Трибуна
9 мин.

Хоккей в Канаде заболел. Главной игрой страны может стать баскетбол

От редакции Sports.ru: вы читаете блог «Oil Nation Under a Groove», который посвящен «Эдмонтон Ойлерс» и событиям вокруг НХЛ. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы интересные посты о клубе Макдэвида и Драйзайтля чаще появлялись на Трибуне и в вашей ленте.

Это был ноябрьский вечер среды. Середина того унылого времени года в Торонто, когда в парке слишком жарко, а в другой одежде слишком холодно. «Торонто Рэпторс», каким-то образом являющиеся андердогами и чемпионами НБА одновременно, принимали самую блеклую команду ассоциации на «Скошиабэнк Арене». В вестибюле верхнего яруса Ширли и Росс Регалы вели трех сыновей к своим местам.

«Рэпторс» потеряли своего лучшего игрока Кавая Ленарда в межсезонье. В этом матче они играли без символа франшизы Кайла Лаури и любимца публики Сержа Ибаки. Была середина недели. Было уныло и ветрено, а в гости приехали «Орландо Мэджик» – команда, которая даже недостаточно плоха, чтобы вызывать интерес. Другими словами, все было готово для тоскливой игры и, тем не менее, дети Регалов выглядели радостно взволнованными.

Пока их родители разговаривали с репортером, они скакали и прыгали вокруг с широкими улыбками на лицах. Они излучали чистую радость, в то время как отец с матерью периодически их одергивали.

Регалы считают себя баскетбольной семьей, Росс и Ширли были фанами «Рэпторс» на протяжении последних десятилетий. Они перенесли плохие сезоны и даже порой получали от них удовольствие. Они пережили экстаз от успешной гонки за титулом. В этом сезоне они снова ходят на матчи, какие бы результаты ни принес сезон. «Это весело», – говорит Росс, отвечая на вопрос, что заставляет их возвращаться на арену. «Когда ты приходишь, здесь играет музыка, болельщики вовлечены в процесс. Игры «Мэйпл Лифс»...

«Они скучные», – перебивает его жена. «У нас были хорошие места, но я не понимаю, что людям в них нравится».

В последние пару месяцев хоккейная культура Канады находилась где-то между вскрытием и коллапсом. Все началось с громкой речи Дона Черри «Вы, люди!», а продолжилось новостями о преследованиях, играх разума, расизме и насилии. Худшие околоигровые элементы выходили на первый план день за днем. Но обнажение уродливых сторон хоккея, которые, будем откровенны, никогда не были особо спрятаны, не пришло в вакууме. Разоблачения упали на поверхность, захламленную мелкими проблемами, и вместе они срослись в нечто гораздо более значимое для игры.

Хоккей в Канаде в кризисе на всех уровнях. Правильно или нет, этот вид спорта получил метку слишком дорогого, старомодного, серьезного и негостеприимного. Детский хоккей свелся к игре детей для выгоды взрослых. В НХЛ развлечение на льду все еще воспринимается как ересь. В целом, игра слишком часто оставляет впечатление забавы, застрявшей в прошлом. «В некоторых аспектах я чувствую, что ледовая площадка и раздевалка лет на 20-30 отстали от того, что соответствует сегодняшнему дню», – говорит Эми Браун, одна из немногих женщин-тренеров в Greater Toronto Hockey League – детской лиге, которая считается крупнейшей в мире.

Мрачные дни хоккейной культуры в Канаде пришли в тот момент, когда баскетбол, судя по всему, поехал в противоположном направлении. Пока хоккей раскрашивают в эпитеты «старый», «белый», «скучный» и «мужской», баскетбол выглядит как яркое будущее. «Просто сходите на игру «Лифс» и посмотрите на контингент болельщиков, а потом сходите на игру «Рэпторс». Разница огромна. На баскетболе больше гендерного равенства, тогда как на хоккее преобладают мужчины. Баскетбольная публика моложе, лучше ориентируется в «цифре» и новых платформах, на хоккее же фанаты более олдскульные», – говорит Брайан Купер, глава маркетингового агентства в Торонто.

Также баскетбол, в отличие от хоккея, откровенно не боится быть смешным. «Это вопрос культурологического характера, который происходит от нежелания выделяться», – рассказывает Шон Фитц-Джеральд, автор недавно вышедшей книги«Перед тем, как выключат свет: сезон внутри игры на краю пропасти». «Любая форма самовыражения всегда вызывала порицание. Включите микрофон в раздевалке и самые веселые парни превращаются в бесцветных зануд. А потом, в интервью с белыми полотенцами на Hockey Night in Canada, мы получаем очередной набор слов. «Как вы собираетесь играть, Рич? Просто нужно вбрасывать шайбу глубоко. Нужно выложиться на 100%. У нас в команде отличная группа ребят».

В баскетболе происходит прямо противоположное. За год в Торонто Ленард сказал всего пару занятных вещей и обе они (вместе с его паранормальным смехом) превратились в мемы, появились на одежде и вошли в культурный мэйнстрим. Паоло Уггетти из The Ringer даже назвал «What it do babyyy» лучшим мемом 2019 года. Другими словами, в баскетболе даже маленькие самородки веселья можно добыть, обработать и превратить во что-то блестящее. В хоккее же яркого парня быстро затрут и оденут в униформу банальностей.

Это отличительная вещь для баскетбола. Сама игра – не единственное, что в нем развлекает. «Это стиль жизни. Это мода. Это музыка. Это понты. Это позиция», – говорит Купер. «Баскетбол доступен. Не нужны большие деньги, чтобы стать игроком или фанатом, поэтому он так привлекателен и для детей, и для родителей».

На деле, самая большая проблема канадского баскетбола сейчас – удовлетворить растущий интерес. Недавно представители Федерации баскетбола Канады проехали по стране и поговорили с руководителями локальных клубов и организаторами соревнований. Одну вещь они слышали снова и снова – «не хватает материальной базы». «Нам не хватает времени и спортивных залов, чтобы ответить на растущую потребность», – говорит президент федерации Глен Грюнвальд. «Мы знаем из наших исследований, что баскетбол – самый популярный вид спорта в стране среди молодежи, а также среди иммигрантов. Нам нужно иметь возможность удовлетворить этот спрос».

Будучи в Торонто легко поверить, что баскетбол вытесняет хоккей с первого места – мэр города щеголяет в сшитом на заказ пиджаке «Рэпторс», а самый популярный музыкант в мире сидит в первом ряду на домашних матчах. Но Фитц-Джеральд не думает, что это произойдет в ближайшем будущем.

«На сегодня хоккей остается путеводной звездой в этой стране», – пишет он в своей книге. «Какие бы рекордные рейтинги ни установили «Рэпторс», это всего лишь малая доля на фоне общенационального рекорда. Этот рекорд был установлен, когда 16,7 миллионов канадцев – половина населения страны – смотрели как Сидни Кросби забивает победный гол в финале Олимпиады в Ванкувере».

Хоккей тоже старается меняться, пусть медленно и как-то судорожно. «Люди, которые этим занимаются, знают, что почва уходит из-под хоккея ужасающе быстро», – говорит Эми Стюарт. Недавно она принимала участие в конференции, где обсуждалось множество насущных проблем – от насилия до развлекательной составляющей. Выступали эксперты по вопросам инклюзивности, спортивной науки, маркетинга. Выступал генеральный менеджер «Мэйпл Лифс» Кайл Дубас. «Гораздо большее количество людей сегодня видят необходимость в изменениях. И дело не только в том, что хоккею нужно быть безопасным местом для детей, но и в том, что игра умирает».

Надо сказать, что эти усилия не проходят даром. Теж Свотч, сикх, рос фанатом «Кэнакс» в пригороде Ванкувера. В те редкие случаи, когда «Ванкувер» попадал в общенациональную трансляцию на Hockey Night in Canada, они с братом успевали посмотреть первые два периода, прежде чем отправиться в Гурдвару. Но, несмотря на любовь к хоккею, Свотч никогда не занимался им. Родители сказали ему, что не могут себе этого позволить и в это пришлось поверить. В то же время Свотч знает: они не чувствовали, что им рады на арене и вокруг нее.

Сейчас Теж сам стал отцом и живет в Эдмонтоне. Его сын, Аржун, абсолютно не фанат хоккея. «Он не смотрит игры вообще. Он знает имя Коннора Макдэвида, потому что каждый пацан в его возрасте знает имя Коннора Макдэвида», – говорит Свотч. И, тем не менее, парень занимается хоккеем. В конце 2017 года родители записали его на программу Lil’ Oilers, спонсируемую НХЛ и профсоюзом игроков лиги. Примерно за $100 он получил полный комплект экипировки и семь занятий с профессиональными тренерами. «Мы подумали, что просто не можем сказать «нет». И сейчас, на третий год, он хочет участвовать в этом все больше», – рассказывает Свотч.

Пока что впечатления Тежа от хоккейной программы только позитивные. «Тренеры чудесные. Они открыты, с ними приятно работать. Они ходят и отбивают всем «пять». Это очень гостеприимное пространство», – говорит он. Свотч следил за реакцией на заявление Черри и последующими новостями о расизме, насилии и буллинге и знает, что этого до сих пор хватает в игре. «Что-то во мне говорит, что я не хочу, чтобы он занимался хоккеем дальше, что опасность все еще существует. С другой стороны, происходящее сейчас напоминает дезинфекцию. Похоже, что на эти вещи перестали закрывать глаза и это хороший знак. Поэтому я уже не так сильно беспокоюсь о дальнейшем хоккейном пути сына», – говорит Свотч.

Как бы там ни было, в своей большой семье Свотч исключение. Только один из детей его многочисленных кузенов занимается хоккеем. Остальные играют в футбол, баскетбол или вообще ни во что не играют. Когда он водит сына на лед в Эдмонтоне, они проходят мимо залов, где куча детей и взрослых играют в баскетбол. «Все забито. Пока мы идем к площадке, мы видим сквозь большие окна, как в баскетбол играют люди самых разных этнических групп. И все они носят форму «Рэпторс», – рассказывает он.

                                                                                *****

Тем ноябрьским вечером во время перерыва камера остановилась на маленькой девочке с нарисованной эмблемой «Рэпторс». Позже в объектив попали трое сыновей Регалов, улыбающихся и машущих своими детскими ручками. Камера шла по кругу и показывала мечту маркетолога о том, какой Канада хочет видеть себя – молодой, веселой, полной радости.

«Я не скажу ничего плохого о хоккее», – говорит Грюнвальд, когда его попросили сравнить хоккей и баскетбол. А потом, посмеявшись несколько секунд, рассказывает, что самые большие достоинства баскетбола – разнообразие и всеобщая вовлеченность. «Это просто природа нашего вида спорта», – добавляет он.

Баскетбол, может быть, не заменит хоккей в качестве основного спорта для Канады. Но если этого и не произойдет, то только потому что Канада уже прошла точку, когда ее лицо определял только один вид спорта.

Оригинал

Фото: East News/Christopher Katsarov/The Canadian Press, Jason Franson/The Canadian Press; Gettyimages.ru/Vaughn Ridley, Bruce Bennett; sportsnet.ca