Артём Швец-Роговой: «Тренировки начались, но самое интересное будет на сборах в Италии»
«Сейчас нет «лёгких» команд, можно у любого выиграть и любому проиграть»
Начнём с прошлого сезона. Насколько он стал для Вас особенным — самым сложным, или самым насыщенным, или просто наиболее успешным?
Это действительно один из самых успешных моих сезонов. Наш тренер, Валерий Белов, мне доверял — оставалось просто выходить, играть и доказывать. Конечно, что-то получалось, что-то нет. А по насыщенности — да, я только одну игру, кажется, не сыграл.
Насколько я знаю, именно Валерий Геннадьевич открыл Вам путь в основу.
Да, при нём я стал постоянно и много играть. Спасибо ему.
Вы забросили последнюю шайбу «Витязя» в прошлом сезоне. Чувствуете, что и Вы, и команда сделали всё, что могли?
Да, конечно. Мы все настраивались с ребятами, разговаривали перед плей-офф. Выходили, бились, старались… То, что я забил последний гол — даже не думал об этом, забил и забил. А так противостоять ЦСКА было очень сложно. Конечно, мы выходили на каждую игру с целью победить, в итоге хотели зацепить хотя бы одну игру — но везде что-то не получалось. Вторые периоды у нас особенно тяжёлые были, постоянно уступали в них. Но, скажем так, мы проиграли чемпионам.
Всё же в 3 из 4 матчей серии «Витязь» забивал. Понимание, что «распечатать» ЦСКА вполне реально, придавало уверенности?
Там такие же люди — как говорят, две ноги, две руки. Конечно, можно им забивать, выигрывать, но ЦСКА очень сильная команда, они хорошо обороняются, хорошо атакуют. Очень грамотно играют, это надо понимать.
У хоккеистов есть фраза: «Хоккейный бог сделал нам подарок». Чем он вознаградил «Витязь» в прошлом сезоне?
Когда у нас в конце сезона осталось 6-7 матчей, мы их проиграли, и всё решалось игрой рижского «Динамо»… Думаю, как раз тогда хоккейный бог и вознаградил нас за весь сезон, который мы прошли до этих 7 игр. И мы смогли пройти дальше, в плей-офф.
Говорят, самый тяжёлый календарь сейчас у «Северстали». У «Витязя» не легче — по две встречи с «Автомобилистом» и «Магниткой», затем «Трактор», СКА, ЦСКА, «Локомотив»… И это первые 12 матчей! Как лучше, начать с тяжеловесов или разгоняться постепенно?
Честно говоря, не могу тут решить, как лучше. Нужно просто хорошо провести сборы, подготовиться, а там уже выходить, играть, какие бы команды ни были. Конечно же, стараться, играть на победу. Да и я бы сказал, что сейчас нет «лёгких» команд, все сильные, все укомплектовываются, готовятся, тренируются. Можно у любого выиграть и любому проиграть.
Календарь есть календарь.
Точно (улыбается).
Расскажите, как проходят сборы, как команда встретилась с новым тренером.
Да всё спокойно, в рабочем режиме — постепенно втягиваемся, начались первые тренировки… С тренером и командой встретились, познакомились, все пока в лёгком режиме. Самое интересное начнётся на сборе в Италии.
На что команда должна сделать основной акцент, чтобы превзойти «Витязь» прошлогоднего образца?
Это будет зависеть от нового тренера, как он это видит — во что мы будем играть, какая у него тактика. Мне пока что тяжело сказать, потому что мы над этим компонентом ещё не работали.
Вопрос от подписчика (Павел Антонов): считаете ли Вы Дениса Орловича-Грудкова своим особым конкурентом в лиге?
Когда мы ещё играли с ним в Молодёжной хоккейной лиге — я за «Русских Витязей», а он за Питер, ребята шутили, мол, сегодня противостояние Швец-Рогового и Орловича-Грудкова. Но никакого противостояния на самом деле нет — всё спокойно. Я не претендую на эксклюзив с двойной фамилией в лиге (смеётся).
Вопрос от подписчика (ARAN501): играли ли Вы когда-нибудь в фэнтези-хоккей, знаете что-нибудь о нём?
Честно говоря, узнал о нём вот только сейчас. Наверное, потому что всё время уходит на реальную игру.
«Травма — неприятность, но она меня закалила»
Вопрос от подписчика (Руслан Саровский): кто Вас привёл в хоккей, как делали первые шаги в нём? Насколько я знаю, всё пошло от родителей?
Меня привёл крёстный — нас отдали в одну группу с братом, где ребята были на год старше.
Разница ощущалась, когда играли со старшими?
Да нет, мы были маленькие — в это время особой разницы не чувствуется. Лично я этого не замечал, спокойно тренировался. В этой группе ещё несколько ребят помоложе были, в том числе Рушан Рафиков, который в Ярославле играет. Мы там пробыли недолго, на уровне становления на коньки, а потом перешли уже в свой год. А вообще… Где-то, наоборот, со старшими-то поинтереснее тренироваться, чем со сверстниками!
Ваш детский тренер в Ярославле сказал: «Если не играешь в первом звене, будущего у тебя нет». Сейчас же, напротив, команды стараются уравнять звенья, чтобы четвёртое могло спокойно подменять первое. Где здесь правда?
На самом деле он сказал: «Ты приезжий, и ты должен играть в первом звене». Это означало быть на голову сильнее местных. На уровне детского хоккея это было так, по крайней мере, у нас. Есть местные ребята, и вдруг к ним приезжает парень из другого города и занимает их место. Кстати, прямо как легионер в России! (смеётся). И если он такой же, как местные — зачем тратить на него время, деньги за тот же интернат, еду, когда можно взять такого же парня, живущего в этом городе, и его развивать? Поэтому в детском хоккее звенья не уравнивают.
Уже в Подольске у Вас случилась тяжелая травма бедра. Как проживали этот период, что делали, чтобы не раскиснуть?
Я тогда пропустил целый год. Не раскис, потому что меня поддерживали родные, близкие, друзья, все, кто играл со мной в школе «Витязя». А травма — понятно, это неприятность, но что Бог ни делает, всё к лучшему. Может, в чём-то эта травма меня закалила — я боялся потерять хоккей, и с большим усердием потом работал, чтобы восстановиться и опять играть на хорошем уровне. Тут уже стоял вопрос о том, что надо было попадать в «молодёжку», поэтому, может, где-то и хорошо, что эта травма произошла.
К слову, когда травмируется, например, нижняя часть тела — хоккеисты продолжают тренировки верхней?
Конечно, если низ пострадал, то ты занимаешься руками. Если руки — бегаешь, крутишь велосипед. Но там всё зависит от характера травмы — когда тренируешь руки, может где-то отдавать в ноги, или наоборот. Тут нужно конкретно смотреть.
«Бывают моменты, когда к нам, спортсменам, лучше не подходить»
Вопрос от подписчика (Оксана Рыбина), как раз в тему того, чтобы не раскиснуть. Что или кто может поднять Вам настроение?
Хм… Жена моя может! (улыбается)
Кстати, супруга не расстроилась, что пришлось из-за тренировок отложить свадебное путешествие?
Нет, конечно. Мы же путешествовали после сезона, сразу поехали отдыхать. Просто мы пришли к выводу, что ехать отдыхать и где-то там одновременно тренироваться будет неудобно. Вот и решили остаться дома. Плюс в Саратове у нас было много всяких дел, которые нас не отпускали.
Не было идеи сделать Анне предложение на льду?
Ой, нет! Я видел, конечно, это всё в интернете, но такой способ не в моем вкусе.
Какими качествами надо обладать жене хоккеиста, чтобы в семье было взаимопонимание?
Так даже сходу трудно сказать… Наверное, чтобы она мне не мешала после тренировок, после тяжёлых игр не нагружала особо. Просто иногда бывают моменты, когда к нам, спортсменам, лучше не подходить (улыбается).
P.S. Мы вместе с Артёмом благодарим наших подписчиков за вопросы!
Валерия Полетаева
Фото — пресс-служба ХК «Витязь»