Краткая история оффер-шитов
Самые интересные свободные агенты - агенты второй категории, то есть ограниченные (RFA). Они моложе и представляют собой более ценный активы чем те, которые достигли статуса неограниченных (UFA). Они не совсем "свободные" - их подписание будет стоить многочисленных драфт-пиков и переманивают их довольно редко - не было ни одного подобного случая с 1999 по 2006 год и после 2013 года.
Но в этом сезоне разговоры об оффер-шитах ограниченно свободным агентам ведутся очень активно и нетрудно понять, почему: нас ждёт небывалый урожай 21-22-летних, у которых заканчиваются контракты новичков. Такие игроки есть у нескольких сильных команд с забитой платёжкой, что делает их уязвимыми (можно назвать, например, Виннипег, Торонто и Тампу). Возможная компенсация за этих игроков выглядит пустяковой по сравнению с тем, что они могут дать команде, к тому же, в последние годы экономический модель лиги резко поменялась - теперь топовые молодые игроки получают большие контракты раньше.
Вернёмся, к примеру, в 2006 год. Эрик Стаал на три года продлил контракт с Каролиной на общую сумму 13,5 млн. долларов (4,5 млн. в год). Этот контракт отнял 10,2% от допустимого максимума платёжной ведомости клуба. Стаалу тогда был 21 год, он был выбран под общим №2, это был мощный центр ростом 193 см., только что набравший 100 очков в регулярке плюс ещё 28 в плей-офф в команде, взявшей Кубок. На тот момент Стаал выглядел поинтереснее, чем Митч Марнер или Брэйден Пойнт сейчас, при этом двое последних, как говорят, претендуют на зарплату до 11 млн. в год, что составит 13,9% от платёжки. Кроме того, до 2012 года потолок зарплат рос в среднем на 9% в год, а с тех пор - всего на 3% в год. То есть сейчас нельзя быть уверенным в том, что ближе к своему окончанию контракт будет составлять значительно меньший процент от общей платёжной ведомости, как это было во времена молодости Стаала.
Многие наиболее интересные подписания свободных агентов в НХЛ были связаны именно с оффер-шитами ограниченно свободным агентам. Вот некоторые из них:
1990. Сент-Луис подписывает Скотта Стивенса на четыре года и 5,1 млн. долларов. Вашингтон предпочитает получить компенсацию. Та компенсация до сих пор остаётся самой крупной из полученных за ограниченно свободного агента - за 26-летнего Стивенса, лучшего хиттера НХЛ, отыгравшего к тому времени восемь сезонов в лиге и за два года до этого ставшего вторым в голосовании на Норрис трофи, Кэпс получили пять пиков первого раунда.
Кто выиграл? Конечно, Блюз. Что затем произошло со Стивенсом - это отдельная история, но после этого оффер-шита он сыграет ещё в 1000 матчах в НХЛ (плюс в 166 в плей-офф) и проведёт карьеру, достойную Зала славы. Пять выборов во второй половине первого раунда не сравнятся с таким первосортным краеугольным камнем команды, каким был Стивенс. Тогдашний генменеджер Кэпс Дэвид Пойл позднее признавался, что считает неповторение контракта Стивенсу своей самой большой ошибкой в карьере.
1991. Сент-Луис подписывает Брендана Шенахана на три года и три миллиона. Компенсацию для Нью-Джерси определяет арбитраж. Всего через год после того, как он утащил элитного игрока у конкурента, генменеджер Блюз Рон Кэрон решил снова попытать удачу. На этот раз, однако, всё было очень сложно, так как у его команды уже не было пиков первого раунда, которые можно было бы отдать. Блюз предложили 24-летнего Кёртиса Джозефа и 20-летнего Рода Бриндамора, но Дэвилс потребовали Стивенса. Дело перешло в арбитраж, который постановил, что требования Нью-Джерси были справедливыми.
Кто выиграл? Дэвилс. Хотя Шенахан провёл яркую карьеру, Стивенс был незаменимым элементом системы, которую выстроил в Нью-Джерси генменеджер Лу Ламорелло, и которая привела команду к трём Кубкам Стэнли. Трудно представить себе параллельную реальность, где Дэвилс были бы сильнее с Шенаханом (или с Джозефом и Бриндамором) вместо Стивенса. Блюз так отчаянно хотели вернуть Скотта Стивенса, что в 1994 году вновь сделали оффер-шит, но Дэвилс повторили их предложение. В 1999 году расследование установило, что в 1994 году Блюз вели нечестную игру. Дэвилс получили 1,43 миллиона долларов, пик первого раунда и опцию обмена пиками первого раунда, которую они использовали в 2003 году, задрафтовав Зака Паризе.
1991. Сент-Луис подписывает Дэйва Кристиана на три года и 1,76 млн. долларов. Далее следует хаос. Карон превратился в парию среди коллег-генменеджеров за подогрев цен на игроков - сначала с оффер-шитом Стивенсу, а потом с жирными контрактами Бретта Халла и Адама Оутса. Кэрон продолжил свою линию, сделав оффер-шит Мишелю Гуле, однако разозлённые Блэкхоукс его повторили.
Более интригующим стало подписание Кэроном Кристиана, игравшего тогда за Бостон. Брюинс утверждали, что Кристиан не был свободным агентом и обвинили Блюз в махинациях. Вы наверное думаете, что всем очевидно, когда игрок является свободным агентом, однако здесь это было не так. Бостон приобрёл Кристина с контрактом, продолжавшим действовать и после сезона 1990/91, но подписал с ним новый (до конца сезона 1990/91), заменивший предыдущий, и думал, что сохраняет права на игрока согласно условиям старого договора. Между тем, генменеджер Брюинс Гарри Синден подписал ограниченно свободных агентов Блюз Глена Фезерстоуна и Дэйва Томлинсона просто чтобы отомстить Кэрону. В итоге было решено, что Кристиан, а также два пика поздних раундов станут компенсацией за игроков, подписанных Брюинс.
Кто выиграл? Только люди, которые любят драму.
1993. Сан-Хосе подписывает Крэйга Симпсона на три года и три миллиона. Лига заявила, что так нельзя. 26-летний Симпсон объявил себя неограниченно свободным агентом на том основании, что Эдмонтон не дал ему 15% прибавку к контракту на 690 тысяч, а Шаркс были уверены, что не обязаны выплачивать Ойлерс компенсацию за него, поскольку базовая зарплата Симпсона составила всего 200 тысяч (большая часть денег выплачивалась в виде бонуса).
Генменеджер Ойлерс Глен Сатер назвал это фиктивным оффер-шитом, после чего началась шестинедельная битва между Симпсоном, Шаркс и профсоюзом игроков с одной стороны и НХЛ, Ойлерс и всеми остальными командами лиги с другой. Генменеджер Рейнджерс Нил Смит в открытом письме осудил действия Шаркс. В ответ на это директор по персоналу Шаркс Чак Грилло сказал, что Смиту "требуется хороший пинок под зад" и вежливо предлагал свои услуги в этом деле. В конце концов было решено, что Шаркс не могут усидеть сразу на двух стульях - утверждать, что заплатили Симпсону больше, чем ему предлагали Ойлерс, но меньше того, что требуется для выплаты компенсации. Симпсон остался в составе Эдмонтона и вскоре был обменен в Баффало.
Кто выиграл? В общем, никто. Хроническая травма спины завершила карьеру Симпсона, когда ему было 28 лет.
1998. Каролина подписывает с Сергеем Фёдоровым обремененный бонусами контракт на 6 лет и 38 миллионов. Детройт повторяет предложение. Так почему же эта история особенная? Потому что Харрикейнс очень хитро структурировали сделку. Каролина, отстававшая в тот момент на 9 очков от зоны плей-офф, положила конец забастовке Фёдорова, включив в контракт с ним 12-миллионный бонус за выход в финал конференции. Это достижение было почти нереальным для Кейнс, но вполне вероятным для действующего чемпиона из Детройта. Генменеджер Каролины Джим Рутерфорд был уверен, что Ред Уингз не повторят его предложение и Фёдоров перейдет в его команду. Но Детройт, как вы знаете, повторил и выполнил требования Фёдорова. Вы также знаете, чем всё закончилось - Ред Уингз взяли тогда Кубок и, таким образом, с учётом бонуса Фёдоров заработал 28 миллионов всего за 43 матча, считая плей-офф.
Кто выиграл? Детройт. Нужно отдать должное владельцу Каролины Питеру Карманосу за смелую попытку, но ещё больше стоит похвалить Майка Илича, сделавшего глубокий вдох и повторившего предложение.
Также заслуживают внимания:
1986. Чикаго подписывает Гэри Ниланда из Торонто. Компенсацией стали Кен Яремчак и Джером Дюпон. Победитель - Чикаго. Ниланд семь лет был надёжным защитником топ-4, а Яремчак и Дюпон провалились.
1988. Рейнджерс подписывают Джеффа Куртнолла из Эдмонтона. Ойлерс меняют права в Вашингтон на Грега Адамса. Кэпиталс повторяют предложение Рейнджерс. Победитель - Вашингтон. Куртнолл в плей-офф отыграл больше, чем Адамс в регулярке.
1991. Рейнджерс подписывают Адама Грэйвза из Эдмонтона. Трой Маллетт получен в качестве компенсации. Победитель - Рейнджерс. Оба игроки были одинаково жёсткими, но Грэйвз сразу начал забивать.
1992. Калгари подписывает Теему Селянне из Виннипега. Джетс повторяют предложение. Победитель - Виннипег. На тот момент Селянне не провёл ещё ни одного матча в НХЛ, но вы знаете, чем в итоге кончилась история.
1994. Сент-Луис подписывает Петра Недведа из Ванкувера, Крэйг Дженни и пик второго раунда приняты в качестве компенсации. Здесь ничья. Через неделю после оффер-шита Дженни вернулся в Блюз в обмен на трёх игроков, в том числе Брета Хэдикена и Джеффа Брауна.
1994. Торонто подписывает Майка Крэйга из Далласа. Питер Зезель и Грант Маршалл присуждены в качестве компенсации. Победитель - Даллас. Маршалл и Зезель на двоих провели больше 1000 матчей и были полезными игроками 3-4 звена. Крэйг не сильно помог Торонто.
1995. Сент-Луис подписывает Шэйна Корсона из Эдмонтона. Компенсацией стали Кёртис Джозеф и Майк Грир. Победитель - Эдмонтон. Корсон был очень хорош, но Джозеф - элитный вратарь. Недооценённый Грир стал вишенкой на торте.
1997. Филадельфия подписывает Криса Грэттона из Тампы. Болтс отказались от четырех пиков первого раунда в качестве компенсации и подготовили сделку с участием Микаэля Ренберга и Карла Дайхуса. Нет победителя. Задействованные игроки не прижились в своих новых командах и 16 месяцев спустя вернулись обратно.
1997. Торонто подписывает Маттиаса Олунда из Ванкувера. Поскольку он был свободным агентом четвертой категории, за него не полагалась компенсация. Кэнакс пришлось повторить предложение. Победитель - Ванкувер. Кэнакс заплатили в три раза больше, чем собирались, но на 11 сезонов получили монстра, проводившего на льду по 25 минут за матч.
2006. Филадельфия подписывает Райана Кеслера из Ванкувера. Кэнакс повторяют предложение. Победитель - Ванкувер. Кэнакс переплатили за перспективного игрока, но в итоге сохранили ценный актив ещё на восемь сезонов, большинство из которых он провёл превосходно.
2007. Эдмонтон подписывает Дастина Пеннера из Анахайма. Генменеджер Дакс Брайан Бурк получает пики первого, второго и третьего раунда и критикует коллегу из Ойлерс Кевина Лоу. Но до драки дело не дошло. Победитель - Анахайм. Оглядываясь назад, можно сказать, что Дакс поступили мудро, выбрав пики. Но к счастью для Ойлерс, им удалось обменять Пеннера четыре года спустя по хорошей цене.
Это перевод материала Джеймса Бенеша (James Benesh) из журнала The Hockey News.
Уверен, что если бы они подписали Шэнахэна, сохранив при этом Стивенса, и в дальнейшем добавив к ним Макинниса, это был бы главный претендент от Запада в 1992-1996 гг. уж точно. Но слишком много "если" в той истории.