Овечкин не забивает, «Вашингтон» валится. Что творится с чемпионом?
Возможно, нужны срочные обмены.
Типичная для спорта ситуация: команда, которая долго шла к титулу и взяла его, в новом сезоне заводится далеко не сразу, если заводится вообще. К подобным случаям давно лепят клише «чемпионское похмелье» – мол, так радовались, что на утро и не в состоянии играть.
В хоккее, правда, это работает не так: Кубок Стэнли, особенно в современной невероятно равной по силам НХЛ – это огромное физическое и психологическое испытание. Лишние двадцать с хвостом матчей, сыгранные весной, отнимают чудовищное количество сил.
«Вашингтон» начал чемпионат с разгрома «Бостона» 7:0, но в целом провел начало осени, шатаясь во все стороны. В ноябре-декабре команда раскатилась, вышла на первое место в дивизионе, но с наступлением 2019-го снова начала крутое пике. Семь поражений подряд, восемь – если считать матчи с Овечкиным в составе. В недавней игре с тем же «Бостоном», который считается клиентом «столичных», «Вашингтона» не было на льду минут 50: нападающие растворились в плотной обороне «мишек» и создали какие-то моменты лишь в последние минуты.
Еще после пятого поражения Александр Овечкин говорил: «Думаю, все проблемы – в головах. Мы совершаем ошибки, из-за которых проигрываем. Сейчас у нас тяжелые времена. Нужно их просто пережить и просто победить. Все дело в психологии».
Тогда игроки провели собрание – наверное, оно выглядело так:
– Парни, мы тут что-то много проигрываем. Давайте больше не проигрывать?
– Ну давайте.
Собрание не помогло – «Вашингтон» проиграл еще трижды и одержал единственную победу без Овечкина в составе, когда Евгений Кузнецов забросил победную шайбу на последней минуте матча с «Калгари».
Проблемы явно не только в головах. В чем же дело?
Тренер-чемпион ушел в другой клуб
Когда Барри Троц через неделю после победы в Кубке Стэнли объявил об уходе из «Кэпиталс», шокированы были примерно все. Для этого не было никаких предпосылок, да и новая история лиги не знала подобных случаев – тренер-чемпион мог уйти разве что на давно ожидаемую пенсию, как Скотти Боумэн в 2002-м.
Генменеджер «Кэпиталс» Брайан Маклеллан тогда объяснил, что Троц хотел пятилетний контракт – в «Вашингтоне» не рвались оставлять тренера на такой срок. Зато желающие нашлись в «Айлендерс», где решили строить новую правильную культуру с новыми людьми.
Если кто забыл, до назначения в «Вашингтон» Троц полтора десятка лет строил очень крепкую оборонительную команду в Теннесси, которая, правда, постоянно билась об потолок второго раунда (очень знакомо и для той команды, которую должен был вытаскивать Барри). Его идеальный «Нэшвилл» – это вторая оборона в лиге и лучший бомбардир команды, который набирает 50 очков.
В Нью-Йорке его ждала команда примерно того же уровня, с которым он работал в нулевых. Приход Троца показал, насколько НХЛ зависит от тренеров: состав «островитян» нисколько не поменялся, но те же парни, которые при Даге Уэйте играли в ужасающий дыр-дыр, пропуская больше всех, стали лучшей обороной лиги и обошли «Кэпс» в столичном дивизионе.
В «Вашингтоне» же произошли большие перемены: вместе с Троцем ушел тренер по меньшинству Лэйн Ламберт. Главным стал Тодд Рирден – ассистент в «Кэпиталс», которому треть команд НХЛ хотела предложить пост у себя, но повыше. В прессе писала, что именно Рирден был основным драйвером свежих идей «Вашингтона» в чемпионском сезоне, но такое часто говорят про бывших помощников. назначенных на новую должность; да и это мог оказаться специальный слив инфы от руководства клуба, которое обычно контролирует многих местных инсайдеров.
Соответственно, тренерскому штабу потребовались новые лица: меньшинством теперь заведует Скотт Арниел, который не занимался этим до назначения в «Кэпиталс», а защитниками руководит Рид Кэшмэн, дебютировавший в качестве тренера НХЛ в этом году – ему лишь 35.
Пока новые тренеры не могут разобраться с доставшейся им командой, ее метрики падают. В прошлом году и так были невыдающиеся цифры (15-я оборона, 16-е меньшинство в НХЛ), а сейчас эти показатели только падают – 21-я оборона и 23-е меньшинство в лиге. «Вашингтон» хватает слишком много удалений (09:27 штрафных минут в среднем за матч – 26-й результат в сезоне), и в игре команды намного меньше порядка, чем было. Но виноват в этом не только тренерский штаб.
Летом «Вашингтон» не усилился. Но он и не мог
Летом «столичных» вновь прижало с платежкой, но команда смогла высвободить деньги благодаря хитрому обмену Брукса Орпика, которого выкупал уже «Колорадо». «Кэпс» продлили контракты с Джоном Карлсоном и Томом Уилсоном, и даже еще что-то оставалось, но Джея Бигла они переподписать уже не смогли.
Чекер, который выиграл трофей и с «Вашингтоном», и с его фармом, получил жирный чек в «Ванкувере» – там могли позволить переплатить лишний миллион ветерану с идеальной рабочей этикой, который должен бы был стать наставником для многочисленных проспектов клуба.
Бигл в «Вашингтоне» был одним из лучших в своем амплуа – ведущий оборонительный центр отлично играл на точке и забирал много времени в меньшинстве – больше него там не играл никто.
Менеджмент «Вашингтона» заметался на рынке в поисках дешевой замены и остановился на Нике Дауде, который прошел школу Дэррила Саттера, но вряд ли был полноценным игроком для НХЛ. В итоге «Кэпс» так и не нашли достойной замены Биглу – процент вбрасываний рухнул до худшего в лиге (46,2%), а Дауд так и не стал ведущим игроком меньшинства.
Первая пара заметно сдала. Как и вся оборона
Мэтт Нисканен и Дмитрий Орлов играют вместе давно, но такого отвратительного сезона у них еще не было. Понятно, что в суперупакованном «Вашингтоне» двухлетней давности они не могли быть плохи, но даже сейчас у большинства их партнеров остается положительный показатель полезности. У американца и русского же на двоих – «-22», которые они делят поровну.
Яркий символ того, что происходит с Орловым в этом году – карнавальный матч с «Чикаго» (5:8), где он сначала забросил в свои ворота, а потом в чужие. Русский защитник выглядит абсолютно потерянным – как и его партнер по паре. В матче с «Нэшвиллом» Орлов уселся на «-4», потому что скоростные нападающие хозяев растерзали оборону «Вашингтона» молниеносными прорывами.
Рухнул у двух защитников и основной показатель продвинутой статистики – Корси. У обоих игроков он всегда был выше 50% - когда они находились на льду, «Вашингтон» бросал по воротам чаще соперника. Сейчас же у Нисканена – 44,7%, у Орлова – 46%. Хуже них только игроки из безнадежной «Оттавы», молодых «Рейнджерс» и домоседов из «Ванкувера».
Но проблемы не только у этой пары. Самое главное – Брэйден Холтби последние два сезона не прогрессирует. Его процент отраженных бросков сильно упал еще в прошлом году, но мало кто вспомнил об этом после успешного плей-офф. Да, средний процент сэйвов по всей НХЛ сильно упал в этом году, но 90,5% Холтби – это не показатель элитного вратаря. Здесь можно проследить связь с уходом тренера: Митч Корн, еще один член штаба Троца, в прошлом сезоне отошел непосредственно от тренировок основы, а летом тоже отправился в «Айлендерс», где теперь вратарь Робин Ленер демонстрирует лучший хоккей своей жизни.
Бывший вратарь «Филадельфии» и эксперт NBC Брайан Буше тоже считает, что Холтби играет не так сильно, как раньше, но видит в этом и вину защитников. «Они уже не играют так плотно, как при Троце. Защитникам надо лучше держать позицию и не давать создавать опасные моменты в непосредственной близости. Как вратарь я знаю – если ты пропустил пять шайб, даже если это не твоя вина, это сильно бьет по психологии».
Аналитики отмечают, что «Вашингтон» сильно сдал в прессинге. «Вегас», который проехался по Западу чудовищной комбинацией габаритов и скорости, «столичные» смяли в финале невероятно агрессивным форчеком, требующим от игроков отличной физической подготовки. Отрезок после возвращения Тома Уилсона и до Нового года команда тоже брала в основном за счет классной игры в отборе, но с наступлением 2019-го, физика команды сдулась.
«Мы стали слабее физически, но я не уверен, только ли это телесная усталость или больше психологическая», – заявил Ти Джей Оши. «Все парни в раздевалке отрабатывают на льду на 100%, так что это не вина усталости». Джон Карлсон лишь отмечает, что пробиваться сквозь давление соперников стало тяжелее – они стали еще сильнее и скоростнее.
Многие думали, что перерыв на Матч звезд поможет перезарядить батарейки, но матч с «Бостоном» вышел еще более пустым, чем до паузы.
Что делать?
При такой ситуации в «Питтсбурге» Джим Рутерфорд уже обменял бы пятерку на другую пятерку и ехал дальше. Ресурсы «Вашингтона» более ограничены, да и Брайан Маклеллан не настолько любит менять все на все. Но явный кандидат на выселение в клубе есть – Андре Бураковски.
Молодой швед, который несколько лет назад выигрывал конкуренцию у Евгения Кузнецова за более сладкое место в составе, проводит слабенький сезон, набрав к середине феврали лишь 15 очков. У Бураковски кончается контракт, он станет ограниченно свободным агентом – весьма выгодный вариант для обмена. В числе тех ребят, которые могут интересовать «Вашингтон», называют Йессе Пулюярви, Андреаса Атанасиу, Бретта Ричи и (внезапно) Валерия Ничушкина, который проводит совсем чудовищный год. В случае, если Брайан Маклеллан сможет разгрести платежку, то «Вашингтон» будет засматриваться даже на Брэндона Саада.
В любом случае, в дивизионе Метрополитен расслабляться «Вашингтону» нельзя ни на секунду – тут и любимые друзья из «Питтсбурга», и зубастый «Коламбус», а снизу уже стучатся «Каролина» и «Филадельфия», где как будто хотят повторить сказку имени Эндрю Хэммонда. Делать что-то надо срочно, времени на мысли уже нет.
Фото: Gettyimages.ru/Harry How, Patrick Smith (2, 4, 8), Mike Ehrmann, Jana Chytilova/Freestyle Photography, Christian Petersen; REUTERS/Geoff Burke/USA TODAY Sports
В НХЛ команды настолько близки по силе, что от лидерства в дивизионе до непопадания в тройку лучших команды отделяют мелочи. Поэтому за сезон многое может поменяться, и не один раз.
Согласен, что отечественная хоккейная журналистика слабее иностранной, но на фоне других текстов такие читаются с большим интересом.
Овечкин: 1+2 спустя три часа.