Холодная война. Русский хоккей против канадского
Развитие хоккея с шайбой в СССР вполне могло быть пресечено или хотя бы приторможено путём публикаций в прессе. В 1932 году это получилось; в 1948 — нет
Хоккей в СССР зародился и развивался стремительно. В мае 1945 года закончилась Великая отечественная война, а в декабре 1946 уже стартовал первый чемпионат страны. Ещё через семь лет — ничто по историческим-то меркам — сборная дебютировала на чемпионате мира, и не только выиграла его, но и прямо сразу прочно утвердилась в мировой хоккейной элите, на протяжении трёх с половиной десятилетий постоянно оставаясь «в медалях» (за исключением чемпионата 1962 года, по политическим причинам пропущенного), при этом серебряные и бронзовые воспринимая как неудачу.
Хоккей — тогда называвшийся «канадским», чтобы не путать с «русским» — сразу же полюбился зрителям. Пресса тоже восприняла новую игру благожелательно, и матчи достаточно подробно освещались на страницах газет. Причём заметки зачастую писались (во всяком случае — подписывались) непосредственными участниками соревнований, не занятыми в той или иной встрече: игроками и судьями. И потому содержали не только описание хода игры, но и «разжёвывание» различных тактических и технических нюансов — большей частью, что интересно, с критической точки зрения. Например Сергей Александрович Савин (один из главных, если не самый главный, «отец-основатель» советского хоккея, про которого сейчас мало кто помнит, в отличие от) таким образом завершил репортаж о матче между московским «Динамо» и «Крыльями Советов» (6:1): «У победителей — типичные для всех команд недостатки: слабые броски шайбы, неумение играть корпусом в защите. Игра идёт поперечными передачами вместо продольных и диагональных, налицо вредное увлечение индивидуальными прорывами. У побеждённых — незнание техники и тактики игры, при наличии ряда талантливых игроков. Будет неверным в этих условиях пытаться восполнить недостатки только в процессе самих игр на первенство. Нужна упорная кропотливая учебно-тренировочная работа с командами по всем элементам игры».
А нападающий «Спартака» Зденек Зикмунд в заметке об игре ВВС против таллинского «Динамо», завершившейся с рекордным на тот момент счётом 10:2, выдал снисходительное: «Игроки команды-победительницы стали выступать коллективнее (исключение — Моисеев). Но при атаках москвичи мало используют ширину поля; им следует больше работать над бросками, особенно справа. Некоторым игрокам, в частности Виноградову, надо совершенствовать бросок с левой стороны». Александр Виноградов, к слову, в той игре забросил четыре шайбы. Ну а руководство «лётчиков», надо полагать, сделало выводы: уже в следующем сезоне Зикмунд играл за них.
Обе цитаты относятся ко второму чемпионату СССР — когда уже стало ясно, что канадский хоккей интересен не только в качестве экзотики, а пришёл всерьёз и надолго. И это сильно обеспокоило приверженцев хоккея русского. Растущую популярность новой игры они восприняли крайне ревностно, и попытались искоренить конкурента если не «в зародыше», то хотя бы «во младенчестве» — пока он не подрос и не расправил плечи. Метод был выбран неоднократно проверенный и весьма эффективный: свести к идеологии и опорочить. В самый разгар второго чемпионата «Комсомольская правда» опубликовала довольно большой материал под названием «Законный вопрос».
«Комсомольская правда», 11 января 1948
Если на скане плохо видно, приводим некоторые выдержки из него (с сокращениями):
«Русский хоккей — мужественный вид спорта. Игра в русский хоккей полна естественных и красивых атлетических движений. и неудивительно, что хоккейные матчи собирают многочисленных зрителей. Но вот год назад у нас начали осваивать новую игру — канадский хоккей. И многие комитеты по делам физкультуры и спорта, добровольные общества занялись развитием канадского хоккея, совершенно забросив русский хоккей».
«Всесоюзный и Московский комитеты по делам физкультуры и спорта всё своё внимание сосредоточили на новой для нас игре — канадском хоккее. Заморская «новинка» отныне владеет умами некоторых работников Всесоюзного комитета. Издан приказ, разрешающий хоккеистам играть либо в канадский хоккей, либо в русский. И вот почти все мастера, за редким исключением, переключились на канадский хоккей».
«Канадский хоккей с его необычайно грубыми приёмами типичен для буржуазного Запада. Ледяное поле небольших размеров принято в канадском хоккее не от хорошей жизни <…> Спрашивается, к чему же тесниться нам при нашей продолжительной зиме и больших катках?».
«Нельзя не отметить и странную позицию, занятую газетой «Советский спорт» — органом Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта. Эта газета, захлёбываясь от восторга, не устаёт писать о том, что наши хоккеисты быстро «освоили» канадский хоккей».
Далее объясняется, что освоили они это благодаря именно русскому хоккею, с неожиданным выводом: «Это свидетельствует о том, что лучшие мастера русского хоккея, играя в канадский, не совершенствуют, а понижают свою технику. Мы глубоко убеждены, что преимущество — и техническое и тактическое — принадлежит не канадскому, а русскому хоккею. Приведённые доказательства достаточно убедительно говорят о преимуществах русского хоккея».
«Советский спорт» отреагировал оперативно, меньше чем через неделю.
«Советский спорт», 17 января 1948
Отпор был дан в лучших традициях советской риторики, а в заключении совспортовцы даже и перешли в контратаку (также с сокращениями):
«Однако, ратуя за русский хоккей, который стал подлинно народной игрой, «Комсомольская правда» напрасно пытается опорочить новую игру, в короткий срок получившую в нашей стране популярность. «Канадский хоккей, с его необычайно грубыми приёмами, типичен для буржуазного Запада», — пишет «Комсомольская правда». Но ведь это в равной мере относится к футболу, боксу, баскетболу и другим видам спорта. Эти спортивные игры культивируются также и у нас. Но какая огромная пропасть лежит между советским и буржуазным футболом, боксом, баскетболом! Советским спортсменам глубоко чужды нравы буржуазного спорта. Чуждо им и рабское подражание стилю, тактике и технике западных чемпионов. Мы создали свой, советский стиль в спорте, превосходство которого над буржуазным <…> убедительно продемонстрировали на крупнейших международных соревнованиях».
«Канадский хоккей в нашей стране делает только первые шаги; выступление «Комсомольской правды» может быть понято как призыв ликвидировать эту игру. Незачем противопоставлять друг другу две интересные и полезные зимние спортивные игры, как это делает «Комсомольская правда». Массовость физкультурного движения в нашей стране открывает все возможности для успешного развития обоих видов хоккея».
«В заключение уместно будет задать законный вопрос: почему «Комсомольская правда», регулярно освещая ход первенства СССР по канадскому хоккею, до сих пор ни единым словом не обмолвилась о состоявшихся многочисленных матчах по русскому хоккею? У читателей «Комсомольской правды» действительно может сложиться впечатление, будто у нас перестали играть в русский хоккей».
Если у кого-то эта пикировка может вызвать улыбку, то напрасно; ничего весёлого тут нет. Оргвыводы, следовавшие за публикациями такого рода, легко могли «прихлопнуть» хоть научный проект, хоть сельско-хозяйственную отрасль; а множеству людей в разное время они стоили работы, свободы, или даже жизни. И кто знает, как пошли бы дела у канадского хоккея, не заступись за него вовремя «Советский спорт»? Даже и с учётом того, что и «наезд», и «ответка», скорее всего, были согласованны на том или ином верху; и, вероятно, у шайбы верх (маршал Климент Ворошилов) оказался повыше.
Чего ей (шайбе, а тогда ещё — плашке) не хватило полутора десятилетиями раньше. В 1932 году к нам с выставочными матчами приехали берлинские хоккеисты. По итогам того турне журнал «Физкультура и спорт» выступил так (орфография и пунктуация сохранены):
«Физкультура и спорт», №9 за 1932
«… При наличии таких правил игра носит сугубо индивидуальный и примитивный характер. Игра весьма бедна комбинациями и в этом смысле не выдерживает никакого сравнения с «бенди». Единственная командная комбинация — это передача плашки своему партнёру, находящемуся в правильном положении, который проходит с плашкой к воротам противника и бьёт сам по воротам или отпасовывает его назад <…> Других комбинаций в игре не существует <…> С точки зрения техники игра тоже весьма примитивна».
«На вопрос, следует ли у нас культивировать канадский хоккей, можно ответить отрицательно, так как хоккей «бенди» не только интереснее, но и требует более высокой технической и физической подготовленности».
Следует отметить, что «Физкультура и спорт» тогда был главным спортивным рупором страны, а предшественник «Советского спорта», выходивший под названием «Красный спорт», такого веса ещё не имел. Да и не заступился он за шайбу в тот раз.
Ну а в 1946 году «ФиС» уже воздержался от критики, и в схватке канадского хоккея с русским принял нейтралитет. И даже предоставил в 1948 году Анатолию Тарасову целый разворот, где тот очень подробно и скрупулёзно ознакомил читателей с шайбой, в том числе и путём сравнения с бенди.
«Физкультура и спорт», №11 за 1948