Трибуна
10 мин.

КХЛ подписала контракт с IT-гигантом SAP. Почему это важнейшее событие для лиги

Новый этап эволюции.

От Sports.ru: это «Блог редакции «БИЗНЕС Online» – известного казанского медиа, которое уже давно вышло за пределы Татарстана. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы крутых постов о главных спортивных событиях стало еще больше.

КХЛ и крупнейший в Европе производитель программного обеспечения SAP объявили о подписании контракта. Немецкая компания будет партнером лиги как минимум четыре с половиной года.

Этот контракт без преувеличения начнет новую веху в истории лиги. SAP разработает для КХЛ три уникальных программных решения: систему по управлению и работе с болельщиками, центр спортивной статистики и автоматизированную систему разработки календаря. Этапы разработки будут распределены по годам. Так, к примеру, календарь составят через SAP только в сезоне 2020/21.

БИЗНЕС Online рассказывает о фишках, которые получат от немецкой компании клубы КХЛ.

Максимум информации о болельщиках

При помощи SAP КХЛ станет первой спортивной лигой во всем мире, которая создаст единую CRM-систему и базу профилей всех хоккейных болельщиков (одно управляет другим). В НХЛ такого нет – там клубы работают отдельно от лиги, а это недешевое удовольствие. Год подписки на продукт стоит около 100 млн рублей. Такую цену SAP назвал несколько лет назад представителям питерского СКА, которые хотели заключить сотрудничество на индивидуальной основе. Нечто подобное использует другой питерский клуб – «Зенит». Футболисты за полтора года увеличили клиентскую базу с 130 тыс человек до 1,5 млн.

КХЛ же будет давать платформу клубам в пользование бесплатно. В будущем система расскажет, сколько в среднем тратят зрители на хоккейных матчах, какие у них предпочтения, какие команды и мероприятия их интересуют больше всего. Таким образом лига будет понимать, какой средний портрет у зрителя, куда лиге и клубам стоит вложиться, а где – сэкономить.

Участие в этом проекте сугубо добровольное – по законодательству РФ к этому нельзя принуждать команды.

Чтобы попасть в базу SAP, пользователю достаточно будет хотя бы раз столкнуться с контентом КХЛ или клубов лиги в интернете – например, перейти на сайт. Везде будут расставлены метки. Также у КХЛ есть возможность сопоставлять профили пользователей в соцсетях. Если человек пришел на сайт лиги, будучи активированный в какой-либо соцсети, некоторая информация из аккаунта попадет в базу профилей. Сразу оговоримся, что ничего незаконного в этом нет. Система полностью отвечает законам России и сервера SAP находятся на территории страны. К примеру, крупный дата-центр есть в Ижевске.

Автоматически попадут в базу данных подписчики страниц лиги и клубов в соцсетях. Также в ней окажутся все, кто купил в интернете билеты и атрибутику. Дополнительно будет создан интерфейс загрузки данных, чтобы клубы могли хранить и передавать информацию о клиентах, которые взаимодействовали с клубом оффлайн. Допустим, человек купил свитер в магазине у арены, а не в интернете, и оставил продавцам свой номер телефона или адрес почты. Клуб может загрузить эту информацию в базу данных.

Сама КХЛ практически не зарабатывает на болельщиках. Поэтому клубам не стоит волноваться, что КХЛ будет знать все об их зрителях. Лига совместно с SAP создает эту CRM-систему, так как она важна ей для аналитики. КХЛ закладывает мощный, технологически навороченный фундамент для своих будущих проектов.

Как с базой могут работать клубы

Информацию обо всех болельщиках по всей стране будет видеть только КХЛ. Клубы могут узнать всю информацию только о своей фанатской базе: сколько человек в нее входят, сколько зрителей следят за играми по ТВ, сколько болельщиков проживают в разных городах страны. Условно можно узнать сколько женщин в возрасте от 18-ти до 35 лет и достатком выше среднего интересуются вашим клубом. 

Разберем плюсы новой системы на примере «Ак Барса».

Казанцы могут узнать, сколько человек болеют за клуб в Ульяновске. Причем не только их количество, но и почту, номера телефонов и аккаунты в соцсетях. В Ульяновске – городе с населением 600 тысяч человек – нет ни одного спортивного клуба в высших дивизионах, а до Казани всего три часа езды на автомобиле. Получив данные, «Ак Барс» может начать рассылку по электронной почте, смс-сообщениям, включить контекстную рекламу. Ульяновские болельщики будут знать все о предстоящем матче и могут поддержать клуб в «Татнефть-Арене». Аналогично «Ак Барс» может узнать все о своих болельщиках и в Казани.

Эта система отлично подходит для команд, чья фанбаза может проживать в соседних городах. К примеру, через SAP «Нефтехимик» окончательно узнает, насколько клуб популярен в Набережных Челнах (город находится в 40 км от Нижнекамска, в нем проживают в два раза больше человек) и есть ли ему смысл вкладывать деньги в продвижение своего бренда во всем Закамье. Или же руководство «Нефтехимика» вдруг узнает, что и в самом Нижнекамске клуб не столь популярен, как принято считать.

Платформа дает возможность подключать к ней другие базы данных. «Ак Барс» может добавить информацию заправочной сети «Татнефть», а ЦСКА в состоянии применять базу «Роснефти».

Еще раз отметим, что каждый клуб получит доступ только к базе своих болельщиков. «Нефтехимик» не сможет узнать, сколько жителей Нижнекамска болеют за «Ак Барс». Казанцы не сделают рассылку о матче против «Спартака» болельщикам московского клуба, проживающим в Казани. Но в идеальной схеме клубы могут создавать совместные проекты, либо подобные вещи может делать сама лига.

В этом направлении сотрудничества SAP понадобится «пилотный» сезон. В чемпионате-2019/20, по нашим данным, платформу будут тестировать как минимум в ЦСКА, «Спартаке» и одном региональном клубе. Это нужно, чтобы решить несколько вопросов. Один из них: с какого момента считать человека болельщиком того или иного клуба? Например, зритель купил бейсболку «Спартака», но точно ли он болельщик московской команды? Может, он приобрел ее для родственника или друга. Может, он вовсе не интересуются хоккеем и ему просто понравилась сама кепка.

Или зритель посмотрел трансляцию матча СКА – ЦСКА. Да, он попал в базу профилей, вот только как понять, за какой клуб он болеет? За СКА или ЦСКА? К тому же систему необходимо отладить и прописать уникальные для КХЛ программы.

Календарь лиги будет автоматизирован

Помимо CRM-технологии, немецкая компания предоставила КХЛ еще два продукта: сервис спортивной статистики и программное обеспечение для создания календаря.

КХЛ будет использовать продвинутую статистику, разработанную на базе данных HANA, на сайте, в соцсетях, во время телетрансляций. Статистика станет более вариативной, данные будут выгружаться практически моментально. Возможно, в будущем у КХЛ появятся новые IT-спонсоры, которые будут использовать разработку SAP как часть более крупного проекта.

Такую же услугу SAP предоставляет НХЛ, так что можно сказать, что в этом компоненте КХЛ догонит североамериканскую лигу. Ожидается, что КХЛ полностью перейдет на эту систему в сезон-2021/22. Календарь на сезон-2020/21 будет составлять компьютер, но теперь уже на мощностях SAP.

При создании расписания игр в программу будут загружать всевозможные ограничения, статистические и географические параметры: посещаемость матчей, телерейтинги и их зависимость от времени и даты матчей, логистику перелетов, занятость арен, сезонность и так далее. На их основе машина будет прописывать наилучшие варианты.

Создать идеальный календарь невозможно – слишком много противоречивых и взаимоисключающих параметров. Однако итоговое расписание должно быть максимально оптимальным для всех команд лиги. Человеческий фактор будет минимизирован – программа выдаст множество разных вариантов и из них выберут один, который максимально устроит все стороны.

Для сравнения в американских лигах, где расписание также создается компьютерами, программы выдают более тысячи различных вариантов и составители вручную перебирают их все.

Чем известна SAP

Коротко расскажем о самой компании. Фирма была основана в 1972 году. Сейчас это крупнейшая IT-компания Европы с операционным оборотом в 20 млрд евро. Чистая прибыль SAP в 2018 году была 4,09 млрд евро. Всего же на компанию работают около 100 тысяч человек, что делает ее одним из крупнейших работодателей Европы.

В Россию SAP пришла в 1992 году, когда открылся офис в Санкт-Петербурге. За 27 лет появились представительства в Москве, Екатеринбурге и Ижевске, также есть офисы в Минске и столице Казахстана. По данным компании, в нашей стране в SAP работают около 1300 человек.

Спортивному болельщику SAP может быть известна как один из спонсоров петербургского «Зенита», а также партнер немецкого клуба «Хоффенхайм». Основатель компании, миллиардер Дитмар Хопп, в юности выступал за эту команду, а уже потом выкупил ее. За время правления SAP «Хоффенхайм» выходил в Лигу чемпионов, сейчас клуб называют самым технологически продвинутым в Германии.

Также SAP плотно работает и с хоккеем. В немецкой хоккейной лиге выступает клуб «Адлер Мангейм» – третий по посещаемости клуб Европы. SAP – главный спонсор команды, компания предоставляет ей все свои новые разработки. Также немцы давно сотрудничают с НХЛ, к примеру, они совместно с Apple разработали специальное приложение для тренеров.

Программное обеспечение от SAP применяется почти во всех крупнейших компаниях России. Подписав контракт с КХЛ, немцы не только получили огромную рекламную площадку, но и возможность для неофициального контакта с нефтегазовыми компаниями и банковским сектором. 

Все зависит от руководителей клубов

Подписание контракта с SAP – это новый этап эволюции лиги. Это подтверждение стратегии по увеличению финансовой стабильности и привлекательности клубов. Теперь у команд на руках есть инструмент, который позволит больше зарабатывать и привлекать больше аудитории. Главное суметь правильно им воспользоваться.

Единственные затраты, которые понесут клубы от этой системы, – им придется ввести в штат должности программистов. К тому же, чтобы полностью капитализировать потенциал проекта, нужно приглашать сильных маркетологов. Так что теперь у клубов на руках будет вся возможность почувствовать себя на месте энхээловской франшизы и все будет зависеть только от их желания.

Даже в такой инновационной системе человеческий фактор – ключевой. Неумелые, ленивые, мыслящие старыми стандартами работники клубов могут запросто не понять все преимущества, которые им даст КХЛ.

Фактически лига вступает в XXII век. Когда зритель слышит о технологиях в спортивных лигах Северной Америки и Европы, ему кажется, что это про жизнь на Марсе, очень далеко от наших реалий. Но в КХЛ начинают «колонизировать соседние планеты», причем передовыми даже для американских лиг способами.

Автор: Виктор Майоров / БИЗНЕС Online

Читайте также:

– Индекс расходов фаната в КХЛ: Москва и Питер дороже остальной России в два раза

– КХЛ обязана поощрять игроков за медийную активность. И штрафовать, когда ее нет

– Apple разработала для НХЛ суперприложение. Заценил даже Тим Кук

Фото: globallookpress.com/Sebastian Kahnert/dpa, Uwe Anspach/dpa; facebook.com/sapcis; БИЗНЕС Online/Сергей Елагин; РИА Новости/Павел Лисицын