Львиное сердце
«Маленький, но грозный. Грозный, но душевный». (НоГГано)
Да, Мартин Сен-Луи именно такой, каким называет своего героя Антона Пальчикова Вася Вакуленко. Действительно, маленький. Для НХЛ – малыш. Что абсолютно не мешает быть ему одним из самых грозных нападающих современности. Честь и хвала этому парню, таких как он называют – настоящий мужик. Он абсолютно не боится трудностей, всю свою хоккейную жизнь он только и делал что боролся с ними, доказывая кто он есть на самом деле. Если он тебе не по душе – ну тогда не читай что будет дальше, ибо дальше только в восторженных тонах.
А по другому, в отношении Сен-Луи, лично я не могу. Я люблю хоккей, я уважаю хоккеистов, этих здоровенных мужиков, играющих в самый травмоопасный командный вид спорта. Тут не прокатывают сопливые симуляции, тут мужики рубятся на холодном льду, где кругом мелькают клюшки, борта и коньки, не говоря уже о массивных телах здоровенных соперников, которые жаждут расплющить тебя по стенке, как гнилую помидорку. В этом чистилище Сен-Луи смог стать одним из лучших, при росте 173 см!
Мартин - мой кумир с детства, еще с игр на PC. Кто знает – тот помнит и поймет:
Мартин родился в в Канаде, в Квебеке, 18 июня 1975 года. Своими габаритами Мартин обязан своему отцу, который был таким же маленьким мужичком. Кроме хоккея, Мартин любил гимнастику и футбол. Будучи миниатюрным, он не раз сталкивался с непониманием со стороны родителей к его пристрастию к игре на льду. Но в итоге все получилось именно так, как надо…
Как у любого уважающего себя пацана из Канады, его кумирами были Лемье и Гретцки. Так же Теплые чувства Мартин питал к Матсу Наслунду, которого Сен-Луи называл образцом хоккейного ума и трудолюбия:
Окончив школу, Мартин поступил в Университет Вермонта, где играл в хоккей в одной команде с Тимом Томасом (кипер Бостона) и Эриком Перрином. Уже в то время, как и подавляющее большинство нынешних хоккейных супер-звезд, в студенческом хоккее Мартин показывал отличную результативность. Своей игрой он переписал историю хоккея родного универа: Мартин занял второе место с 267 очками и 176 голевыми пасами в списке лучших бомбардиров Университета Вермонта и третье по числу забитых голов (91) за студенческую карьеру. Он был участником игры Всех Звезд Национальной университетской спортивной ассоциации и трижды финалистом на Приз Хоби Бейкера (Hobey Baker Award) как лучший игрок года в колледже.
От отца Мартин унаследовал не только «размеры», но и трудолюбие. Его папа, Норман, был одним из 14-и(!!!) братьев в семье, и что бы получать то, что он хотел, ему приходилось пахать «как раб на галерах» . Работал подмастерьем у отца, подрабатывал почтальоном и т.д. Мартину в его карьере такое качество, как трудолюбие, очень сильно помогло. Не можешь взять физической силой – бери выносливостью и целеустремленностью. И не опускай руки, когда все против тебя.
И он не опускал руки. Даже когда на драфте его, такого результативного, попросту не выбрали. Даже когда в Калгари его отправили в четвертое звено, предварительно пообещав реализовать талант Мартина до уровня Тео Флери. Скауты Калгари заметили Мартина во время его выступлений в IHL, в плей-офф которого Сен-Луи рвал всё и вся на своем пути. В тот же момент его заметил Билл Барбер, тренер Филадельфии Флайерс, который позже стал одним из главных работника менеджмента Тампа-Бэй Лайтнинг…
И как выяснилось позже, прозорливость Барбера сыграла огромную роль в хоккейной жизни Мартина Сен-Луи. В период с 1998 года по 2000-й Мартин пытался раскрыть свой недюжий потенциал, будучи в ростере Калгари Флеймс, но не судьба. Тогда он играл то в НХЛ, то АХЛ. После он отправился на юг, как перелетная птица, в поисках лучшей жизни. И он ее нашел в городе Тампа, третьем по размерам городе штата Флорида. В отличии от Калгари, где тренеры так и не смогли довериться талантливому парню и не смогли реализовать его потенциал, в Тампе все пошло иначе. На радость Мартина, он попал в заботливые руки Джона Тортореллы. Именно под присмотром этого мудрого коуча Мартин стал тем, кто он есть сейчас.
Первый сезон в Тампе прошел значительно лучше, чем предыдущие годы в Калгари вместе взятые. 78 матчей, 18 голов и 22 передачи, итого 40 очков . К слову, за два сезона в Калгари он забил 4 гола и отдал 16 передач. Мартина перло по полной программе, он наконец-то дорвался до того, о чем мечтал. Ему доверяют, в него верят и он отплачивает за это все отличной игрой. Следующий сезон должен был быть лучше предыдущего, но… Но он сломал ногу! Итого 53 игры, 16 голов, 19 передач и остаток сезона он провел в гипсе, наблюдая как его партнеры рубятся на льду…
Неудача не сломала трудолюбивого Мартина, и следующий сезон он провел отлично. В сезоне 2002-2003 Сен-Луи выдал на гора голов и передач, его буквально прорвало: 33 гола, 37 передач, 70 очков в 82 матчах. Показатель полезности +10, 12 голов в большинстве! Складывалось ощущение, что он летал надо льдом. Миниатюрный форвард дорвался до того, чего так долго хотел: он пользовался доверием тренеров, он играл в ведущем звене и был здоров от пяток до макушки. Ему на тот момент было уже 27 лет.
Ну а следующий сезон, сезон 2003-2004, стал попросту легендарным. Последний предлокаутный сезон НХЛ стал сезоном Мартина Сен-Луи. Он, вместе с Брэдом Ричардсом, Венсаном Лекавалье, Дэном Бойлом, Русланом Федотенко, Кори Стиллманом и, конечно же, Николаем Хабиббулиным, разобрал всех соперниокв до одного, вплоть до победы в финале Кубка Стэнли над Калгари Флеймс. В регулярном чемпионате Мартин набрал рекордные для себя, на тот момент, 94(38+56) очка и показатель полезности +35! В том сезоне это был лучший показатель полезности во всей лиге. К тому же он с этими самыми 94-я очками занял первое место в списке бомбардиров того регулярного чемпионата, обогнав пришедших вторыми Илью Ковальчука и Джо Сакика, у которых было по 87 очков. Сен-Луи, на ряду со Скоттом Гомезом, стал лучшим ассистентом Лиги, отдав 56 голевых передач. Стоит отметить, что в том регулярном чемпионате из игроков «молний», сыгравших более 10 игр (а таких игроков набралось 20) лишь 5 закончили с отрицательным показателем полезности – худшим стал показатель «-9» у Дэйва Андрейчука и Криса Дигмана.
Вот в таком виде заканчивался сезон для Сен-Луи:
В первом раунде плей-офф Тампа-Бэй играла с еще тогда попадавшими в розыгрыш Кубка Стэнли Нью-Йорк Айлендерс. Победа на островитянами была добыта в 5 матчах, 4-1 общий счет. В следующем раунде «молнии» вынесли Монреаль 4-0 в серии. Затем в финале конференции был триллер с Филадельфией – 4-3 в серии в пользу Тампы. Ну а в финале Сен-Луи и Ко обыграли Калгари, так же в семи матчах. Лучшим бомбардиром матчей на вылет стал Брэд Ричардс, Сен-Луи стал вторым. И видимо именно этот статистический показатель стал самым веским аргументом для выбора лучшего игрока розыгрыша Кубка Стэнли. Приз был отдан Ричардсу, хотя и ежу было понятно, что лучшим был Ник Хабиббулин, как его прозвали «Bullin Wall», созвучно с Berlin Wall. 5 сухих матчей, 16 побед в 23 играх, 93% отраженных бросков – да если бы Ричардс забивал в каждой игре по 3 шайбы, только тогда бы он смог затмить нашего Колю.
Мартин с заветным трофеем:
Но вернемся к нашему миниатюрному герою. Мартин после этого большого триумфа получил все, что заслужил. Он набрал целую кучу трофеев, встав в один ряд с величайшими хоккеистами за всю историю НХЛ. Харт Трофи, Арт Росс Трофи, Лестер Пирсон Авард, Плюс-минус Авард и признание миллионов любителей хоккея. Со спортивной точки зрения, со стороны призов и наград, это была первая победа Сен-Луи, и сразу такая крупная. В 29 лет.
Сен-Луи и то, что он заслужил:
Затем был локаут. Мартин провел его в Лозанне, играя за местный клуб. Сыграл он 23 игры, забил 9 голов, отдал 16 передач. А постлокаутный сезон стал для него самым провальным за всю его карьеру в составе «молний»: в 80 играх 31+30 очков. Он стал четвертым бомбардиром клуба, уступив Лекавалье, Проспалу и великолепному Ричардсу, который набрал 23+68 очков. А показатель Мартина был схож с показателем, тогда еще его одноклубника, Евгения Артюхина: «-3» у Сен-Луи против «-4» у Евгена. Плей-офф же не задался у всей команды, «молнии» не смогли защитить титул, вылетев в первом же раунде от сенаторов из Оттавы. Над зарабатывающими огромные деньги лидерами Тампы сгустились донельзя черные тучи, чья-то дорогостоящая голова должна была все-таки слететь. И с учетом не самых выразительных показателей, чернее всего тучи были над малышом Сен-Луи…
Всем троим, Сен-Луи, Лекавалье и Ричардсу, дали еще один сезон. И первые два использовали его по полной программе. Наш герой выдал свой лучший в плане статистических показателей сезон: 43+59(первая, и на данный момент, единственная сотня очков Мартина за сезон)! Лекавалье и вовсе набрал 108 очков(52+56). Ричардс же стал третьим в команде с семью десятками очков ровно. И именно он покинул стан «молний» по окончании сезона. Хотя, думается, в будущем менеджеры Тампы пожалели об этом. Кто же знал, что владелец гигантского контракта Лекавлье так сникнет…
Плей-офф сезона 2006-2007 вновь закончился вылетом в первом раунде плей-офф. На следующий год они и вовсе туда не попали, Лекавалье и Сен-Луи, два элитных франкофона, на которых пускали слюни менеджеры Монреаля, продолжали быть лидерами, но их стараний не хватило. Свои 80 очков Сен-Луи набрал и на следующий сезон(и Леди Бинг по итогам сезона), а вот у Лекавалье сезон ознаменовался эпическим фэйлом под названием «67 очков». А свежезадрафтованный Стивен Стэмкос тогда еще не представлял из себя ровным счетом ничего, учитывая его первый номер драфта. Тогда еще никто не знал, что Стивен заставит забыть всех об ушедшем Ричардсе, но об этом как-нибудь в другой раз!;)
И вновь мимо плей-офф. Руководство Тампы понимало, что необходимы кардинальные изменения в менеджменте, и тогда пришел мудрый Стив Айзерман, легенда Канадского хоккея, навел порядок в команде буквально за одно лето. Команда начала играть с новой силой, Ги Буше рулил, Сен-Луи и Стэмкос делали игру. Мартину не хватило всего 1 очка до второй в карьере сотни(31+68), а Стивен Стэмкос заиграл так, как должен – 45+46! Тогда, в плей-офф, Тампа дошла до финала конференции, где уступила будущему победителю Кубка Стэнли – Бостону, в семи матчах. Этот результат, безусловно, был огромным достижением и прорывом вперед после нескольких сезонов без плей-офф, а Сен-Луи продолжал показывать, кто в доме хозяин.
Кстати, после сезона 2011, он получил вторую подряд Леди Бинг, продолжая отнимать ее у законного владельца, Павла Дацюка. И вот идет сезон 2011-2012, если верить предсказаниям Майя, последний полный сезон в НХЛ.)) Но, думаю, древние люди ошиблись, и мы еще будем наблюдать за игрой лучших хоккейных мастеров Лиги. И Сен-Луи в частности. Сейчас на счету Мартина 9+13 в 27 играх. Он продолжает быть лидером клуба, постепенно сдавая полномочия Стэмкосу. Возраст такая штука, что от него никуда не денешься, все-таки Мартину 36, возраст, близкий к критическому в хоккее.
Мартин Сен-Луи –хоккейное олицетворение поговорки «терпение и труд – все перетрут». Так и есть, на протяжении всей своей карьеры, Мартин терпел и трудился, не ломаясь под гнетом травм и недоверия тренеров, не парился из-за своих маленьких габаритов, а наоборот, сумел использовать этот минус в контактном виде спорта так, что он стал плюсом. За 8 последних сезонов в НХЛ он пропустил всего 2 игры! Нам всем есть чему поучиться у такого, в какой то степени великого, человека, как Мартин Сен-Луи. Не в хоккейном смысле даже, а в человеческом.
– У Мартина львиное сердце. Какая разница, какой рост у игрока, если он не боится трудностей.(Д. Торторелла)
Размер не всегда имеет значение. Мартин Сен-Луи.
ТБЛ ассоциируется почему-то не с Лекаваье, а именно с Сен-Луи
Разницу в габаритах рядом с Лекавалье можно было наблюдать практически с любым игроком тогда еще Российской лиги)))
Спасибо большое.
Жалко, что он в локаут не приехал сюда. Просто посмотреть бы на них с Винсом вместе...
*хотя бы на разницу в габаритах* :))))