Почему Автомобилист не может стать топ-клубом?
Уральцы ворвались в клан олигархов КХЛ совсем недавно и, надо сказать, неожиданно. На протяжении всей своей истории выступлений в чемпионате, за Автомобилистом закрепилось звание команды-аутсайдера, в лучшем случае достойного середняка. На то были понятные причины: незаинтересованность властей в построении сильной хоккейной команды, в следствие ограниченный бюджет, не позволяющий рассчитывать на что-то большее, чем попадание в плей-офф.
Все изменилось в апреле 16 года, когда генеральным спонсором клуба стала компания «УГМК», которая долгие годы пичкала, и продолжает это делать, миллионами женскую баскетбольную команду из Екатеринбурга. Боссы компании, воодушевленные успехами БК «УГМК» российского и европейского масштаба, решили вложить средства и в хоккейную команду города. Сразу же была поставлена задача пройти, как минимум, два раунда Кубка Гагарина, а там, глядишь, и побороться за главный трофей лиги. За последний год амбиции клуба меньше не стали, а долгожданный результат так и не пришел. Наоборот, стало только хуже.
Пришло время разбираться что мешает «Авто» двигаться в сторону становления сильной команды, перед упоминанием которой было бы уместно приписывать приставку «топ».
Несбалансированное формирование команды.
Глядя на комплектование Автомобилиста можно ненароком поймать себя на мысли, что менеджеры клуба были буйными фанатами игр «Football Meneger», где большинство пользователей делают акцент на комплектовании атакующей линии, забывая об обороне. По Якубу Коваржу вопросов нет. Один из лучших вратарей лиги, который сезон, доказывающий не на словах, а на деле, за что ему платят большие деньги. Речь о защитниках. Если открыть ростер автомобилистов, то можно подумать, что ты попал на сайт условного «Сочи» или «Нефтехимика». Гуркин, Мамкин, Бодров, Березин, Стасенко. В сезоне 18-19 были Егоршев с Мишариным, до них были Тимашов и Куляш. Откровенно говоря, слабый подбор «дефов» для команды, претендующей на кубок, не так ли?
Уральцы не первый год нуждалась в «пакмувере», и вот наконец, она его получит. В ближайшее время контракт заключат с Чарльзом Геноуэем, известным по выступлениям за Ригу, Спартак, Йокерит, Ладу и Торпедо. Что примечательно, ни в одном из этих клубов канадец не задерживался больше чем на год. Автомобилист закрывает позицию легионера очень сомнительным иностранцем, который не факт, что сделает игру в большинстве ярче и разнообразнее, ее сделает Вячеслав Войнов, который по последним данным должен пополнить клуб. Вот это будет, безусловно, усиление. Войнов и в СКА и в Авангарде показывал насколько он крутой защитник в плане атакующего функционала для нашей лиги. Зачем тогда тратить вакансию легионера на Геноуэя, с чьей работой отлично справиться Вячеслав? Опять же, вопрос.
С атакой дела выглядят по-другому, но и там возникают вопросы. Автомобилист комплектуется качественными легионерами. Так, в Екатеринбурге год назад избавились от Паре и Да Косты, заменив их Мэйсеком и Холландом, которые в сумме набрали больше очков. Удалось оставить в команде Голышева. Хороший ход с игровой и медийной точки зрения.
Куда хуже обстоят дела с формированием третьего звена, ключевого фрагмента формирования успешной команды. У прошлогоднего Салавата были Жарков-Кадейкин-Майоров/Солодухин, которые в плей-офф сначала остановили Мозякина, а потом Доуса и компанию. У чемпионского Ак Барса выжигали Клинкхаммер со Свитовым, которых неплохо дополняли Глухов с Лукояновым. Магнитка-17 года имела Осалу, Тимкина и Платонова. В Тракторе Белоусова в 3 звене пылил Антипов с Ничушкиным и Дугиным. Игроки этого амплуа ценятся ничуть не меньше, чем хоккеисты топ-6. Грамотно отыграть в меньшинстве, загонять кого-либо, придать импульс, - вот за что ценят таких хоккеистов, которые в момент, когда у лидеров не идет, могут взять инициативу в свои руки. Теперь смотрим кто был на этих ролях в Авто. Кучерявенко, Мозер, Гареев, Литовченко, Хрипунов, Белоусов. Из всей плеяды игроков можно выделить только Кучерявенко, и то, в последние годы, в силу возраста, Александр начинает сдавать. Все остальные либо не достаточно сильны для команды, ставящей перед собой серьезные задачи, либо, в принципе не игроки низших звеньев.
Тем абсурднее звучит новость, что Автомобилист собирается подписать братьев Ушениных, Макеева и Бочарова, который Станислав. Да, все они хорошо зарекомендовали себя в своих клубах, но есть одно но. Все вышеперечисленные играли в топ-6 своих команд, получали много игрового времени и большинства. Терзают очень большие сомнения, что они могут себя проявить в Екатеринбурге, т.к мест под топ-6 почти не осталось. Мэйсек, Холланд, Секстон, Голышев, Плэтт, Дацюк. Примерно так на бумаге выглядит атакующая линия уральцев, которая должна будет делать погоду у чужих ворот. Даже если убрать Дацюка, пропускающего в последние годы часть сезона и заменить его на Вячеслава Ушенина. Места для его брата, Макеева и Бочарова не остается.
Автомобилист тратит деньги на хоккеистов уровня топ-6 средних команд, не понимая, что выхлопа от них получится гораздо меньше, чем они того ожидают. Они привыкли играть на рояле, а не таскать его, но роли пианистов в клубе уже заняты.
Неправильное распределение средств.
Успех любой солидной организации заключается в качественном уровне менеджмента. Порой, это процентов 80 формулы создания сильной команды. Работа генерального менеджера подразумевает мониторинг рынка и заключение контрактов на выгодных условиях, как для игроков, так и для клуба. Никого не удивлю, если скажу, что профессиональных хоккейных управленцев, которые грамотно формируют команду и не «сжигают» львиную часть бюджета на непонятных игроков, у нас в стране маловато. За примером далеко ходить не надо. В Тракторе совсем недавно платили Даниле Мамаеву 30 миллионов рублей за сезон, Ак Барс в это межсезонье дал 40 миллионов Глухову, который должен получать максимум половину от этой суммы, те же 40 дали Рукавишникову. Самый известный в хоккейной России Геннадий Иванович, в свое время, не скупился раздавать многомиллионные контракты Тимкину и Кулемину. Короче говоря подобных примеров масса и, что печально, они будут продолжаться.
Автомобилист тоже отличается своим подходом к селекции. Например, в мае 18-го года клуб заключил двухлетнее соглашение с защитником Мамкиным, по которому он получил 60 миллионов за два года. Возникает вполне резонный вопрос: зачем платить такие деньги весьма посредственному защитнику, выступавшему в Спартаке, Югре и Сочи на далеко не ведущих позициях? Такое ощущение будто бы в другом случае за ним бы гонялось пол лиги. Провальный трансфер точки зрения финансов, несомненно.
Кучерявенко по истекающем контракту получал 40 миллионов. Да, неплохой хоккеист низших звеньев. Но какие 40 миллионов, тем более учитывая его подверженность травмам?
Георгий Белоусов первый сезон провел откровенно слабо. Второй, конечно, можно занести в актив, но статистика вещь упрямая. Она гласит, что хоккеист даже не дошел до отметки пол очка за игру в этом сезоне, а получал по контракту солидные 35 миллионов. На днях подписал новое соглашение с клубом, которое явно не уступает предыдущему.
Дацюк тем летом выбил себе контракт на 100 миллионов. На сто. Миллионов. Это в год, если что. 7 шайб и 26 очков за сезон. Как вам?
Говоря об Автомобилисте вполне можно провести параллель с Торонто. Есть хорошее топ-6, посредственные 3-4 звенья, слабая защита и качественный вратарь, который часто оставляет команду на плаву. Есть некое предположение, что Рябков и компания подтапливают за «Мэйпл Лифс».
Да, менеджерские проколы не так актуальны, когда в лиге отсутствует жесткий потолок зарплат и богатые клубы могут тратить в разы больше своих скромных конкурентов. Как известно, со следующего сезона ситуация поменяется и клубу придется ужаться в платежной ведомости миллионов на 300. Клуб из Екатеринбурга в этом году потратил на зарплаты 1,2 миллиарда рублей. Менеджерам уральцев пора бы выработать четкий, и, что самое главное, грамотный план по комплектованию команды, ведь хоккеисты уезжают, потолок уменьшается, а люди, дающие деньги, от своих грандиозных планов про кубок и все ему прилегающее, отказываться не собираются.
Эксперименты с тренерами продолжаются.
Автомобилист в этом году ушел в отпуск уж слишком рано. Екатеринбуржцы не смогли совладать со скромной Сибирью Николая Заварухина, который еще год назад входил в тренерский штаб самого Мартемьянова. Нет сомнений, что это поражение тренерское. Мартемьянов, обладая куда более мастеровитыми хоккеистами, ничего не смог противопоставить системной Сибири, каждый игрок которой знал с какой целью он выходит на площадку и что он должен делать в той или иной ситуации. Эта серия наглядный пример того, как порядок смог побить класс. Заварухин заставил своих хоккеистов минимизировать ошибки в средней зоне и количество провалов, по итогу которых соперник бы убегал в стремительные контратаки.
Андрей Алексеевич за два года, что он был у руля Автомобилиста никак не поменялся. Его команда также уповала на быстрые атаки, жертвуя позиционными, которые в конечном итоге и сгубили команду. Плей-офф – время, когда соперник разбирает тебя на атомы и в случае неудачной игры, ты должен что-то поменять, дабы попытаться вытащить серию. Но дело в том, что бывший тренер Авто даже не пытался ничего менять.
Большинство закрыли, как и в плей-офф 19 года, когда Салават прекрасно понимал, что весь розыгрыш будет идти через пятак с минимальным подключением защитников и просто максимально жался к воротам. Уральцы забросили только 3 шайбы при игре в неравных составах, что в процентном соотношении откинуло их на низшие позиции в этом компоненте. Сибирь грамотно сторожила пятак и пропустила с него только одну шайбу от Холланда.
Мартемьянов не извлек никаких уроков с кубка Гагарина годичной давности, за что и поплатился. Он зарекомендовал себя неплохим тренером для регулярки, плей-офф-совсем другое дело. За что можно его похвалить? За оборону. Обладая такими незаурядными защитниками он смог выстроить неплохую систему, благодаря которой, такие посредственные по именам оборонцы смотрелись очень достойно.
На смену уроженцу Екатеринбурга пришел Бил Питерс, известный, как экс-главный тренер Каролины, Калгари и сборной Канады. Очень рисковый шаг со стороны менеджеров. Билл за четыре года работы в «Харрикейнз» так и не смог вывести команду в плей-офф. Его Калгари смог выиграть конференцию, но провалился в первом раунде, отдав в пяти матчах серию Колорадо. Со сборной стал чемпионом мира, но ведь клубная работа кардинально отличается от работы в сборной. То есть, сначала клуб назначает Мартемьянова, проработавшего до этого в КХЛ всего 1,5 года, а потом берет тренера, чьи успехи достаточно скромны. Также не стоит забывать, что у Питерса нет европейского клубного опыта. Менеджеры в очередной раз приводят в клуб «кота в мешке», что немного странно. Еще больше удивило назначение Германа Титова помощником. Зачем? За какие заслуги? Что он может дать команде? Хочется получить ответ хотя бы на один из этих вопросов.
Путь клуба немного напоминает питерский «СКА», где вбухивали огромные деньги на игроков, но никак не могли привести большого тренера. В апреле 2014 смогли.
Вывести Автомобилист в плей-офф Билл, конечно, выведет, а вот что будет дальше? Управленцы опять наступили на собственные грабли и наняли на работу специалиста за плечами которого нет серьезных успехов в плей-офф.
Дацюка слишком много.
Завершение карьеры в родном Екатеринбурге-это, казалось бы, красивая история для одного из лучших российских хоккеистов в 21 веке. Но на деле получается, что присутствие Павла Валерьевича несет команде больше вреда, чем пользы. Огромный контракт сжирал и будет сжирать приличную часть платежки. Самое главное-он никак не окупается. Павел, дай бог, отрабатывает только половину от него, а в межсезонье подпишет новый, который, как говорят, будет сопоставим нынешнему.
Дацюк занял определенную нишу в клубе и многие вещи перестали решаться без его ведома. Приглашение Питерса-его рук дело. Уже сейчас это ни для кого не новость, как бы руководство и сам Билл не отнекивались.
Приход игроков-легенд с солидным бэкграундом, как правило, положительно сказывается на команде, но даже тут 13 номер «выделился», запретив в команде употребление веществ, незапрещенных антидопинговыми правилами. Нельзя только прийти в коллектив и сразу же начать наводить свои порядки, каким бы успешным хоккеистом ты ни был. Это, как ни крути, прямым образом влияет на микроклимат в раздевалке и отношение лично к тебе со стороны партнеров по команде.
Фанатам «Автомобилиста» остается только пожелать терпения. Сезон простым не будет.
Предыдущая статья - Кто, если не Гатиятулин? Челябинск ищет главного тренера.
...
В Тракторе совсем недавно платили Даниле Мамаеву 30 миллионов рублей за сезон, Ак Барс в это межсезонье дал 40 миллионов Глухову, который должен получать максимум половину от этой суммы, те же 40 дали Рукавишникову."
Сначала вы пишете насколько важны игроки боттом-6, затем пишете что Глухову не надо платить 40 млн.
Но стоящие игроки 3-4 звена топ-клубов стоят на рынке минимум 35 млн.
А по 20-30 млн идут такие как Мамкин и Хрипунов. Вот Автомобилист их и берёт, потому что как бы дешёво.