Алкоголь, женщины и другие способы потерять сборную России
Для сборной скоро начнется пора решающих матчей - репетицией станет матч со Швецией на финише группового этапа. Та игра, которую наши провели только что - против Италии - хорошей тренировкой не назовешь - 10:0 есть 10:0, тут еще надо спасибо сказать сборной, что не стали дурака валять.
Вообще разрыв в уровне именно на этом турнире шокирует. То, что Италии и Англии будет сложно, было легко предположить, но результаты Австрии, Норвегии и даже Франции недалеко ушли. С другой стороны, своеобразно отличилась и Дания: там Ларс Эллер сыграл три матча… и поехал отдыхать. И вроде бы даже как договорился об этом с тренерами сборной заранее! Смешно вспоминать, но ведь и российская сборная в плане цирка вполне соответствовала всему этому совсем недавно.
По большому счету, проблемы начались с тех самых времен, как сборную СССР сменила сборная России. Те инструменты влияния на хоккеистов, что были в союзные времена, девальвировались моментально. Нельзя было больше запретить выезды за границу, например, да и сами игроки, поехавшие в Америку и Европу, столкнулись с разительно отличавшимся стилем управления командой, что с тренерской, что с менеджерской точки зрения. ФХР в 90-е была занята междуусобицей, но не менялось одно - руководили там представители «старой школы», одна-две светлые головы кардинально изменить ситуацию не могли, и как итог - каждый новый ЧМ превращался в очередной «эпизод» войны федерации с игроками. Условия в самой команде в части экипировки, проживания, персонала не устраивали категорически игроков НХЛ, привыкших совсем к другому, но вместо этого условное отсутствие полотенец и бардак в организации федерация «прикрывала» речами об отсутствии патриотизма или рассуждениями о том, что игроки только в НХЛ выкладываются, за контракт бьются, а здесь просто отбывают номер. Тогда как раз и появились знаменитые отказники, вроде Хабибулина и Зубова.
По большому счету, без премиальных и без сносных условий единственное, чем сборная могла реально взять - особой атмосферой. Хоккей сборных не похож на хоккей команд - там ты приглашаешь игроков из разных стран, руководствуясь их ролью на площадке, лимитом на легионеров и другими правилами клубного хоккея, в то время как в хоккее сборных чудес мало: Канада всегда будет Канадой, Россия - Россией, а самое эффективное в мире управление не сделает чемпионом мира Норвегию или Францию. С другой стороны, примеры «команды братьев», когда звезды НХЛ собираются в сборной, чтобы сыграть друг за друга, вполне себе распространены, переживали это и Финляндия, и Швеция, и даже Словакия своим успехам обязана не только лучшему поколению в истории. Так у нас случился Чемпионат Мира 2000 в Санкт-Петербурге. Легендарный турнир, на который сборная собралась в сильнейшем составе, но который оглушительно провалила. Причина, в том числе - неудачная попытка создания «атмосферы» в команде. Грубо говоря, сборная «пропила» чемпионат мира, а Александру Якушеву и тем более руководителям ФХР вернуть в чувства игроков не удалось.
И хотя времена определённо настали другие и игроки перестали шарахаться от сборной как чёрт от ладана, вопрос алкоголя оставался еще много лет краеугольным. Игроки НХЛ привыкли в Америке к немного другому отношению к алкоголю в целом - пить можно не скрытно, да и в целом нет культа «Пьянству - бой!» и в таком духе. Приезжая играть за сборную, они по-прежнему натыкались на непонимание веяний времени: например, Владимир Крикунов никак не может принять то, что с Малкиным, Ковальчуком и Ковалевым в сборной не выиграл ни ЧМ, ни ОИ, и винит именно игроков за проигранные турниры, которые звезды якобы проводили с «винной картой» в руках.
В общем, вопрос атмосферы в команде (читай - алкоголя)был важнейшим, как ни крути. И первый же результат пришел вместе с абсолютно новыми веяниями в сборной, организованными Быковым и Захаркиным. Советского бэкграунда, как и гонора, у них на начальном этапе не было совсем, что дало игрокам магическую формулу: их перестали нянчить, и им разрешили быть взрослыми людьми. То есть, выпивать во время ЧМ. Сплочение определенно дало результат: команда была настоящей семьей, не чаявшие душе в Быкове игроки уважали его еще больше и закрывали глаза на любые «манипуляции» Захаркина, в итоге выиграв для России два ЧМ. Причем каждый из них был непростым: шутка ли, у Канады в Канаде, а через год - практически «сборной КХЛ». Кстати, знаменитая обида Мозякина на Алексея Шевченко за публикации о «вечеринке» сборной с алкоголем и сигаретами (хотя Шева вообще ни при чем там был) и последовавший бойкот, который сборная объявила российской прессе идёт именно оттуда: игрокам не так важно, что они были замечены с пивом или сигаретами, но они были обижены, что пресса «покусилась» на их свободу, их редкое достижение.
Но жизнь не стоит на месте: дав мотивацию сборной России в виде алкоголя, «тренерский тандем» не смог придумать ничего иного, когда атмосфера «братства и праздника» стала в сборной рутиной. Пить продолжали, ничего больше не выиграли, а Быкова заменили на Билялетдинова, без сожалений со стороны игроков и тем более ФХР, которой Слава со своими методами был костью в горле. При новом тренере был выигран сходу ЧМ в год, когда Евгений Малкин был абсолютно лучшим хоккеистом планеты Земля, а вот дальше совсем не пошло - в сборной у Билла играли «свои», в том числе из-за чего Мозякин не доезжал не то что до ворот, а до базы в Новогорске. Именно на его душу пришлось выступление на Олимпийских играх в Сочи, где получилось совсем плохо. После оглушительного провала на ЧМ за год до того (с поражением от Франции на 9 мая и разгромом от США в 1/4) находящийся под давлением критики и ожиданий золота на домашнем ЧМ Билл набрал совсем не свой состав, звезды из НХЛ в его хоккей играть не смогли. Того сменили Знарок с Сафроновым, и победа на первом же турнире в известной степени развязала им руки. Но уже год спустя в Чехии ситуация явно вышла из под контроля, когда даже Знарка на второй план эффектно задвинул Сафронов. Финальный матч того ЧМ и последующее явление Сафронова в пьяном виде запомнилось, наверное, всем и на всю жизнь, и именно тогда в сборную пришел Роман Ротенберг, из-за чего превращение сборной в шапито прекратилось. Все действительно стало посерьезнее, и то же обеспечение сборной, о котором я в самом начале писал, было приведено к высочайшему уровню. Однако беда пришла откуда не ждали. От Знарка.
Нет, сам-то он остался прежним, а его специфические «манеры» и принципы все также располагали к себе (хоккеистов, имеется ввиду), но погубило его другое. На все турниры с ним вместе приезжала семья - жена и дочери, и мало для кого является секретом, что в общении с домашними Знарок становится «мягким и пушистым», по факту - ни в чем им не отказывает… Сначала Панарин познакомился с Алисой - он сам довольно подробно описал их знакомство - а в Кёльне они уже жили вместе. Панарину многое позволяется, это могут видеть все сейчас в том же инстаграме Панарина (поправьте меня, если Знарок еще кому-то из игроков кофе носит… Кокареву? Сопину?) Так было и на том чемпионате мира. Собственно, поняли это и хоккеисты, которые стали действовать через Панарина, которому Знарок отказать не мог (да и до сих пор не может). Ну а тут уже нет большой разницы, Знарок тренер, Быков или Тихонов: контроль над командой был потерян, и результат этого мы потом видели что на ЧМ, что на ОИ.
По-большому счету, именно в этом большое отличие нынешней сборной от того, что мы видели раньше. Илья Воробьев не безумный деспот, равно как Кудашов и Жамнову. Они понимают, что нужно игрокам, но в то же время держат в узде даже такую команду, напичканную звездами первой величины. Они действительно играют по заданию, то есть они остаются высококлассными хоккеистами, но понимают свою роль как командные игроки, что не так уж и часто у нас встречалось. Это ни в коем случае не гарантирует им золото уже сегодня - уже раньше писал, что США и Канада будут прибавлять от матча к матчу.
В Кёльне Алиса жила вместе с остальными женами, а не с Панариным. Знарок носит кофе а) в личное время б) на правах "тестярика", а не тренера сборной. В сборной Знарок не стеснялся прописывать люлей кому надо, в том числе и Панарину.
- Да он меня так стеснялся потом! Мы с Алисой ржали на этот счет. Такая была неудобная обстановка на Кубке мира. Мы вместе только пару месяцев – и начинается Кубок мира. Он все знал, но мы не разговаривали на эту тему. Обычно подойдет: «Ну че ты, слышь, че ты базаришь, сейчас как дам». А меня обходил, стеснялся. Было видно, что ему неудобно. И мне неудобно – как так, меня главный тренер стесняется.
Большое интервью Артемия. Ничего не придумываю, цитата от первоисточника.