Бывший бэкап «Вашингтона» стал теневым лидером «Колорадо». Еще весной в это мало кто верил
От редакции Sports.ru: вы читаете блог «Things to do in Denver», который посвящен «Колорадо» и событиям вокруг клуба. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы интересные посты о самой перспективной команде НХЛ чаще появлялись на Трибуне и в вашей ленте.
Как и его любимая собака-спасатель, Филипп Грубауэр преодолел все сложности и теперь прекрасно себя чувствует. Следующая цель: добраться до вершины НХЛ – Кубка Стэнли, а затем покататься на лыжах.
Филипп Грубауэр больше не может разговаривать. Ему нужно сесть в машину и опередить вьюгу. И это 29-го октября. Да, еще не наступил Хэллоуин, а в Денвере ожидается более чем 24-часовой снегопад, в некоторых районах навалит до 30 см снега. Кстати, это самый холодный октябрьский день в истории города. Весело.
Зимняя погода приносит с собой искушение. После обмена Грубауэр ловит шайбы в составе «Колорадо Эвеланш» и ему это нравится, но он каждый день c вожделением смотрит на Скалистые горы. Для Грубауэра, родившегося в Розенхайме, в Баварии, где Альпы являются неотъемлемой частью пейзажа, лыжи значат очень много. Так что его нахождение в Денвере можно рассматривать как жестокую шутку. «Мне бы очень хотелось, чтобы нам было разрешено кататься на лыжах, – говорит сам Филипп. – Здесь идеальное место. Вчера я смотрел на лыжную трассу вместе со своей девушкой и думал: «Боже, как же я скучаю по этому». Но не думаю, что это стоит того. Если ты получишь травму, катаясь на лыжах, у тебя будут серьезные проблемы».
Грубауэр не может рисковать своим телом вне льда, поскольку он слишком важен для кубковых надежд «Эвеланш». По состоянию на конец октября, Эвс занимают первое место, но при этом лишились из-за травм двух вингеров первого звена – Габриэля Ландескуга и Микко Рантанена. Так что последнее, что им сейчас нужно, это чтобы Грубауэр грохнулся на местном дабл блэк даймонде (горнолыжном маршруте повышенной сложности – прим.).
Филипп и его подруга Изабель нашли более безопасную отдушину – Лео. Это собака-спасатель, приехавшая к ним из Кувейта. Она наполовину немецкая овчарка (ну конечно) и наполовину родезийский риджбек, по крайней мере, так они думают, и ждут результатов теста, чтобы узнать лучше. Грубауэр называет Лео их «пациентом». У пса была непростая жизнь и Грубауэр намерен помочь ему оставить все трудности в прошлом. Они много гуляют вместе на фоне красивейших гор. Лео помогает Филиппу прочистить мозги и отвлечься от хоккея.
Возможно, связь между ними гораздо сильнее. Возможно, Грубауэр в какой-то степени видит в Лео себя. Не из-за воспитания и близких отношений с семьей, а из-за того, что Лео, прошу прощения за каламбур, андердог (англ. dog – собака, underdog – неудачник, аутсайдер – прим.).
Грубауэра нельзя назвать продуктом фабрики по производству вратарей. В свои 28 он уже занимает третье место среди немецких вратарей по сыгранным матчам в НХЛ, уступая только Олафу Колцигу и Томасу Грайссу. Если сложить матчи всех немецких голкиперов в лиге, то получится меньше, чем у одного Мартина Бродера.
Живя в Розенхайме, Филипп Грубауэр почти не имел доступа к просмотру матчей НХЛ, так что его главным источником вдохновения была коллекция видеокассет с программой Дона Черри Rock’em Sock’em (нарезка лучших моментов НХЛ за сезон, выходила с 1989 по 2018 – прим.). Грубауэр обучался вратарской игре, прыгая на своей кровати и повторяя движения и сэйвы Майка Рихтера и Феликса Потвена. Грубауэр начал заниматься хоккеем в раннем возрасте, но кроме своего матраса, он нигде не мог попрактиковаться во вратарской технике, поскольку детский тренер Филиппа видел его в защите. В конце концов, когда тот тренер ушел, буквально на следующий же день Грубауэр занял место в воротах. К 14-ти годам он уже постоянно играл на этой позиции, а к 18-ти стал обладателем Мемориального кубка, переехав в Канаду и став вратарем «Виндзор Спитфайрс» в 2010 году.
Перед драфтом 2010 года The Hockey News ставил Грубауэра на 47-е место, однако он ушел в Вашингтон под №112. Не смог избавиться от статуса андердога. До него на том драфте были выбраны восемь вратарей и все вместе они провели 175 матчей в НХЛ, Грубауэр – 147.
Признаки того, что Грубауэр станет основным вратарем в клубе НХЛ, проявлялись снова и снова. Он очень хорошо играл в юниорской лиге, затем в ECHL, потом в АХЛ и, наконец, в НХЛ, где стал бэкапом Брэйдена Холтби в «Кэпиталс». За 101 игру с сезона 2012/13 по 2017/18 его процент отраженных бросков был равен 92,3%. Это всего на 0,01% меньше, чем у Джона Гибсона, лидера по этому показателю среди вратарей. проведших более ста матчей за этот период. «Тихий парень, всегда думает о работе, настоящий профессионал, – говорит о нем Холтби. – Он вкалывает каждый день. Прекрасный партнер по команде. Постоянно учится. С ним было очень весело работать, поскольку в этом мы с ним похожи. Он один из тех парней, в успехе которых я не сомневался».
Тем не менее, Грубауэр застрял за спиной обладателя «Везины» и вынужден был бы пахать в безвестности независимо от того, как сильно он сам верил в то, что может стать основным вратарем. «Неважно, в какой команде ты находишься. Если ты сидишь на скамейке, то хочешь играть, – говорит Грубауэр. – Ты мечтаешь выбраться оттуда, получить больше игрового времени и произвести впечатление, играть хорошо в каждом матче, быть стабильным и развиваться дальше».
Грубауэр наконец получил свой шанс ближе к концу сезона-2017/18, но все закончилось катастрофой, способной разрушить карьеру. После матча всех звезд он отвоевал стартовую позицию у находившегося на спаде Холтби и тренер Барри Тротц поставил Грубауэра в основной состав в первом матче плей-офф против Коламбуса, заявив, что Филипп заслужил такую возможность.
Мы все помним, что было дальше: полторы игры, 8 пропущенных шайб после 49 бросков, два поражения и билет обратно на скамейку. Холтби снова занял свое место, Кэпс совершили камбэк в серии, одержав четыре победы, а затем выиграли Кубок. Грубауэр же не сыграл больше ни секунды.
Он был очень рад получить перстень, но в той победе был горький привкус. Он провалился, не использовав величайшую возможность в своей карьере. Больше он не сделал ни одного сэйва в составе «Кэпиталс». «Когда я оглядываюсь на те две игры, мне кажется, что тогда далеко не все сыграли на своем уровне, – вспоминает он. – Мы плохо начали ту серию, но это стало переломным моментом для нас. Конечно, я предпочту Кубок эгоистичному желанию играть самому. Тогда я показал себя не лучшим образом, а Холтби помог нам победить».
Возвращаясь к псу Лео, это же история про перерождение, так ведь? И возможно, это именно то, что увидел генменеджер «Эвс» Джо Сакик, когда приобретал Грубауэра вместе с защитником Бруксом Орпиком в день драфта, 22 июня 2018, отдав выбор во втором раунде.
Если заглянуть в статистику, то за исключением неудачи в плей-офф, Грубауэр был настоящим исполином, спрятанным у всех на виду. Из 51 вратаря, сыгравшего 1000 или более минут в полных составах в сезоне 2017/18, Грубауэр имел третий процент отраженных бросков (93,8%), по данным naturalstattrick.com. Также у него был второй процент отраженных неопасных бросков, 12-й процент отраженных бросков средней сложности и четвертый – очень опасных бросков. Грубауэр был третьим по сэйвам за 60 минут выше среднего уровня – это важный показатель, показывающий, на сколько больше голов предотвратит вратарь за то же количество бросков по сравнению со средним показателем для вратарей в НХЛ. Грубауэр сыграл в том сезоне 35 матчей, так что здесь нельзя говорить о недостаточной выборке.
Когда его обменяли, Грубауэр был ограниченно свободным агентом и в течение 24 часов «Эвеланш» подписали с ним трехлетний контракт на 10 миллионов. Учитывая, что у стартового голкипера «Эвс» Семена Варламова оставался последний год контракта, посыл был очевиден: Грубауэр получит шанс стать первым номером «Колорадо» на долгие годы.
Но сначала ему нужно было попрощаться с вашингтонским периодом своей жизни во время дня с Кубком в августе 2018 года. Это могло бы выглядеть неловко, учитывая то, как завершилась карьера Грубауэра в «Кэпиталс», но он предпочел считать Кубок наполовину полным (немецкого пива). Он сделал селфи со своим отцом, надел традиционные баварские короткие штанишки и разделил радость от Кубка с 2500 фанатов на сцене в 60 метрах от своего детского катка. Это был идеальный момент. Грубауэр чувствовал себя обожаемым, при этом но не задушенным в объятьях. Сам он называет Розенхайм «золотой серединой» – не слишком большим и не слишком маленьким хоккейным городом, где преданные фанаты его узнают, но никто не преследует на улицах, желая заполучить автограф.
После позитивного опыта демонстрации Кубка Стэнли в родном городе Грубауэр был настроен сделать правильные выводы из своей посадки на скамейку в первом раунде плей-офф. «Ты определенно оглядываешься на подобные моменты и растешь благодаря им, – признается он. – Абсолютно все, каждая незначительная деталь, каждый бросок, каждый момент в плей-офф значат гораздо больше, чем в регулярном чемпионате. Поэтому я сделал выводы, чтобы не допустить повторения подобной истории».
Но все это могло повториться в сезоне-2018/19. В первые два месяца Грубауэр проиграл лишь однажды в основное время, но только потому, что его выручала атака команды. В девяти матчах у него было 90,4% отраженных бросков, семь раз он пропускал три и более шайбы, в том числе семь шайб в одном матче. К перерыву на матч звезд он подошел с 89,1% отраженных бросков в 21 встрече. Тренер Джаред Беднар открыто говорил о том, что ни Грубауэр, ни Варламов не завоевали место основного вратаря, что звучало пугающе, поскольку контракт российского голкипера не был продлен на следующий сезон.
Однако Грубауэр не сдался, что неудивительно для парня, который в 2011 году восстановился после мононуклеоза, хотя случай был серьезным и стоил ему 9 кг веса. Он как одержимый изучал записи игр, анализируя каждую пропущенную шайбу, отмечая позиции, с которых бросали соперники. Такой подход к делу ему привил гуру вратарского мастерства Митч Корн во время совместной работы в «Вашингтоне».
Наконец, это сработало. После Матча звезд Грубауэр поймал свою игру: в 16 матчах у него было 94,8% отраженных бросков и 1,69 пропущенных шайб в среднем за игру. Как и предыдущей зимой, он завоевал место стартового вратаря, только на это раз он еще и прекрасно проявил себя в плей-офф с 92,5% отраженных бросков в 12 матчах, помог команде добраться до седьмой игры второго раунда. Человек, который был меньше всех удивлен таким развитием событий, – его бывший напарник. «Психологически он очень силен, – говорит Холтби. – Ничто не может сбить его с курса. Да, он крепкий парень. Он много над этим работал и сейчас у него менталитет настоящего первого номера. Я думаю, что это главная проблема для парней, делающих следующий шаг в карьере, и он с ней отлично справляется».
Сейчас Грубауэр является безусловным первым номером команды, питающей надежды на завоевание титула. Первые пять лет на посту генменеджера Джо Сакик действовал по большей части консервативно, но прошедшим летом он включил ускорение, выменяв форвардов Назема Кадри и Андре Бураковски и подписав Йоонаса Донского. Все это было сделано с целью решить главную проблему команды – обеспечить достойную поддержку своему первому звену. Такого рода сделки совершают, когда считают, что команда готова к последнему броску.
Это также косвенный вотум доверия голкиперу, избавляющемуся от статуса андердога и превращающемуся в альфа-дога. «Эвс» стали собирать то, что, по их мнению, станет последними кусочками паззла, поскольку они почувствовали, что уже нашли своего парня в рамке. Грубауэр готов к восхождению на метафорическую вершину своей карьеры, поэтому лыжам из реальной жизни придется подождать.
Это перевод материала The Hockey News. Оригинал можно прочитать здесь (требуется подписка).
Фото: Gettyimages.ru/Jonathan Daniel; Фото: twitter.com/MijnVitesse/proshots; REUTERS/Fred GreensladeSports