13 мин.

16 секунд, изменившие «Ак Барс». Легендарному броску Никулина – 10 лет

История самой важной шайбы «Ак Барса» в первом сезоне КХЛ.

От редакции Sports.ru: это «#АЙДА» – официальный блог хоккейного клуба «Ак Барс» на «Трибуне». Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы крутых постов о жизни и истории казанской команды стало больше.

16 марта 2009 года, «Татнефть Арена». На гостевой скамейке великий Яромир Ягр обнимает партнеров. Чех расплывается в улыбке усталости – его «Авангард» ведет в одну шайбу за 16 секунд до конца решающего матча серии плей-офф. Комментаторы «ТНВ» в отчаянии, они через эфир просят телезрителей встать у своих экранов, когда сами уже давно на ногах. Болельщики на трибунах молятся и верят в чудо.

На льду шесть полевых игроков в зеленой форме: Илья НикулинАндрей ПервышинАлексей МорозовДанис ЗариповНико Капанен и Тони Мортенссон, против них – пятерка «Авангарда». Вбрасывание – передача – вторая – бросок. Крыша арены улетает в неизвестном направлении от голосов тысяч болельщиков.

Только что состоялся главный камбэк в истории «Ак Барса», Никулин забросил шайбу за 16 секунд до конца периода, матча и сезона.

Чудо «Авангарда», палец Норрены

К краю пропасти второго раунда плей-офф казанская команда подходила довольно уверенно и беззаботно. В своем первом сезоне КХЛ «Ак Барс» выступал в дивизионе Чернышева и без особых трудностей его выиграл: в 56 матчах команда Зинэтулы Билялетдинова одержала 40 побед. Напалмом жгла тройка Данис Зарипов – Тони Мортенссон – Алексей Морозов, связка 25-95 сменила центрфорварда в ноябре из-за ухода Сергея Зиновьева в «Динамо», но даже со шведом звено набрало в общем 183 (78+105) очков.

В плей-офф казанцы вышли со второго места в общей таблице (тогда не было разделений по конференциям) и спокойно обыграли «Барыс» в трех матчах первого раунда. А вот потом начались сложности. На Востоке в тот год произошла сенсация, и ультрамощный «Салават Юлаев» уже с Александром Радуловым, но еще без Вячеслава Быкова в четырех матчах проиграл серию «Авангарду», еле-еле запрыгнувшему в плей-офф. Омичи вели борьбу за продолжение сезона до последнего матча регулярки, причем завершать ее приходилось именно игрой с «Ак Барсом». Казань, которой уже ничего не было нужно, легко победила 3:1, но «Авангарду» повезло – «Северсталь» оступалась чаще.

Состав «Авангарда» тоже упакован звездами – Яромир Ягр еще в стареньком шлеме, который потом запретят, Александр Свитов на подъеме, но еще без кубков, Дмитрий Рябыкин капитанит, Антон Белов подает надежды. Только возглавляет команду молодой и малоопытный Игорь Никитин. Канадцу Уэйну Флемингу не простили невыразительные результаты команды с главной звездой лиги в составе, и за несколько туров до конца регулярки «Авангард» уже второй раз в сезоне перешел под управление ассистента.

Казанскому болельщику не стоило бы волноваться и во втором раунде, но перед началом серии получает травму основной вратарь «Ак Барса» Фредрик Норрена. «На утренней раскатке мы отрабатывали выход один на один», – вспоминал финн. «Дмитрий Обухов начал меня обыгрывать, показал движение в сторону, увел шайбу мне за спину, а я попытался остановить бросок. Сам виноват – развернул руку с клюшкой внутренней стороной к шайбе, а там у пальцев совсем нет защиты. Безымянный палец оказался между древком клюшки и шайбой, его практически расплющило». У Норрены впереди игра на уколах, специально перешитый «блин», воспаление, операция, угроза ампутации, а «Ак Барс» начинает второй раунд с 21-летним Станиславом Галимовым.

На этом фоне омичи хлопнули Казань в первом матче, да еще и в гостях – «Ак Барс» не забросил ничего. Во второй игре «Авангарду» нереально везет: хозяева весь матч ведут, но за 4 секунды до конца Дмитрий Власенков затаскивает встречу в овертайм. Победу для местных болельщиков в серии буллитов добывают Морозов и Галимов – капитан реализует последний бросок, а вратарь берет попытку Якуба Клепиша. 

Комментатор Александр Норден под это дело выдает один из главных перфомансов в истории хоккейных трансляций «ТНВ». Самый мощный – впереди.

Третий матч в Омске проходит в день рождения Билялетдинова – конечно же, команда уступает. В том числе из-за гола-фантома Ягра, о котором спорили бы до сих пор, не затми его результат второй домашней игры «Авангарда». 11:1 – самая крупная победа в истории розыгрышей Кубка Гагарина, этот рекорд «Ак Барса» до сих пор не побит. На глазах своих болельщиков омичи пропускают пачками, залетает все. Основной вратарь команды Александр Фомичев заменен уже на седьмой минуте. «Когда я приехал на скамейку, ко мне сразу подошел Никитин со словами «Ничего страшного, готовься к следующему матчу» – рассказывает сайту «Ак Барса» бывший голкипер, который сейчас работает экспертом КХЛ ТВ.

Серия возвращалась в Казань, чтобы там закончиться – тогда первые раунды плей-офф проходили до трех побед. И обе команды чувствовали себя хорошо, несмотря на аномальную результативность. «Авангард» был злым и сконцентрированным, «Ак Барс» – уверенным в себе и спокойным.

Невезение «Ак Барса», травма Попова

Было опасение, что 11 заброшенных шайб сильнее ударят по казанцам: а вдруг команда растеряет тонус / вдруг забили все свои голы / вдруг успокоились. Но «Ак Барс» неожиданно повел на десятой минуте матча. Страшно сказать – за первый период игроки «Авангарда» удалились семь раз, и это те самые парни, которые в предыдущем матче получили пять голов в меньшинстве. Постоянное давление и игровое преимущество «Ак Барса» стало голом Александра Степанова с точки Морозова.

Но потом что-то сломалось, как и боялись болельщики, шайба перестала идти в ворота. Масштаб неудач можно оценить по словам Билялетдинова на пресс-конференции – даже после такой развязки главный тренер скажет, что его команде сильно не везло всю игру.

Из ниоткуда, если так можно назвать касание Ягра, приходит первый гол. В середине игры сверхнадежный «Ак Барс» упускает в меньшинстве Рябыкина на дальней штанге – Никулин стоит слишком близко к воротам, Норрену буквально разрывают. Следующие 30 минут «Татнефть Арена» с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым на трибунах наблюдает тщетные попытки «Ак Барса» войти в зону и создать голевой момент.

В третьем периоде «Авангард» уже не думает об атаке, отправляя вперед максимум двоих человек. Один из таких – первый центр команды Александр Попов. В безобидном столкновении с Никулиным в углу площадки лидер омичей получает повреждение и на лед больше не выходит, и это скажется на последней минуте.

«Ак Барс» же не может реализовать большинство, которого очень много для плей-офф; уставший от постоянной обороны «Авангард» только отбивается. Зрители с тревогой и надеждой замирают, когда бархатный голос Людмилы Шастиной заявляет о последних двух минутах третьего периода, но даже в этот момент остановок для тайм-аутов просто нет. За 36 секунд до конца периода случается проброс – шанс для скамейки хозяев. Билялетдинов собирает у бортика помощников – Валерия Белова и Александра Карповцева – лично рисует схему, выпускает шестого полевого. В эфир доносятся слова «Сразу шайбу к воротам». Омск выигрывает точку – проброс, еще атака – Фомичев останавливает игру. На табло те самые 16 секунд.

Установка Билялетдинова, «пузырь» Капанена

Тайм-аут «Авангарда». Никитин после игры сначала признает свою ошибку, но потом найдет ей логическое объяснение – его звено только что отыграло тяжелейшую смену с двумя пробросами без шанса смениться, пауза жизненно необходима для отдыха. На главное вбрасывание сезона выходит Антон Курьянов, который до этого матча был третьим центром команды – Александр Свитов дисквалифицирован, Александр Попов травмирован.

В это же время на скамейке «Ак Барса» идет последнее обсуждение – схему снова рисует лично Билялетдинов. Камеры выхватывают крупный план тренера в момент его персонального обращения к Никулину: «Понятно?!». «Я просто расставил их и сказал: «Бросайте» – говорит Билялетдинов спустя 10 лет. Это был один из редких случаев, когда главный тренер лично рисовал расстановку во время тайм-аута, примерно с тех пор в его командах задачи на последние минуты распределяют ассистенты. Объяснение простое: «Сейчас я стал больше доверять помощникам».

Запасным «Ак Барса» к тому моменту было тяжелее всех – они не могли ничего сделать и смотрели хоккей наравне с болельщиками. Хотя и то получалось не у всех, например, у центрального нападающего Алексея Бадюкова и на это не было сил.

«Я сидел на скамейке, опустив голову, и даже не смотрел на лед, потому что понимал, что 16 секунд – это очень мало. Я не понимал, как может команда пройти дальше, если она проиграла 1:11 у себя дома. Я в это не верил. Почему мы 11:1 выиграли и не пойдем дальше? Появились мысли о конце сезона – я вспоминал весь чемпионат, оценивал, что получилось, что не получилось, понимал, что мы неудачно завершаем сезон».

По-другому те 30 секунд пережил Нико Капанен – это его клюшка отправила шайбу Первышину. «Во время тайм-аута я ничего не видел и не слышал. Я был в своем «пузыре», мысль была одна – я должен выиграть это вбрасывание», – финн два года назад завершил карьеру и нечасто появляется в публичном пространстве, но об этом моменте говорит с нами охотно.

Сирена. Еще не итоговая, она лишь зовет команды вернуться в круг вбрасывания. Ягр на скамейке, он поднимает всех на ноги, обнимает партнеров, чех будто даже улыбается. Стоит и вся арена.

Бросок

Игра возобновилась – Курьянов решается на невероятное, он хочет выиграть вбрасывание вперед, сразу выбросить шайбу из зоны. Центрфорвард «Авангарда» потом признавался, что принял неправильное решение и брал вину на себя. Капанен же считает это вбрасывание одним из лучших в своей карьере: «Конечно, он ошибся, но я точно помню, что тоже коснулся шайбы».

Пас идет ровно на Андрея Первышина, который одним движением переводит шайбу направо, Никулин замахивается только до плеча и бросает в касание, едва не попадая в Алексея Морозова. Всеобщую радость лучше увидеть, чем о ней прочитать.

Илья Никулин нарасхват в микст-зоне после матча, счастливый защитник с радостью комментирует момент: «Хотите − верьте, хотите – нет, но все было разыграно так, как нам нарисовали тренеры во время тайм-аута. Очень хорошо было сыграно на вбрасывании, Первышин вывел меня на хорошую позицию, мне оставалось лишь нанести хороший бросок мимо щитков соперника и в створ ворот».

«Конечно, сейчас я бы выкатился под этот бросок дальше», – признает Фомичев. «Я видел момент щелчка, просто не успел среагировать – шайба пошла резко в сторону и влетела в ворота от штанги. Обычно забивает не тот, кто сильно бросает, а кто делает это резко, кто сможет перейти из положения «непонятно, что будет делать» в положение «бросок» – Никулин как раз из таких. Все сыграли неправильно на этом вбрасывании, включая вратаря».

«Мы использовали такую комбинацию несколько раз по ходу сезона и знали, что делали», – вспоминает Капанен. «Не очень помню, почему Никулин и Морозов имели столько свободного пространства на последних минутах, но для нас это было идеально».

После такого камбэка сомнений в победе «Ак Барса» не было даже у омичей. «Проезжая мимо скамейки «Авангарда» после гола, я увидел лицо Яромира Ягра. По нему я понял, что они проиграют этот матч и серию», – продолжает тот же 39-й номер.

«Такое случается раз в несколько десятков лет. Для нас это был какой-то неимоверный всплеск, который, наверное, даже определил всю дальнейшую судьбу Кубка Гагарина», – Бадюков как никто другой ощутил разницу в настроении. Эффект подтверждает и Фомичев: «Этот момент «убил» нас психологически, мы пришли в раздевалку, не зная, что делать. Уверенности в победе больше не было, команда была в шоке».

Гол Петрова, атмосфера Казани

Именно Бадюков стал автором голевой передачи в овертайме, его наброс от синей линии подправил Олег Петров.  «Для меня этот матч складывался тяжело – в первой смене игры меня хорошо встретили в средней зоне, серьезно повредилась ключица. Я вообще не мог бросать по воротам, весь матч так отыграл, а тут овертайм», – бывший центр «Ак Барса» тоже работает на КХЛ ТВ и тоже легко вспоминает события этой игры. «Мы начали хорошую карусель в атаке, которую часто отрабатывали на тренировках – хорошо подключался Гриша Панин, шайба держалась. А потом Олег Петров не просто подставил клюшку под мой наброс, он именно бросил».

После игры Казань жила ощущением не просто выхода в следующий раунд, город радовался так, будто это была победа в Кубке Гагарина. Фомичев передает слова Александра Степанова, с которым он общался сразу после игры – автор первой шайбы в матче был поражен. Звучало это примерно так: «Нифига себе у нас атмосфера после матча».

Абсолютно все участники тех событий уверены, что «Ак Барс» зарядился в той серии, именно в этом матче команда почувствовала дух и нашла свою лучшую игру. Капанен признается: «Играя в «Ак Барсе» в те годы, я всегда был уверен в победе команды до последнего, даже если мы уступали в счете. Но та серия с Омском была невероятной и незабываемой». «Самое главное в спорте – верить в свои силы и в то, что ты делаешь. И мы поверили в то, что, может быть, где-то непросто отпустить нас хоккейному богу», – продолжает Бадюков. «Нам нужно было добить момент, сделать последний маленький шажочек, и мы справились».

Уже после были полуфинал Кубка с московским «Динамо» и финал с «Локомотивом», победная шайба Морозова на переполненной «Татнефть Арене» и победа Казани в самом первом розыгрыше Кубка Гагарина в день космонавтики. Но гол Никулина и камбэк команды в пятом матче серии против «Авангарда» навсегда вошли в историю «Ак Барса». Даже через 10 лет то свершение греет казанских болельщиков на последних минутах матчей и дает надежду на гол и за 36, и за 16 секунд до конца третьего периода.

Источник: официальный сайт «Ак Барса»

Фото: пресс-служба «Ак Барса» / photo.khl.ru