10 мин.

Когда Овечкин еще не родился. «Вашингтон» на старте в НХЛ: 8 лет позора и обмен, который все изменил

Кошмарное начало.

Сейчас в это сложно поверить, но в Вашингтоне хоккей существовал и до парня с восьмеркой на спине – здесь играли Петер Бондра, Яромир Ягр, Майк Гартнер и начинал свою великолепную карьеру Сергей Гончар. За 46 лет в НХЛ «Кэпиталс» повидали всякое, но худшими были первые годы в лиге. «Вашингтон» выжил, добрался до Кубка Стэнли и когда-нибудь поднимет под своды домашней арены свитер величайшего снайпера в истории хоккея – ради такого стоило потерпеть несколько лет унижений.

«Кэпиталс» основал еврейский строительный магнат – из-за личной трагедии

Современный «Вашингтон» прочно ассоциируется с именем Теда Леонсиса – американский миллиардер владеет клубом больше 20 лет, и именно при нем «Кэпиталс» стали полноценным топ-клубом НХЛ. Однако основателем франшизы был другой человек – Леонсис купил клуб в 1999-м у Эйба Поллина, который за свою жизнь стал культовой личностью для города.

Поллин родился в Филадельфии в семье эмигрантов из России, а в 8 лет переехал в Вашингтон, где и жил до последних дней. Состояние он сделал в строительном бизнесе и не был фанатом спорта – Поллин приобрел франшизы НБА и НХЛ, чтобы выйти из затяжной депрессии, в которую его загнала смерть дочери и сына (у них были проблемы с сердцем).

Пока Эйб пытался заглушить боль алкоголем, его жена Ирен делала все, чтобы строительный бизнес продолжал работать. Поллины на тот момент были одними из самых известных бизнесменов Вашингтона и старались помогать малоимущим жителям города. Желание помочь и солидное состояние привели Поллина к мысли, что он может что-то изменить – хотя бы в городе, который дал ему возможность найти место в жизни.

Он начал с баскетбола – приобрел клуб в соседнем Балтиморе. Поллин хотел перевезти «Буллетс» в столицу, но не мог получить разрешение на строительство новой арены – переговоры растянулись на 10 лет, но одобрения властей миллионер так и не получил. Вариант нашелся случайно – в соседнем штате Мэриленд. Мэрия города Лэндовер предложила Поллинам землю под строительство арены – из-за близости к Балтимору и Вашингтону (всего 15 км от столицы) Эйб согласился и возвел суперсовременное сооружение всего за 15 месяцев.

Эйб Поллин и Тед Леонсис

Capital Сentre на момент строительства был лучшей спортивной ареной Америки – там впервые появился привычный современным болельщикам видеокуб, мощнейшая аудиосистема, специальные ложи и грамотно спланированные раздевалки и холлы. За время своего существования первая арена «Кэпиталс» увидела три финала и одно чемпионство баскетбольной команды, бой Мохаммеда Али, концерты The Who, Элвиса Пресли и Франка Синатры, а еще – худшие матчи новичка НХЛ.

Хоккейная команда понадобилась Поллину, чтобы отбить расходы на арену – на одном баскетболе и концертах этого сделать не удалось бы, так что загруженность решили повысить за счет хоккея. Но попасть в НХЛ оказалось не так просто – лига боролась за новые рынки с конкурентами из ВХА, приняла двух новичков («Айлендерс» и «Калгари») и имела около 10 заявок на два вакантных места. За Поллина сыграла его репутация – он был честен, занимался благотворительностью, уже владел спортивной франшизой в топовой лиге США и имел свежую арену, которая могла собирать болельщиков. НХЛ увтердила заявку Поллина, и в сезоне-1974/75 «Кэпиталс» появились на хоккейной карте мира.

Первый сезон – худший в истории лиги

Во время расширения НХЛ не изменила себе – новички комплектовались на специальном драфте расширения. Но если «Вегас» запускали буквально под руки с невероятно мягкими правилами драфта, то «Вашингтон» закинули в мясорубку без особых шансов забрать хотя бы пару приличных игроков.

Каждая команда тогда могла защитить 15 хоккеистов, плюс получали защиту новички. Если прибавить тот факт, что в период с 1967-го по 1974-й НХЛ проводила уже четвертый драфт расширения, то набрать что-то, кроме мешков с шайбами, «Вашингтон» просто не мог.

Собирать команду доверили Милту Шмидту – легенде «Бостона» и одному из лучших игроков ранней НХЛ. В качестве менеджера «Брюинс» Шмидт выиграл два Кубка Стэнли, так что для «Кэпиталс» это казалось отличным вариантом. Вот только в «Бостоне» у Шмидта были Бобби Орр, Фил Эспозито и Джерри Чиверс, а в «Вашингтоне» предстояло набрать состав, по сути, из фармклубовцев.

Почти все позиции управленцев Шмидт закрыл своими знакомыми из Бостона, а главным тренером стал Джим Андерсон, который работал с фармом «Брюинс». Драфт-1974 вряд ли можно было провести хорошо, но Шмидт совершил невозможное – как показал первый сезон, одну из главных ошибок менеджер допустил еще на старте.

«Вашингтон»-1974/75

Шмидт искал больших парней, но совсем не учитывал бойцовские качества игроков – вскоре оказалось, что в олдскульной НХЛ 70-х мало иметь приличные габариты. Нужно уметь бить в ответ – с этим у «Кэпиталс» начались проблемы, и они оказались совершенно беззащитны против матерых команд. На драфте юниоров «Вашингтон» выбирал первым – и забрал защитника Грега Джоли, который под конец карьеры плотно окопается в АХЛ. Для сравнения – ниже на том драфте ушли Пьер Ляруш, Кларк Гиллис, Брайан Троттье, Марк Хоу и Тайгер Уильямс. Трое из этих игроков позже окажутся в Зале Славы, а Гиллис и Троттье станут одними из творцов легендарной династии «Айлендерс».

Бремя выбирать. Драфт НХЛ-1974

«Джоли может делать многое из того, что вытворяет Бобби Орр. Он отлично катается, умен и может как играть в пас, так и протаскивать шайбу самостоятельно. У него есть все для того, чтобы набирать очки на уровне Орра», – рассказывал перед сезоном Шмидт.

Если коротко описывать первый сезон «Вашингтона», то команда стремительно пробила дно, поздоровалась с «Титаником» и отправилась к самому центру Земли. Несколько антирекордов, которые стоят до сих пор:

• Наименьшее число побед (8 за 80 матчей регулярки);

• Наименьшее число очков (21);

• Наибольшее количество пропущенных шайб (446);

• Худшая разница голов (-265)

• Самая длинная серия поражений (17 подряд, а тогда в лиге были ничьи).

Запасной вратарь «Вашингтона» не выиграл ни одного матча, в котором выходил в старте, каждый из вратарей пропускал больше 5 шайб за игру, а лучший бомбардир «Кэпиталс» Том Уильямс единственный из команды набрал больше 40 очков. А что с Джоли? 8 очков и -68 полезности.

«Вашингтон» избивали почти в каждом матче – главный тренер ушел в отставку в середине февраля, его заменил сначала глава скаутской службы, а потом и сам Шмидт. Пользы это, разумеется, не принесло. Но были и забавные случаи – как в матче против «Бостона», который закончился очередным разгромом «Столичных».

«Я и Дюпере вдвоем вывалились на ворота Чиверса из «Бостона», за нами бежал только Орр. Мы продолжаем катить, и Орр орет: «Бросай, Дюпер, бросай!». Он хотел, чтобы мы забили гол, понимаете? Дюпере забил, я заработал ассист, а когда ехал мимо ворот, то услышал, как Чиверс говорит Орру: «Ну ты и урод». Мы тогда забили два гола и были счастливы. Настолько это было плохо. Мы радовались двум забитым голам в Бостоне», – вспоминал нападающий «Кэпиталс» Джек Игерс.

«Вашингтон» закончил тот год последним, Шмидт остался тренером, но лучше не стало – 11 побед, тотальное уныние, и впереди еще несколько лет на самом дне. Шмидт в сумме проработал полтора сезона – его уволили вместе со всей командой управленцев. Позже первый менеджер «Кэпиталс» признавался, что переход в «Вашингтон» был одним из худших решений в его карьере:

«Мой худший шаг. Мы никого не могли найти на рынке, потому что появилась ВХА, и парни из НХЛ поехали в новую лигу на серьезные контракты в сотни тысяч и миллионы долларов. Я даже не пытался проводить обмены – мне просто некого было предложить. И мы шли тем составом, что у нас был».

Клуб едва не переехал, но его спас молодой менеджер

С новой командой управленцев «Кэпиталс» не ушли со дна, но хотя бы начали адекватно драфтовать – в команде появились Майк Гартнер, Гаэтан Дюшен, Бенгт-Оке Густафссон и Бобби Карпентер. Но даже такие талантливые новички не могли взвалить команду на себя.

Летом 1982-го, после 8 лет в лиге, «Кэпиталс» были как никогда близки к переезду – при вместимости в 19 тысяч, домашняя арена выдала лишь два солдаута и собирала в среднем чуть больше 11 тысяч человек в сезоне-1982/82. Поллин потерял около 20 млн и выдвинул несколько условий:

• Удвоить продажу абонементов;

• Солдаут на 10 домашних матчах;

• Снижение аренды на землю, которую занимала арена, и налога на развлечения.

Эти условия запустили одну из самых массовых кампаний в истории американского спорта под общим слоганом «Save the Caps». Эфиры на телевидении, заметки в газетах и неравнодушные фанаты и волонтеры убеждали купить билет на игру, чтобы обеспечить аншлаг на 10 матчах и спасти команду. По слухам, Поллин собирался перевезти «Кэпиталс» в канадскую Реджайну или объединиться с клубом из Колорадо.

Благодаря невероятным усилиям фанатов и лояльности местных властей почти все требования Поллина удалось выполнить – не распродали лишь абонементы, но для аутсайдера это было нереально.

Но главное решение владелец «Вашингтона» принял через неделю после того, как оставил команду в столице. На пост генерального менеджера он позвал Дэвида Пойла, которому на тот момент было всего 33 года. Пойл пришел в лигу несколько лет назад – работал в офисе «Атланты Флэймс» и не имел серьезного опыта работы менеджером. Тем не менее, летом 1982-го именно Пойл одним трейдом превратил «Вашингтон» из серого аутсайдера в стабильную команду уровня плей-офф.

«Вашингтон», который почти смог. Без Овечкина

Что он сделал? Отправил оффер в «Монреаль» – за защитников Рода Лэнгуэя и Брайана Энгблома, а также форвардов Дуга Джарвиса и Крэйга Лафлина он предложил лидеров команды Райана Уолтера и Рика Грина. Как показало время, Пойл провернул гениальную сделку – Лафлин и Джарвис добавили глубины нападению, а Лэнгуэй выиграл в составе «Вашингтона» два приза лучшему защитнику НХЛ. В том же году на драфте Пойл выбрал защитника Скотта Стивенса, который вырос в одного из самых выдающихся и жестких игроков поколения. Неудивительно, что с лета 1982-го началась новая история «Вашингтона» – на протяжении 15 лет команда не пропустила ни одного розыгрыша плей-офф и дошла до финала Кубка Стэнли в 1998-м.

Эйб Поллин не дожил до первого трофея «Вашингтона» – он скончался в 2009-м после продолжительной болезни. В конце 90-х он продал франшизу Теду Леонсису, а его последним значимым вкладом стал стадион за 200 млн – прямо в центре столицы. Именно на этой арене проводит свою карьеру Александр Овечкин. Чемпионство «Кэпиталс» увидила Ирен Поллин – после финала вдова миллионера позвонила Теду Леонсису и поздравила его с победой. Для нее Кубок Стэнли – лучшее подтверждение того, что 46 лет назад они с мужем приняли верное решение.

«Если вы проиграете, унесете это с собой в ваши ###### могилы». Команда, которая сотворила «Чудо на льду»

Сто лет назад финал Кубка Стэнли не доиграли из-за эпидемии «испанки». Один игрок умер

70 лет назад 11 чехословацких игроков обвинили в измене родине. Их пытали, а потом отправили на урановые рудники

Фото: Gettyimages.ru/Craig Melvin; nhl.com; globallookpress.com/Gerry Angus/Icon Sportswire; REUTERS/Larry Downing