«Автомобилист» рвал Восток в регулярке, а сейчас в шаге от вылета. Что произошло?
Он слишком осторожен.
Пару месяцев назад Николай Цулыгин был человеком, над которым больше всего насмехались в лиге, а Андрей Мартемьянов считался претендентом на звание лучшего тренера сезона (особенно, если б его вручали, как в НХЛ, а не как у нас – тренеру-чемпиону). Теперь Цулыгин в одном матче от того, чтобы отправить Мартьемьянова в отпуск вместе с командой, которая выиграла регулярку на Востоке.
Как так вышло?
Основные факторы, которые позволили «Авто» стать первой командой конференции, – большинство, лучшие атаки с ходу и лучший вратарь в лиге (как минимум по методике GSAA), плюс тактика, которую коллега Петухов точно назвал «минимал-техно на своей половине, пауэр-панк на чужой». Мартемьянов никогда не запрещал нападающим лишний креатив, но в обороне команда играла довольно просто: чаще всего использовала классическую схему 1-3-1 при возвращении в свою зону, а прессинг был все же ситуативным, а не берсерк-машиной, как у «Авангарда» Хартли.
Вернемся к самой серии. В первой игре Цулыгин затянул «Автомобилист» в удобную для «Салавата» игру. Хотя его команда стала действовать намного более осмысленно в атаке, в обороне уфимцы выбрали очень пассивную модель – особенно после того, как вышли вперед. Ультраоткат позволял гасить быстрые прорывы уже на входе в зону и срываться на обычные пробросы. Хотя Метсола совершил пару нереальных сэйвов, в целом «Авто» больше ничего и не создал.
«Автомобилист» сделал правильные выводы из первого матча – в принципе, вторую игру можно считать лучшей в сезоне вообще. Высочайший отбор, прессинг сразу тремя игроками (зачастую среди них оказывался даже защитник), агрессивность, которая не привела к грубости. «Салават» был абсолютно потерян, не успевал отрабатывать и постоянно пропускал быстрые атаки с ходу. Это был действительно сработавший план, и гости не придумали ничего, кроме пары минут успешных позиционных атак.
Логично было бы предположить, что в гостях «Автомобилист» выберет тот же самый план, что принес успех, но он снова стала играть так, как было удобно «Салавату» – более осторожно в отборе. Зато «Салават», в свою очередь, включил активный отбор и впервые за все матчи в сезоне внес хаос в зону Коваржа. И ведь нельзя сказать, что Уфа вынудила играть соперника как-то иначе: хоккеисты «Авто» изначально выходили на лед с желанием сыграть поосторожнее. Логично для гостевой игры, но слишком удобно для «Салавата».
В среду «Автомобилист» вообще может жаловаться на дикое невезение: три первых броска уфимцев привели к трем голам. Отличился даже Эдуард Гиматов – игрок, который не забивал в лиге шесть лет; причем забросил шайбу своей бывшей команде (и это больше напомнило Football Manager, где бывшей команде может забить даже защитник в сумасшедшем проходе). С одной стороны – такое бывает дико редко. С другой стороны – «Салават» такую штуку уже проделал с «Магниткой» в третьем матче, так что это явно неслучайно.
Сегодня при счете 1:3 проявилась еще одна слабость «Авто» – у команды почти нет позиционной атаки. Это можно было связать с тем, что Мартемьянов почти не получил в составе сильных пакмуверов для синей линии и строил команду из имевшихся ресурсов. В результате «Салават» спокойно отдал шайбу и был совсем не против того, что гости почти половину периода простояли в их зоне – обострения не выходило, кроме синяков на животе Метсолы. Счет по попыткам бросков фантастический − 86-28. Опасными были в лучшем случае 15% из них.
Другая страшная беда «Авто» – недисциплинированность и ненужные удаления. По факту, две победы «Салавата» были добыты из-за удалений за шестого полевого игрока (в первом матче оно оставило «Автомобилист» втроем,а в третьей игре стало решающим в овертайме). Матч в понедельник вообще стал фонтаном идиотских удалений, к которым гостей не принуждал никто – виноваты были только они сами.
Перестало работать и большинство: «Авто» забил лишь раз, причем не реализовал абсолютно идентичную ситуацию с 5×3 в первом матче, а в Уфе вообще был нулевым. Рецепт пока кажется простым – фирменные поперечные переводы от штанги до штанги надежно перекрыли более плотной игрой на пятаке. В общем, отказ всех систем произошел в самый ненужный момент – еще и Найджел Доус подхватил вирус, а Артем Гареев в первом звене абсолютно не вписался в его комбинации и розыгрыши.
На пресс-конференции Мартемьянов не согласился с тем, что команда проигрывает в характере, дисциплине и мастерстве – и вряд ли такое стоит признавать публично. Но со стороны пока кажется именно так. «Салават» вовсе не предложил трудноразрешимых задач – даже у Метсолы есть очевидные слабые стороны. Беда «Авто» еще и в том, что при всем прогрессе тренерской команды клуб еще слишком осторожно начинает многие игры против топ-клубов, и в регулярке это не привело ни к чему хорошему (даже несмотря на то, что «СЮ» вообще не забросил в двух матчах регулярки).
Только такой хоккей, как во второй игре, поможет победить такую специфическую команду, как «Салават» (и, как показывает пример Хартли, выбить даже чемпионов). Ресурсы для этого есть, как и силы. Примеры Гиматова, который забил в своей второй игре Кубка Гагарина, показывает, что кубковый опыт здесь тоже особенно не нужен. Главное – не бояться и быть спокойным – то, что звучит просто, но совершенно не получилось за два уфимских матча.
Кубок Гагарина
2-й раунд
Четвертые матчи
Счет в серии: 3-1
Фото: vk.com/hcsalavat; РИА Новости/Павел Лисицын (3)
Можно сколько угодно говорить про надежность Уфы в обороне или слабые стороны Авто, но когда у тебя стена на воротах, играть в разы легче. Соперники плюс-минус равные: в чем-то сильнее одни, в чем-то другие, и на первый план выходят голкиперы.
Уверенность и надежность Метсолы увидел ещё в серии с ММГ. В таком успехе Салавата в плей-офф процентов на 50-60 – заслуга вратаря. Когда забитые шайбы даются тебя с таким трудом, а ты в ответ не можешь противопоставить железобетонную оборону или своего Метсолу в воротах (а лучше всё вместе), вся игра рушится. Особенно у таких команд, как Авто и ММГ, заточенных больше под атаку и привыкших выигрывать матчи от заброшенных шайб.
Причем картина похожая. Металлург был фаворитом в серии > атака не пошла > статьи о переоценке Металлурга > козырное большинство перестало работать > Кошечкин не столь надежен > вылет. Автомобилист? Да всё то же самое. Лучшая атака Востока за 4 игры забила 5 шайб. Что залетало раньше – не залетает. Кто забивал раньше – не забивает. Большинство тоже не работает. Коварж неплох, но по надежности уступает Метсоле. Вылет.
А с Уфой в финале конференции ещё Авангард помучается. Насколько сильна атака Омска по сравнению с ММГ и Авто, сможет ли Авангард забивать больше 1-2 шайбы за игру? Вот в чём вопрос.
СКА с неограниченным финансовым и в меньшей степени административным ресурсом 7 лет к Кубку шёл перекупая все сливки.ЦСКА с Роснефтью тоже 7 сезон головой об стену долбиться также с неограниченными финансами и игроками сборной.
С какого это менее ресурсный Авто со сбитыми лётчиками и ноунеймами за исключением 4-5 топов должен сразу претендовать на КГ???)
Я об этом сначала сезона писал.
Авто ещё не накопил стаж и не набил шышек на КГ.
Банально рано хотя в финал конфы можно было выходить уже сейчас
А Авто слегка переоценили по ходу сезона, слишком они бодро стартовали - по результату, не по игре.
Действительно. Метсола спас от голов, а так-то Авто больше ничего не создал :))
А можно ещё взглянуть на это на фоне последнего матча:
"В среду «Автомобилист» вообще может жаловаться на дикое невезение: три первых броска уфимцев привели к трем голам."
Перефразирую: в среду Автомобилисту не повезло: три первых броска уфимцев привели к трем голам, а так-то в целом больше СЮ ничего и не создал :))
Т.е. Коварж имеет статистику ОБ менее 70% за два периода (у Метсолы почти 95%). Счёт по броскам 39-14 в пользу гостей. Но по словам автора вратари тут не при чем, просто Авто в атаке не создал ничего опасного, а Салавату просто повезло) Но вратари конечно не при чем)