1979: Драфт на все времена
А теперь быстро назовите мне самый богатый на таланты драфт в истории НХЛ. Если вы миллениал, то наверняка склоняетесь, и небезосновательно, к 2003 году. Но большинство людей не задумываясь ответят: 1979.
Трудно переоценить то, что класс 1979 дал лиге 40 лет назад. В него входят пять членов Зала славы: Рэй Бурк, Марк Мессье, Майк Гартнер, Мишель Гуле и Гленн Андерсон. Их могло быть и шесть, если бы Пелле Линдберг трагически не погиб через несколько месяцев после завоевания первой в его карьере Везины в 1985 году. Этот класс включает в себя 17 игроков, проведших 1000 и более матчей в НХЛ, 7 игроков, набравших 1000 очков и 8 игроков, забросивших 400 шайб.
Драфт 1979 года является золотым стандартом. Но у него были некоторые преимущества перед всеми остальными драфтами. Дело в том, что тогда не только был снижен возраст игроков, выбираемых на драфте, с 20 до 18 лет, но также этот драфт стал первым после слияния НХЛ и ВХА. Любой игрок из ВХА, который подходил по возрасту, мог быть выбран. Снижение возраста означало, что количество доступных игроков по сути увеличивалось втрое, а ВХА предоставляла игроков, уже имевших профессиональный опыт. Джим Грегори возглавлял тогда Центральную скаутскую службу и он вспоминает, что генменеджеры в то время были очень воодушевлены, в особенности, возможностью выбрать парней из ВХА. "Они уже были профи," - говорит Грегори.
По словам Гарри Синдена, тогдашнего генменеджера Брюинз, почти все руководители команд были уверены, что в начале драфта расхватают именно ребят из ВХА. Так и произошло. Защитник Роб Рэмейдж ушёл под первым номером, Гартнера выбрали четвёртым, Рика Вейва - пятым, а Крэйга Хартсбурга - шестым. Таким образом, из шести первых выборов четверо были из ВХА. Команды не слишком соблазнились снижением возраста игроков на драфте - пятеро из шести первых выбранных были 20-летними.
Слияние с ВХА и некоторая предвзятость в отношении более молодых игроков и стали причинами того, что многие легендарные игроки были выбраны тогда под более поздними номерами. Такой игрок, как Бурк, например, сейчас ушёл бы под первым-вторым номером, но на момент драфта-1979 ему было 18, поэтому он упал на восьмую позицию. Колорадо Рокис хотели защитника, но выбрали более старшего Роба Рэмейджа, уже имевшего опыт игры за Бирмингем в ВХА. Бирмингем Буллз, кстати, стали крупными поставщиками кадров на том драфте: кроме Рэмейджа, оттуда в первом раунде были выбраны Вейв, Хартсбург и Гуле.
Синден был рад тому, что заполучил Бурка, но вполне мог его и не выбрать, поскольку скауты Брюинз были в восторге от защитника Кита Брауна. Споры в стане Бостона продолжались до самого дня драфта. Синден лично видел игру Бурка в нескольких матчах на турнире проспектов и был уверен в том, что он - именно то, что надо. "В конце концов я сказал, что не видел как играет Браун, но видел, как играет Бурк. Поэтому если вы настаиваете на выборе Брауна, то лучше бы у него всё получилось, так как я знаю, насколько хорош Бурк," - вспоминает Синден. Но вопрос был снят, когда Блэкхоукс взяли Брауна прямо перед выбором Бостона.
То, что 18-летних неохотно выбирали в начале драфта, помогло Ойлерс построить свою династию: они выбрали юнцов Мессье и Андерсона под пиками №48 и №69, взяв последним пиком первого раунда мощного защитника Кевина Лоу. Кроме того, у них, конечно, уже был 18-летний феномен по имени Уэйн Гретцки. С учётом снижения возраста драфтуемых, он должен был участвовать в драфте. Но Гретцки не собирался играть за Рокис, и Ойлерс заключили с лигой соглашение, по которому действующий контракт Уэйна оставался в силе в обмен на то, что Эдмонтон будет выбирать последним. Сейчас подобный трюк вызвал бы бурю негодования, но тогда возмущение было относительно слабым. Дело в том, что тогда было ещё мало записей игры Гретцки и, соответственно, меньше шумихи вокруг него. "Уверен, что тогда ещё не было такого, чтобы все говорили о Гретцки, - вспоминает Синден. - О нем слышали, но ещё не представляли до конца, на что он способен. Если бы подобная история произошла бы сейчас, например с Макдэвидом, которого постоянно показывали по ТВ, которого все видели в матчах ОХЛ, то несомненно было бы много протестов по поводу того, что он не участвует в драфте. Но Гретцки на тот момент ещё не обладал громким именем."
Вот вам ещё один факт, делающий драфт 1979 года уникальным, - в шести раундах было выбрано всего 126 игроков - наименьшее количество за всю историю. А это означает, что множество хороших игроков остались незамеченными, включая члена Зала славы Дино Сиссарелли и доминирующего силового форварда Тима Керра.
Ре-драфт
Перераспределение позиций на драфте - это довольно сложная задача. Некоторые решения даются легко - такие, как например, поднятие пятерых членов Зала славы на вершину рейтинга. Но с проекцией дело обстоит гораздо сложнее. Пол Рейнхарт провел очень приличную карьеру, финишировав пару раз на 7-м и 12-м местах в голосовании на Норрис трофи, но он отыграл всего 11 сезонов. Но Роб Рэмейдж, который не доминировал как полагается первому номеру драфта, стоит выше, поскольку провёл почти на 400 матчей больше, чем Рейнхарт.
Сложнее всего оценить покойного Пелле Линдберга. Он занял 7-е место в голосовании на Везину в сезоне 1982/83 и выиграл этот приз в сезоне 1984/85, но погиб в результате ДТП в ноябре 1985 года в возрасте 26 лет. Мы не можем точно спрогнозировать, как развивалась бы его карьера, но он начал движение по звёздной траектории, и мы включили его в список 100 лучших вратарей всех времен, поэтому он заслужил своё место и здесь. "Он играл в НХЛ всего три с половиной сезона, но за это время показал себя топ-игроком, - так говорил о Линдберге, когда тот умер, его бывший партнер и генменеджер Флайерс Бобби Кларк. - Я не знаю, какое будущее его ждало, но за свою короткую жизнь он успел побывать отличным вратарём. Не думаю, что это поменялось бы, разве что в лучшую сторону."
1. Рэй Бурк, защитник (выбран Бостоном под №8)
2. Марк Мессье, центрфорвард (Эдмонтон, №48)
3. Майк Гартнер, правый крайний (Вашингтон, №4)
4. Мишель Гуле, левый крайний (Квебек, №20)
5. Гленн Андерсон, правый крайний (Эдмонтон, №69)
6. Дэйл Хантер, центрфорвард (Квебек, №6)
7. Ги Карбонно, центрфорвард (Монреаль, №44)
8. Кевин Лоу, защитник (Эдмонтон, №21)
9. Майк Рэмси, защитник (Баффало, №11)
10. Брэд Маккриммон, защитник (Бостон, №15)
11. Брайан Пропп, левый крайний (Филадельфия, №14)
12. Нил Бротен, центрфорвард (Миннесота Норт Старз, №42)
13. Роб Рэмейдж, защитник (Колорадо Рокис, №1)
14. Томас Стеен, центрфорвард (Виннипег, №103)
15. Рик Вейв, правый крайний (Ванкувер, №5)
16. Пол Рейнхарт, защитник (Атланта Флэймс, №12)
17. Матс Нэслунд, левый крайний (Монреаль, №37)
18. Дэйв Кристиан, правый крайний (Виннипег, №40)
19. Крэйг Хартсбург, защитник (Миннесота Норт Старз, №6)
20. Майк Фолиньо, правый крайний (Детройт, №3)
21. Пелле Линдберг, вратарь (Филадельфия, №35)
Это перевод материала Мэттa Ларкина (Matt Larkin), напечатанного в журнале The Hockey News.
Макдэвид, Айкел, Марнер, Ахо, Капризов, Веренски, Рантанен, Шабо, Майер, Проворов, Барзал, Босер, Хэнифин, Строум...
Я видел обоих еще в прямом эфире, позвольте мне сравнивать.
Как мне жаль,что нет Квебека в лиге.