4 мин.

Не Снеговик. О том, как можно убить восприятие предновогоднего хоккея в Москве

Волею судеб, я сегодня зацепил игру Кубка Первого Канала между Россией и Финляндией в вагоне метро. Там есть такая опция, что можно пялиться в маленькие экраны, которые развешаны по составу, не теряя возможности посмотреть что-то важное.Уныние. Ровно сегодня я прочитал прекрасный пост о Призе «Известий». Прекрасный как раз тем, что я люблю больше всего в хоккее – ностальгической составляющей. И мне захотелось отступить от хронологии и внести определенный атмосферный заряд в воспоминания. Я не умею хорошо летать по пунктам истории, зато обладаю вроде как неплохой памятью на события, которые по моему личному мнению, были не так уж давно.

Приз "Известий" 1982 года. СССР - ЧССР. Сергей Гимаев (№12), Владимир Зубков (№3). Фото Сергея Колганова.

c

Но начну с непонятки. На дворе восьмидесятые годы, я еще совсем мелкий, турнир Приз «Известий» я ждал больше всего на свете, потому что именно с него и начиналось новогоднее настроение, которое позже продолжалось клубными суперсериями из Канады и США. Именно «Известия» были моими мандаринами, не заправленным оливье, моей «Иронией судьбы». Именно оттуда веяло тем самым правильным ароматом праздника, который заставлял совсем иначе взирать после окончания турнира на наряженные в зимних убранствах города елки и гирлянды, на всевозможные утренники и детские праздники с конфетными башенками-подарками на Ёлках. Но я, хоть убей, не помню, чтобы мой отец, который также яростно смотрел хоккей той сборной СССР, как и я, произносил нечто, вроде: «Ух, и взглянем сейчас сынок на то, как наша «Красная Машина» проедется по чехословакам, финнам и шведам!». Никогда такого не было. Ни он, ни я, не знали подобное определение родной сборной.

c

Приз "Известий" 1988 года. СССР - Финляндия. Сергей Макаров (№24), Ярмо Куусисто (№5). Фото Сергея Колганова.

Да, мы по-снобски смотрели в стороны вышеперечисленных соперников, выделяя из проблемных лишь Чехословакию, «с которой нам всегда сложно», но именовали команду так, как она и называлась, и печаталась на табло арены и в трансляциях на ТВ. Именно этот момент меня сейчас и угнетает. И наличие бессмертного, родного символа турнира Снеговичка на нынешних скучных, одного из этапов Еврохоккейтура, блин, в виде продолжающейся символики турнира меня убивает. Потому что, тот самый «малый чемпионат мира» и нынешний «один из… который обязательно нужно выиграть» - это какие-то несовместимые понятия. Несовместимые восприятием. И это не из разряда «тогда трава была зеленее», это определенный и наглухо утерянный антураж.

c

80-е гг. Андрей Хомутов - лучший игрок турнира.

Нынче, нам заворачивают в якобы смачную, яркую обертку, совершенно не ту начинку. И да, нынешнее поколение сборной России совсем не виновато, что по силе таланта, оно на каком-то совсем ином уровне. Но мне дико интересно, могут ли она сами себя назвать, черт возьми, Красной Машиной. Чтобы, вот так вот сесть у инета, врубить игры сборной СССР 80-х годов, и проговорить: «Дык, мы точно такие же, мы все также умеем, мы есть этот самый бренд!». Думаю, что вряд ли, потому что люди в большинстве своем все-таки адекваты, и за глаза, все прекрасно понимают.

80-е гг. Приз "Известий". Александр Стешанов, фотокорреспондент газеты «Известия», и Ростислав Федоров, фотокорреспондент газеты «Вечерняя Москва».

c

Я сегодня наблюдал в вагоне метро, какой интерес вызывает у народа игра, которая проводится на громадном питерском футбольном стадионе, сколько глаз устремило свои страстные взоры на то, чтобы узреть, краем зацепить такое лакомое зрелище? Нисколько. Никто. Никому это неинтересно. Я еще и в соседний вагон заглянул… и там тоже никому это не нужно. А «Известия» были нужны. Они во дворе до хрипоты обсуждались пацанвой, во время передышек между хоккейными дворовыми разборками. У нас тогда, почему-то, были снежные зимы, и почему-то после просмотренных матчей, нам хотелось выходить и повторять то самое волшебство, которое выдавала сборная СССР. И мы были вдрызг расстроенными, если наши кому-то влетали. Мы были самыми несчастными людьми, когда что-то шло не так. Когда одна из сильнейших мировых сборных сбоила, и мы не получали каплю своего ребяческого горделивого допинга.