Брызгалов после «Филадельфии» провел десяток приличных матчей в «Миннесоте», провалится после возвращения в «Анахайм» и снова отправился на уэйвер. После фактического завершения карьеры он начал работать на ТВ и стал героем мемов про Вселенную и космос – номинация на «Везину» и финал ЧМ-2009 понемногу забываются. Впрочем, Брызгалова это, похоже, мало волнует – его мысли все еще способен понять только он сам.
Лига, которая пыталась свалить НХЛ. Тратили кучу денег на звезд, но не могли нормально залить лед
Игроки НХЛ потеряют много денег. Рассказываем, что такое эскроу и как он работает
Фото: twitter.com/bryzgoalie30; Gettyimages.ru/Bruce Bennett, Christian Petersen; globallookpress.com/Steven M. Falk/ZUMAPRESS.com, Carlos Gonzalez/ZUMAPRESS.com
Нынешняя ситуация очень похожа на ситуацию Бобровского сейчас - человек не в своей тарелке под жёстким прессом огромного контракта. Но у Боба ещё есть время, чтобы измениться и не допустить ошибок Ильи, а, если не изменится, то можно однозначно сказать- Филадельфия ничего не потеряла от обмена Бобровского, потому что играл бы он не лучше текущего уровня.
1. Был ли Брызгалов топ вратарем НХЛ?
Скорее Нет. Топ уровень доказывается успешной игрой в разных условиях и проверяется временем. Илья же чаще был неубедителен (Фила, Цска, Эдм, Утки), будучи успешным в идеальных для себя условиях, либо на кураже (серия сухарей в ПО с ранним Анахаймом, серия сухарей в регулярке с Филой, 3 из 4 сезонов в Финиксе).
2. Объяснение статистики в Финиксе кроется в его же словах. Когда другие команды пачками блокировали дальние броски - койоты оставляли их Илье, таким образом повышая % спасений. Ну и Шон Бурк, конечно, немалую роль сыграл
3. То что "неординарить" Илья начинал в периоды неудач говорит больше о том, что это действительно скорее защитная реакция и метод отвлечения публики. Вместо этого он должен был работать, исправляя свои минусы, а не считать, что виноваты другие. И уж тем более не нести этот образ после завершения карьеры.
Как бы то ни было, вцелом, карьера вызывает уважение
И, если честно, мне вообще по барабану кого он там поддерживает и критикует. Вон Васильевскому патриарх нравится, я эту позицию его не разделяю. Но вратарь-то он топовый, какая, по сути, разница, кого он там поддерживает или не поддерживает?