«Парни, запомните – вы еще ничего не выиграли в НХЛ». Теему Селянне вспоминает худший год в карьере
От редакции Sports.ru: это пост пользовательского блога «Эпицентр» – главного поставщика крутых энхаэловских историй на Трибуне. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы интересные сюжеты о клубах и звездах НХЛ появлялись чаще в вашей ленте.
Теему Селянне в книге My Life вспоминает о сезоне-2003/04 в «Колорадо», который должен был стать для него главным в карьере, а обернулся провалом.
Весной 2003-го я сказал себе, что если выиграю чемпионат мира, то завершу карьеру, и это было правдой. И если сезон с «Шаркс» был просто разочарованием, то чемпионат мира завершился катастрофой. Мы вели со счетом 5:1 в четвертьфинале против шведов и проиграли 5:6. Это главный кошмар в моей карьере. Полчаса сборная Финляндии показывала невероятный хоккей, но пропустив третью шайбу, запаниковала. Мы допускали ужасные ошибки, а тишина, которая была на арене после каждого гола шведов, нас убивала. Эту боль нельзя описать словами. Ужас. Вся страна была в шоке. Я чувствовал себя предателем.
Завершение карьеры было отложено. В «Сан-Хосе» меня все устраивало – город, команда, болельщики, тренер. С Саттером было непросто, но он очень любил детей, и после поражений нужно было всего-то привести на арену моих сыновей, чтобы тренер не слишком злился на нас. Все было хорошо, кроме одного – я хотел завоевать Кубок Стэнли. Тем же летом на рынок свободных агентов выходил Пол Кария, которому не нравился ход переговоров с «Анахаймом». У меня была опция продлить контракт на год с «Шаркс» или уйти в другой клуб. Пол позвонил мне и сказал, что было бы неплохо сыграть вместе. Мы оба были свободными агентами, нам хотелось выиграть Кубок Стэнли.
Началась безумная игра «а что если». Мысли о деньгах ушли на второй план, мы больше думали о том, какая команда подходит нам больше всего. Первым делом в голову пришел «Колорадо». Мы всегда мечтали играть вместе с Петером Форсбергом и Джо Сакиком и даже шутили, что если кто-то из нас плохо сыграет с Фоппой, его спустят вниз к Сакику. Мы позвонили нашему агенту Дону Бэйзли и попросили сделать «Эвеланш» предложение, от которого нельзя было бы отказаться. Мы или играли бы вместе или не играли бы вообще. «Колорадо» сразу отмел этот вариант – у него в платежке оставалось 7 миллионов, а мы заработали 16,5 годом ранее. Решение нашлось. Пол согласился на 1,2 миллиона, что было почти в 10 раз меньше его зарплаты в «Анахайме», а я взял 5,8 млн, хотя «Шаркс» предлагали 6,5.
В «Колорадо» не могли поверить своему счастью. У них были Форсберг, Сакик, лучший снайпер НХЛ Гейдук, Тэнгуэй, Роб Блэйк, а теперь еще Селянне с Карией. Бэйзли говорил, что ему звонил Кен Холланд из «Детройта» и спрашивал, нет у него еще суперзвезд со скидкой.
Этот сезон должен был стать сезоном мечты, но он стал для нас худшим кошмаром. Если бы можно было стереть воспоминания из памяти, я бы вычеркнул именно тот год.
Я и Кария начали чемпионат с Джо Сакиком, и это была лучшая тройка в моей карьере. Но уже в пятом матче Кария повредил кисть, а меня отправили в нижние звенья. Что бесило больше всего, я мог стать первой звездой матча и все равно оставался в четвертом звене. Когда мы с Полом впервые встретились с главным тренером «Колорадо» Тони Грэнато, он сказал нам: «Парни, запомните – вы еще ничего не выиграли в НХЛ». Тони произнес это до того, как поприветствовать нас, и я чуть не ответил ему: «Ты вроде бы тоже еще ничего не выиграл».
Я сразу понял, что Тони не слишком рад видеть нас в команде. В том сезоне я понял, как же везло мне раньше. Какое удовольствие я получал от хоккея, и как кто-то отнимает это все от меня в Денвере. После травмы Пола меня отправили в третье, а потом в четвертое звено. Затем я оказался в запасе, и это было ужасно. Я думал о том, чтобы уйти из команды. Это все было неправильным. Я не был готов на все 100 процентов, но знал, что могу помочь команде, а в Денвере мне хотелось не думать о хоккее. Я потерял страсть к игре, и очень часто я приезжал на арену, смотрел в зеркало в раздевалке и не узнавал себя.
В межсезонье, играя в сквош, я повредил мениск на колене, которое меня давно тревожило. Врачи подлатали его, как могли, но левая нога на тот момент могла работать на 50% от своей силы. В «Колорадо» злились из-за этого – они заплатили 5,8 млн за некондицию – а Тони, как говорил Пол Кария, сказал, что мое колено уже неживое. Будь я беговой лошадью, меня бы уже пристрелили. Джо Сакик попросил Грэнато поговорить со мной, но тренер сказал, что я должен быть счастлив и 10 минутами игрового времени, после чего я решил, что больше не буду с ним общаться.
Чем ближе был плей-офф, тем меньше я играл. В 78 матчах регулярки у меня было 16 голов и 32 очка, Кария в 51 игре набрал 36 (11+25) очков. В первом раунде мы победили «Даллас» (4-1). Мое игровое время было таким – 11:17, 11:14, 9:59, 16:56 и 10:39. Концовку чемпионата я провел в третьем звене с Мэттью Барнеби и Крисом Грэттоном, в плей-офф я оказался в четвертой тройке с Николишиным и Рику Халем. Иногда пауза между сменами составляла 7-8 минут, к чему я не привык. Во втором матче серии с «Шаркс» меня оставили в запасе. Мы проиграли серию со счетом 2-4, в пяти матчах в среднем мне давали по 13 минут. Сезон был окончен.
В середине сезона я просил у клуба обмен, но наш генменеджер Пьер Лакруа сказал, что все будет хорошо, и мы все вместе еще выпьем шампанского из Кубка Стэнли, если завоюем его. Возможно, у Грэнато была ко мне личная неприязнь. Когда меня обменяли в «Сан-Хосе», его игровое время сократилось до 5 минут, и после того сезона он завершил карьеру. Может, ему не нравился мой стиль, может, он хотел, чтобы я играл, как он. А может, ему не нравилось, что я приезжал на арену на «Феррари».
Я признаю, что не играл в свой лучший хоккей три последних сезона до локаута-2005 и был не так хорош, как в свои лучшие годы. Но я мог больше помочь «Колорадо» даже с таким коленом. Проблема была не в этом.
Еще больше отличных историй о хоккее в телеграм-канале «Эпицентра»
Фото: Gettyimages.ru/Brian Bahr; REUTERS/Gary C. Caskey
И да, прекрасно помню тот сезон, как летом после всех подписаний думалось - сейчас будет сезон мечты, столько звёзд вместе, будем рвать всех...но как это часто бывает перебор звёзд не есть хорошая команда, особенно если ей управляет такой "гений" тренерской мысли, мнивший себя выше всех и вся.
- особенно это можно сказать про роба блэйка и рэя бурка
Как игрок ,гранато импонировал, но вот как тренер.......полный обсёр. Ставить селянне в тройку с бэрнаби и граттоном - это клиника.
Тот колорадо просто обязан был брать чашку в 2004. И уж тем более в 2006 при сохранении состава.
Легенда ещё во время своей карьеры, что бывает не так часто!