Селянне заново родился в 35 лет: выиграл Кубок Стэнли, выкинул Россию с Олимпиады и сверкал почти до 44
Легенды, которых обогнал Овечкин. Вторая серия.
Почти три месяца назад мы анонсировали сериал про легенд НХЛ, которых Александр Овечкин обходит в исторической снайперской гонке. Первым его героем стал Люк Робитайл, а последним будет Уэйн Гретцки. Из-за крайне слабого для Овечкина декабря (4 гола в 13 играх) и внезапного рывка на 8 голов за 3 матча в середине января, новые серии выходят с задержкой. Извините, будем исправляться.
* * *
Летом 2004-го казалось, что Теему Селянне уже никогда не будет таким, как прежде. Его карьера пошла вниз после обмена в «Сан-Хосе» весной 2001-го. От того трейда лучше не стало никому: «утки» получили двух средних игроков, а набиравшие обороты «акулы» через два года не попали в плей-офф.
Тогда Селянне решил воссоединиться с лучшим другом по «Анахайму» Полом Карией — тот ушел из «Дакс», после того как они дошли до финала Кубка Стэнли. Кария сильно ужался в деньнах, чтобы вместе с финским товарищем подписаться в богатый «Колорадо», у которого в том сезоне собралась лучшая атака лиги. Но этот поход закончился плохо. Селянне развели с другом по разным звеньям, периодически отправляли в четвертое — так получился худший сезон в его карьере (32 очка).
У всего этого была очевидная причина: постанахаймовские сезоны Теему катал фактически на одной ноге: его левое бедро было короче правого на восемь сантиметров, левое колено из-за разрыва связок было практически полностью убито. Тогда об этих проблемах знали не все, поэтому пресса иронично писала, что из Селянне сыплется песок, хотя ему иногда было трудно даже раскатиться без резкой боли.
Селянне лег на операцию осенью после Кубка мира, когда уже был объявлен локаут. Год спустя он комментировал это так: «Я больше не хотел играть так ужасно, как делал это в последние годы — я предпочел бы гольф. Многие публично говорили. что моя карьера кончена, и это злило, потому что они не знали о моих проблемах. После операции я рвался на лед».
Колено пришлось собирать практически заново — это была очень сложная восстановительная операция. Врач предупреждал, что колена даже после операции хватит примерно на два года. При этом никакой гарантии, что Селянне вернется хотя бы в той форме, которая была у него перед локаутом, не было.
Теему снова отправился в «Анахайм», с которым подписал годичный контракт на миллион — это было очень мало даже для сезона, в котором потолок составлял 39 млн (в «Колорадо» Теему получал 5,8 млн). Генеральный менеджер «Дакс» Брайан Бурк говорил: «Мы подписываем его не потому, что у Селянне было славное прошлое здесь. Я уверен, что он сделает команду лучше, и рассчитываю, что он будет играть в топ-6 и в большинстве».
Логика Бурка была простой: даже если в дрянной ситуации в «Колорадо» измученный травмами и болью Селянне забил 16 голов, то при нормальном игровом времени и правильном использовании он уж всяко 20 настреляет. А 50 тысяч долларов за гол — это отличная сделка.
Несмотря на то, что в команду вернулся Селянне, Скотт Нидермайер приехал играть к брату, а в системе подрастали Гецлаф и Перри, в «Анахайм» особенно никто не верил — например, Sports Illustrated перед сезоном ставил их лишь на 22-е место в лиге.
Все ошибались. Селянне забил уже в первом матче после возвращения, хотя сыграл лишь 13 минут. После 20 игр у него было 19 очков.
Изменения в правилах дали максимальную фору таким игрокам, как Селянне: отмена красной линии значительно ускорила игру, а зацепы начали судить гораздо строже, из-за чего все пачками хватали удаления. В том сезоне Теему забил 18 голов в большинстве, а еще через год 25 — лучший результат в карьере пришел в 36 лет.
«После операции я снова почувствовал, что могу играть с той же скоростью, что и раньше. Это просто невероятно. В тот постлокаутный сезон я достиг высшей точки наслаждения игрой. Когда ты выходишь на площадку с улыбкой на лице, это потрясающе. Все остальное приложится».
Селянне не стал капитаном, но определенно был тем человеком, который создавал отличную атмосферу в раздевалке. Это было крайне важно для организации, которая избавилась от Сергея Федорова, потому что «головой он не был в команде». Как вспоминал Бурк, ему «не нравилась раздевалка в начале сезона» (даже несмотря на мощное возвращение Селянне, «утки» выиграл лишь 7 матчей из 20 на старте), команде недоставало лидера и положительного примера. Федорова отправили в «Коламбус». И если за лидерство в команде отвечал Нидермайер, то настрой задавал Селянне.
«Мне не надо пытаться быть позитивным, потому что я и так позитивен», — говорил Теему. «Он всегда приходит на тренировку в хорошем настроении и не имеет значения, выиграли мы вчера или проиграли. Он делает каждый день в раздевалке похожим на рождественское утро», — вторил ему Бурк.
Щедрости и готовности помочь одноклубникам финну хватало и до локаута. Энди Макдоналд, который стал основным центром Селянне, вспоминал эпизод из своего первого сезона в «Анахайме»: когда его вызвали из фарма и Энди вынужденно куковал в отеле, Теему дал ему для поездок «Бьюик» своей жены — просто так, от чистого сердца.
В феврале 2006-го Селянне стал вторым после Яри Курри финским игроком, который достиг отметки в 1000 очков. Когда его спрашивали о спадах в прошлом, он выдал интересную аналогию: «Иногда вы не можете выдавить кетчуп из бутылки и постоянно шлепаете по дну, чтобы оттуда что-то выжать, но ничего не выходит — и тут внезапно шмяк! Это же происходит со снайперами. Надо быть терпеливым — если у тебя есть моменты, то рано или поздно ты их реализуешь».
Селянне не только вернулся к прежней форме, но и заметно прокачивал партнеров — кроме Макдоналда, в его звене играл Крис Куниц. Обоих в свое время не выбрали на драфте (и больше таких в команде не было) и оба попали в звено к легенде. Сходу проскочить в финал у «Анахайма» не получилось, хотя все старались: еще совсем неопытный на уровне НХЛ Брызгалов финал конференции с «Эдмонтоном» провалил, а «дед» Дуэйн Ролосон стоял на голове.
За великое возвращение Селянне получил «Билл Мастертон Трофи», но это был совсем не тот трофей, которого он желал. Новый контракт с «Дакс» он подписал еще на год и уже на 3,75 млн, но даже такую прибавку после сезона на 90 очков можно считать подарком для клуба. Но было ради чего идти друг другу навстречу — Кубок казался очень реальным. После финала конференции «уток» воспринимали уже совсем иначе, плюс благодаря жене в Калифорнию из мрачного Эдмонтона перебрался Крис Пронгер («уткам» пришлось основательно заплатить, но по итогу – не критично: Шмид, Лупул, два первых пика и один второй). Гецлаф и Перри быстро прогрессировали, поэтому перед стартом сезон «Анахайм» считался фаворитом лиги.
И эта невероятная банда, конечно, забрала кубок, обыграв в финале лучшую версию «Оттавы» с тройкой Альфредссон – Спецца – Хитли. Но болельщикам больше запомнился финал Запада, а именно пятый матч против «Детройта» на «Джо Луис Арене»: при счете 2-2 в серии «Ред Уингс» вели 1:0 до 59-й минуты – потом Нидермайер с передачи Селянне перевел игру в овертайм: бросок отчаяния срикошетил от клюшки Лидстрема.
А победный гол забил уже сам Селянне — Макдоналд давил на защитника, шайбу получил Теему и убрал Гашека бэкхендом.
«Эта игра перевернула все. Для «Детройта» – и для игроков, и для тренеров – это был огромный шок. После победы мы знали, что уже не упустим свое», — говорил он позже. А еще рассказал, что тренировал этот трюк с самого детства очень много лет, и для него было наслаждением видеть, как на сетке ворот подпрыгнула бутылка.
В финале, как потом говорил Селянне, было важно закрыть первое звено «Оттавы», а остальное уже приложилось. После того, как Теему поднял кубок над головой, он пошел по пути Рэя Бурка и завершил карьеру. В какой-то момент он даже не помнил, куда закинул свою хоккейную форму, но при этом арендовал лед в Анахайме и катался просто так. В итоге он заключил пари со знакомым вратарем-любителем: если забьет ему хотя бы 5 буллитов из 10, то вернется в хоккей. И забил все.
В январе 2008-го Селянне подписал новый контракт с «Анахаймом» — за оставшийся кусок сезона он набрал 23 очка в 26 играх. И дальше он подписывал исключительно контракты на год и каждый раз задумывался, стоит ли играть дальше. Перенес еще одну операцию и пережил свой Ванкувер, только еще хуже, чем у сборной России — финны уже к 13-й минуте олимпийского полуфинала с США летели 0:6.
В период «второго» Селянне (2005-2014) он занимал 11-е месте в НХЛ по голам за игру — впереди были только суперзвезды типа Малкина, Овечкина и Кросби, каждый из которых был на десять, а то и на 15 лет младше финна, игравшего еще на Кубке Канады-1991.
А для Овечкина Селянне фактически стал злым гением — именно его сборная выкинула Россию с Олимпиады мечты. Именно Селянне забил победный гол. И именно Селянне был лучшим игроком команды почти в 44 года и получил MVP. И после этого Финская Вспышка ушел окончательно.
В 2014-м, глядя на «-35» Овечкина, не все верили, что он достанет Селянне. Но он это сделал, и Теему, щедрая душа, поздравил рекордсмена: «Ты забросишь еще много шайб, так что продолжай в том же духе и получай от этого удовольствие». Уж он-то знает о чем говорит.
Овечкин догонит Гретцки. Это только кажется невозможным
Овечкин – великий русский богатырь в мире супергероев. Его суперсила – бесконечное здоровье
Фото: Gettyimages.ru/Jeff Gross, Harry How, Bruce Bennett, Gregory Shamus; AFP/EAST NEWS
весь матч думал- ну не может же быть что тут Теему почти 44 года...
Система бьет класс.
В любом случае селянин крут.