Ничушкин не забивает уже 90 матчей. Он растерял все атакующие навыки и превратился в мем
Валерию Ничушкину всего 24, а он уже завершил карьеру хоккеиста и начал карьеру мема. 24 года — вроде бы отличный возраст, чтобы перезагрузиться в новой команде, но пока получается не лучше того, что было в прошлом году в «Далласе». Или даже хуже.
Нельзя сказать, что 0 голов за 50+ игр в сезоне — нечто уникально позорное. Однако никто из игроков, выбивавших зеро в постлокаутной НХЛ, не получал столько, сколько Ничушкин, и не приходил/возвращался в лигу с такими авансами. Никакой ленью, травмой или деградацией в КХЛ это нельзя объяснить — это аномалия. Попробуем разобраться, в чем дело.
Прежде всего вспомним, с чем Ничушкин уезжал из КХЛ — а славу он себе сделал в первую очередь на сольных проходах, где либо забивал, либо создавал момент для партнера. В разгар ничушкиномании (а масштаб ее был таким, что в медиа публиковали «инсайды», что «Динамо» заплатило 10 миллионов за права на него) вышло великое: «В общем, такое дело. Я, короч, беру такой шайбу в одном конце льда. Еду с ней, короч, в другой конец льда. И, короч, завожу ее в ворота тачдауном. И ничего ты с этим сделать не сможешь, потому что я Валера Ничушкин и на твои старания мне пофик вапще».
Ничушкин был готов к НХЛ — и это показывает хотя бы то, что он в первый же сезон пробился в основу (если что, он единственный из первораундников «Далласа» в истории сделал это сразу после драфта), в дебютной игре в НХЛ получил двадцать минут на льду и выходил в большинстве. Возможно, вы помните, что тогда все сразу пошло наперекосяк — уже через пять игр Ничушкин попал в запас, двенадцать игр не мог забить. Где-то уже готовилась методичка «Линди Рафф — проклятый наймит капитала», но случился внезапный перевод в первое звено.
Посмотрите нарезку голов дебютного сезона и удивитесь тому, что у раннего Валерия был отличный кистевой бросок, такой типичный для русских снайперов типа Тарасенко или Семина — одновременно как будто аккуратный и мощный. Большинство его голов в первом сезоне – это не фирменные проходы или подставления, пока Сегин и Бенн сделали все остальное — это именно снайперские попадания.
Одна цитата, чтобы оценить масштаб хайпа-2013: «В Ничушкине поражает, что он за счет мощи продавливает более взрослых игроков. Он как танк. Никогда еще не видел, чтобы кто-то в таком возрасте так доминировал. У Ничушкина есть и мощь, и техника. У этого парня есть качества, чтобы стать лучшим игроком в мире». Сказал это тогда еще юный 41-летний Яромир Ягр, причем местному изданию, а не российскому, которые обожают выпрашивать похвалы от иностранцев.
Случилось небывалое: за один коротенький удачный отрезок Ничушкин влетел сразу в олимпийскую сборную, как бы показав всем, что во имя Сочи КХЛ четыре года делала что-то не то. С этого момента и началось падение — Валерий получал смешной айстайм, после Игр услышал от Билялетдинова, что тот «зря вызвал в сборную Тарасенко и Ничушкина». Следующий год Валерий начинал снова в первом звене, но пропустил его почти весь из-за травм.
После возвращения Ничушкина отправили уже во вторую тройку (к Спецце и Янмарку). Ничто не предвещало, и вдруг в марте 2016-го Ничушкин бахнул: «Мне играть не дают! Как дают — сразу набираю очки. В какую пятерку ни поставят — она просто не выходит на лед. На протяжении всего сезона. В каждом матче на десятой минуте выхожу всего второй раз» (это со средним игровым временем в 14 минут и переводом в первую тройку незадолго до того). Поэтому летом 2016-го Валерий сделал самый логичный шаг — уехал в ЦСКА, где стал играть аж на 52 секунды больше, чем в «Далласе».
Как изменилось восприятие Ничушкина за это время, видно по цитате Владимира Петрова из осени 2016-го — «ЦСКА может подготовить для сборной звено Телегин — Андронов — Ничушкин». Не рядом с Кириллом Петровым даже, а с главными чекерами сборной, где надо делать эталонное «биться-бороться». Несмотря на все это, в «Далласе» верили в Ничушкина настолько, что защитили его на драфте расширения и после возвращения выписали неплохой контракт для игрока, почти ничего не сделавшего в НХЛ.
Для начала давайте посмотрим на статистику Ничушкина в первом сезоне – в первом звене и вне его. Для понимания: статистика здесь не индивидуальная, а касается всего времени на льду:
Из этого видно, что Ничушкин без своих партнеров, к сожалению, атаке помогал примерно никак: более того, пока он находился на льду, процент реализации бросков падал до позорного уровня. Если смотреть голевые моменты (SC) и высокоопасные голевые моменты (HDSC), то падение продуктивности тоже заметно. Но при этом и первая тройка играла без Ничушкина хуже — с другими партнерами Бенн и Сегин провели на 20% меньше времени, но количество голов у них падало почти в два раза (41 с Ничушкиным, 23 с остальными). Это был взаимовыгодный симбиоз — почти как связка Панарин-Кэйн.
После пропущенного сезона Ничушкин вернулся в состав, не имел постоянных партнеров по звену, но это не мешало ему быть одним из лучших игроков лиги по количеству созданных голевых моментов. В сезоне-2015/16 Нич входил в топ-40 лиги, создав за сезон 69 HDSC — больше, чем Стэмкос, Кэйн или Кучеров. Возможно, именно из-за этого он обижался на Линди Раффа — тот предпочитал заигрывать в первом звене Патрика Шарпа.
И вот Валерий приезжает в «Даллас» через два года другим человеком. Количество созданных моментов падает с 69 до 27, из топ-40 Ничушкин превращается в боттом-30 игрока, где рядом либо откровенные чекеры типа де ла Роза и Бигла, либо еще молодые парни типа Мальгина. При этом Ничушкин из веселого карнавала времен Раффа попадает в довольно унылый «Даллас» Монтгомери, где лучший форвард вне первой тройки набирает 30 очков.
Первая причина, по которой Ничушкин перестал забивать, видна сразу же: грубейшее нарушение великого принципа БББ:
Удивительная картина получается: Валерий два года играл в самой ориентированной на бросок системе КХЛ, где игроки пуляли отовсюду, откуда только могли, но в «Далласе» количество бросков резко падает. Хотя атака в «Далласе» Монтгомери толком не работала, общая бросковая активность клуба не пострадала по сравнению с периодом Раффа — внешними факторами это не объяснишь.
В прошлом году Ничушкина гоняли по составу и перепробовали самые различные сочетания (впрочем, в прошлогоднем «Далласе» устойчивой была только первая тройка) — не получалось толком нигде. Даже из прошлогодних 10 очков 5 были набраны при участии кого-то из парочки Бенн-Сегин. По продвинутой статистике, лучше всего у Ничушкина получалось рядом с чисто оборонительным игроком Джейсоном Дикинсоном.
Увы, за время пребывания в КХЛ Ничушкин растерял почти все атакующие навыки. Стоит ли связывать это с самой лигой? Нет, мы прекрасно видим на других примерах, что в КХЛ можно нормально перезагрузиться. Связывать ли это с примитивной системой ЦСКА? Она не помешала Радулову заиграть в НХЛ так, как он еще не играл. Кажется, он просто отпустил требования к себе и расслабился — об этом говорило и то, что в его инстаграме в какой-то период было слишком много красивой жизни — больше, чем у среднестатистического игрока.
Теперь Ничушкин — один из худших форвардов НХЛ по ожидаемым голам. Во время его присутствия на льду «Колорадо» почти не создает опасных моментов:
Конечно, у Валерия совсем другая роль, чем была год назад — форвард четвертого звена, «биться-бороться» на высокой скорости за зарплату меньше миллиона в год. Но разве мы ожидали в 2013-м, что «новый Малкин», «челябинский танк», самый доминирующий игрок в мире по версии Яромира Ягра превратится в обычного чекера из четвертого звена?
Конечно, России нужны и чекеры. Но что-то подсказывает, что условный Андрей Чибисов (или те же самые Телегин с Андроновым) тоже отлично бы смотрелись в четвертом звене команды НХЛ. Таких честных бойцов много, а игрок с потенциалом Ничушкина из 2013-го был только один. Теперь его нет.
Канадец снес Кучерова мощным силовым. Все по правилам, но у звезды «Тампы» травма
Сумасшедший сэйв в НХЛ: футбольный прыжок Флери свел с ума даже табло
Фото: Gettyimages.ru/Jeff Vinnick/NHLI, Rich Lam, Ethan Miller; globallookpress.com/Pavel Tkachuk/Global Look Press; REUTERS/Jerome Miron-USA TODAY Sports
Отлично, уже только за это можно ставить +
А я думал, что только мне это видится