Когда мозги вербуют враги
Внимание! В этом материале не будет хоккейной аналитики, не будет интервью с молодыми звёздами. Даже журналистики не будет совсем. Здесь - небольшая повесть, в которой все персонажи выдуманы, а совпадения если вдруг и получатся, то совершенно случайно. И небольшой пролог к ней. Надеюсь, РосКомНадзор не заблокирует сайт.
«Совещание на высшем уровне. Волнение, воздух разряжен, напряжение на лицах и креслах. Тишина. Все ждут его. Он вбегает в кабинет, слегка покраснев от тяжёлой дороги и пробежки по коридорам главного здания страны. Вновь прибывший быстрым шагом устремляется мимо хорошо знакомых серьёзных лиц к своему месту, стараясь ни на кого не смотреть.
- Владислав Александрович, обычно на мероприятия подобного плана задерживаюсь я. Но вы меня переплюнули, - с хитрой улыбкой разрядил обстановку Человек, сидящий во главе стола. Все посмеялись. Владислав Александрович ещё больше покраснел.
- Я, собственно, недавно узнал…, - начал было оправдываться Владислав Александрович, но, поймав озабоченный взгляд человека напротив, осёкся, - можно я начну?
- Конечно, ради этого мы все собрались.
И Владислав Александрович начал. Надо отметить, что ораторское мастерство опоздавшего с годами всё же становилось лучше. Было заметно, что многие фразы он заучивал по дороге, но иногда он позволял себе уходить от текста. Особенно, когда можно было вставить про былое. «Вот, Вы ведь помните, не уезжали раньше… Никто не верил в нас, а мы побеждали… Это ведь гордость была! Вся страна гордилась великой красной машиной!... В лихие девяностые нас раздербанили, но советская школа ещё работала…»
Чем дольше продолжал Владислав Александрович, тем крупнее становились капли пота на его бордовом лице и тем увереннее становился его голос. В конце он даже позволил себе ослабить галстук и немного пожестикулировать.
- И, если Вы спросите моё скромное мнение, – раскрылся Владислав Александрович в завершении, - я считаю, что таким открытым рынком мы губим наших детей. Наше будущее.
Оратор выдохнул. Впервые позволил себе посмотреть на Человека во главе стола, заодно окинув взглядом всех присутствующих. Лица остальных выражали сосредоточенность и глухоту, лишь Человек, казалось, очень внимательно слушал речь Владислава Александровича. «Ах, какая это была замечательная речь», подумал он.
- Понимаю, Владислав Александрович. Вы сядьте, в ногах правды нет. Вы знаете, вообще мало в чём есть правда, я Вам скажу, – Владислав Александрович напрягся, – тут ведь какая штука. Откровенно говоря, я не очень успеваю следить за Вашим ведомством. У меня страна, экономика, Сирия, Украина. Венесуэла теперь ещё. Пенсии, наконец. На местах мало работы. Денег нет в казне, людей много, а виноват для всех я. Вот условный Вы не дорабатываете, граждане справедливые вопросы задают, ответов от Вас не получают, причин не знают, что и как, им никто не объясняет, а виноват кто для них? Мне очень нравится хоккей, Вы знаете это, я стараюсь и сам иногда поиграть. Но постоянно чтобы следить, быть в курсе всех событий, результатов матчей, возможности у меня нет. Однако смотрел я финал Олимпиады. Все мы знаем, какие там события были, не очень хорошие, в преддверии. И ребята не все смогли поехать. Понимаю всё. Но игра мне не понравилась. И честно Вам скажу, есть сомнения в дальнейшей поддержке и целесообразности предложенной вами всеми программы.
- Владимир Владимирович, ситуация острая. Если не сказать – критическая, – слово взял сидящий напротив Владислава Александровича, - мы все понимаем, чего уж там таить, чуть не обделались на Олимпиаде. От того, собственно, и провели отдельные расследования произошедшего. Разбирались, искали причины. Много было версий, комиссии разные, дело серьёзное. Я, когда итоговый отчёт увидел, сам онемел от злости. У нас 21 век на дворе, а мы хотим границу закрыть. Но когда стали разбираться, поняли. Прав Владислав Александрович, нет выхода другого. Потеряем.
- А ведь это гордость страны! Патриотизм! – Владислав Александрович перевёл дух. - Там в отчёте есть рейтинги опросов, и счастлив был народ победе. Производительность выросла, рождаемость повысилась, смертность упала за отчётный период. Поэтому сейчас не принять меры нельзя. Преступление. Аркадий Романович сказал всё правильно, только золото у нас никто это не отнимет. Мы ведь сейчас на Олимпе, получается. Удержать высокую планку сложно. Надо много усилий приложить, где-то на крайние меры пойти. Вот как у вас с пенсиями. Мало кто понимает, что это на благо ведь всё… – Аркадий Романович резко побелел, остальные гости нервно зашевелились на креслах. - Помните, когда я только пришёл, как тяжело стране дались Ванкувер и Сочи? Волнения были, протестные настроения. Многие не принимают это всерьёз, а я разительно считаю, что влияние хоккея на наш великий народ недооценивают.
- А где у нас Вячеслав Александрович? – внезапно спросил Владимир Владимирович. - Хотелось бы и его мнение послушать. И подписей его я в вашем отчёте не нашёл.
- Приболел, – ляпнул Аркадий Романович. – Но даже он, знаете, скептик, человек, который сам по первому свистку уехал, и тот уже озвучивал про запрет. Аж до 28 лет предлагает. Там (показал на пачку бумаги в красивой красной обложке с вензелями, которая лежала рядом с Владимиром Владимировичем) есть…
- Да, попадалось…. Знаете, я с Александром разговаривал незадолго до вашего приезда. Его мнение от вашего отличается. А я с ним давно в хороших отношениях, хоть и не приветствую этот популизм в свой адрес. Геннадий Николаевич, прокомментируете?
- Александр Михайлович, безусловно, игрок великий. Талант, – сухим голосом вступил Геннадий Николаевич, - его мнение очень важно для нас. Но нужно учитывать, что он в цейтноте. Боюсь, что посвятить столько времени нашей проблеме, чтобы разобраться в причинах, понять, что на самом деле происходит, у него просто нет возможности. Да и далеко он. Я глубоко его уважаю, но исключать прямой заинтересованности, сами понимаете, нельзя.
- Ну это Вы загнули. Александр Михайлович – Патриот.
- Да-да, безусловно, Вы меня, вероятно, не так поняли.
- Я понял Вас! – на полтона повысил голос Владимир Владимирович. Внезапная пауза зависла тяжеленым молотом над головами переговорщиков.
- Мы теряем нацию! – изо всех сил зажмурившись почти взвизгнул Владислав Александрович. Он ждал выстрел, но его не произошло. Через несколько секунд, приоткрыв правый глаз по шире, он разглядел скорбные лица Геннадия Николаевича, Аркадия Романовича и Бориса Романовича. Владимир Владимирович ждал пояснений.
- Позвольте, я поясню, – раздался знакомый голос из другого угла зала, - наших молодых ребят вербуют.
«Что? Что ты несёшь, Роман Борисович?», пронеслось в голове у Владислава Александровича.
- Вот досье. Молодых ребят заставляют где-то уговорами, где-то деньгами, а где-то и силой получать гражданство других стран. Здесь мы за этим строго следим, но наши силы за границей не безграничны. Судите сами. В НХЛ уже играют граждане Финляндии Барков и Комаров, гражданин Швейцарии Мальгин, гражданин Чехии Яшкин, гражданин Болгарии Георгиев и многие другие.
- Многие? – хмуро переспросил Владимир Владимирович.
- Это наша вина. Мы, признаться, не хотели это выставлять… Мы готовы понести справедливое наказание…
- Как это происходит?
- В молодом возрасте игроки уезжают на Запад. Там их обрабатывают. Ситуация с Комаровым вообще вопиющая. Он ведь от нас уже в зрелом возрасте, чемпионом КХЛ уехал. Мы и подумать не могли…
Владислав Александрович бледнел на глазах, но держался.
- Есть подозрения и опасения, - твёрдым голосом продолжал Роман Борисович, - что доберутся и до других. Александра Михайловича, конечно, не имею ввиду, в нём нет сомнений, но есть фигуры поменьше, начнут с них. А юношей вербуют каждого. Уже сейчас в юниорских лигах играют такие бывшие наши сограждане, как Максим Голод, Алексей Гальченюк…
Голос Романа Борисовича растворялся в ушном звоне Владислава Александровича. Он закрыл глаза и представил шум моря, а фамилии всё произносились и произносились…
- Да, Ген, на грани были, - с ухмылкой произнёс Аркадий Романович.
- Я уж думал всё, - смеясь, подхватил Геннадий Николаевич, - но Саныч-то каков! «Теряем нацию!» надо ж так! А Ромка?! С Комаровым, ты, конечно, по лезвию ходил, но молодец!
- Я же тебе говорил, что пригодится ещё. Ром, готовь пресс-релиз по Его поручению, поработай с медиа, это твоя тема. Мы пока нашего брата подготовим. И Паше напиши, что отмщён….»
Не знаю, как у вас, друзья, а у меня вчерашние и сегодняшние высказывания наших хоккейных и нехоккейных чиновников привели в ярость. Кажется, что хуже уже нельзя, но только кажется. И теперь мы продвигаем в массы идею о запрете молодым ребятам уезжать в зарубежные лиги. Да-да, именно об этом речь. Все эти фразы про «надо создавать условия» и «будем работать над конкурентоспособностью» - пшик. Речь именно о полном, тотальном запрете.
Стоило только вчера транслировать Роману Ротенбергу «поручение президента», как уже сегодня повылезали эксперты-аналитики. Повысовывали черепашки из панциря свои головёнки, папа разрешил погреться. Например, на сайте (о боже) телеканала «Звезда» депутат государственной Думы Михаил Дегтярев (не просто депутат, а председатель комитета по физкультуре и спорту) заявил, что наши дети едут в 17 лет за зелёными миллионами. Цитирую: «17-18-летние ребята уезжают туда именно потому, что их первый год очень обильно закармливают деньгами». Занавес. Всё равно купят.
Сначала я, как и вы, просто посмеялся. Ну очередной специалист говорит то, о чём ни сном, ни духом, что в этом такого? В госдуме же в воздухе витают неизвестные или малоизученные наукой частицы астрономической (есть версия, что колумбийской) пыли, которые, попадая в организм через зевоту, вызывают в нём приступы отчаянного бреда. Но это только начало. И чем дальше, тем более абсурдными и патриотичными будут выражения.
Небольшое отступление. Когда я вёл своего ребёнка в секцию хоккея, я был уверен, что подавляющее большинство родителей понимают, что это за вид спорта, примерно представляют, как здесь всё устроено, и знают, что им и их чадам предстоит. Никогда в жизни я так не заблуждался. И это в хоккейном городе. Как раз основная часть не то, что не представляют – правил-то хоккейных не знают, игроков не различают, а опознать Овечкина и Радулова по фото не смогут никогда. Обычные хорошие люди, которые устанавливают на пин-код от зарплатной карты дату рождения любимого человека, а на пароль от компьютера – дату рождения детей, выезжают раз в год на море и работают, не покладая рук. И я понял, что это нормально. Не нужно быть фанатом этого спорта, главное, чтобы им был ребёнок.
К чему я это? Да всё к тому. Эти родители не сидят на спортивных сайтах, не смотрят специальные приложения, не выискивают хоккейные новости. Единственные их источники связи с этим видом спорта – общедоступные массовые СМИ и, собственно, их дети. Из первого канала до них никогда не дойдёт информация о четвёртом хет-трике Тарасенко или успехах Самсонова в АХЛ. Максимум – мы гордимся нашими олимпийскими чемпионами и вот такая ерунда от условного Дегтярева. И если через год-два по основным телеканалам и массовым интернет-СМИ будет шатать пропаганда из серии «зло, ненависть, алчность и наркотики в хоккейном Западе», то простой родитель будет её мотать на ус. Глядишь, и убережёт своего ребёнка от записи в хоккей вообще.
Пару лет назад здесь же я писал о катастрофе отечественного хоккея. Но в то время, как оказалось, пахло не навозом, а ромашками. Я на полном серьёзе благодарен всей семье Ротенбергов за поддержку и развитие нашего спорта. То, что СМП делает в гонках, не делает вообще никто. Да и для хоккея, согласитесь, эта могущественная фамилия значит очень много. Отбросив скептицизм и враждебный настрой, стоит признать, что только в Питере действительно праздный болельщик пошёл на трибуны. Что там модель работы со зрителем выстроена практически идеально. И деньги с атрибутики и билетов собираются неплохие. Вот и направить бы эти свои реализованные идеи в нужное русло…. Устраивайте семинары, прописывайте регламенты, корректируйте, направляйте других. Вы же не только в одном клубе якобы, вы во всей лиге. Но нет. Слава спасителей хоккея не даёт покоя. Я не верю, что для Романа Борисовича это просто бизнес-модель. Мне хочется верить, что для него это жизнь, просто он - как Директор Управления из «Улитки на склоне», не знает, что именно, но каждый день чтоб было новое….
Может быть я старовер, конечно. Но так и хочется прокричать всем «дегтярёвым и их последователям»: вы, мат, уберите свои руки от хоккея! Вы, мат, сегодня пшикнете и уйдёте рассуждать о теориях космогидролиза, содержания эллиптических макроэлементов в чашке Петри и влиянии всего этого на плохую уборку снега с улиц. А мне и всей хоккейной отечественной семье с этим жить. Если хотите хоть чуть-чуть улучшить наше ледовое будущее, мат, сходите в ближайшую секцию и посмотрите, как у неё идут дела. Нравится ли детям, хватает ли экипировки, льда, тренеров. Вложите свои откаты и оффшоры в эту секцию. Уберите блат во всех хоккейных возрастах, разберитесь с кумовством и космической коррупцией в детской шайбе. И да, мат, бегут за границу ТОЛЬКО по двум причинам: за мечтой и за игровым временем. ВСЁ. Вот вам и план по совершенствованию конкурентоспособности. Хотя вы, мат, об этом и так знаете, неправда ли?
Мало ли вдруг, кто несведущ – юниорам в канадских хоккейных лигах денег не платят вообще. Их «зарплату» получают приёмные семьи, которые проходят специализированный и очень строгий отбор, и принимают на своей территории наших детей. Кормят, поят. Болеют за них, любят их. В Скандинавии у юниоров до 19-20 лет вообще нет контрактов. Та же история почти во всей Европе. Топам в МХЛ же платят достаточно лихие деньги….
Я не призываю ни в коем случае всех юниоров срочно искать в документах свой загранпаспорт. Просто у каждого должен быть выбор. И было бы очень круто, если бы юный хоккеист понимал, что цель номер один для каждого - играть в КХЛ! В захлёб рассказывал бы своим ничего не понимающим родителям, что, когда вырастет, обязательно будет играть за «Трактор». Ведь они опять, мам, стали чемпионами Хоккейного Кубка, выиграв его в семиматчевом противостоянии у «Рейнджерс». Да, мам, ещё Панарин в решающем матче сделал дубль, а в овертайме победу челябинцам принёс Остон Мэттьюз….
ФОТО:открытые источники в сети интернет