11 мин.

Россия – Канада на МЧМ. Как это было до интернета

Разгромы, побоища и скандалы.

Финал Баффало-2011 не только стал одним из фундаментов русской хоккейной мифологии, но и широкой спиной закрыл почти все дерби Россия – Канада на прошлых МЧМ. Некоторые помнят ужасный разгром в Гранд-Форксе 2005-го, но лишь по одной причине: в финале играли лучшая канадская молодежка в истории и сборная Овечкина и Малкина. Почти все остальное остается в тумане, из которого по нехоккейным причинам выбивается только великое побоище в Пьештянах. Вспомним, как создавалась легенда.

Первый турнир и большой разгром

Проводить молодежные чемпионаты предложила советская федерация хоккея, поэтому неудивительно, что первый в истории турнир проводился в Ленинграде. Правда, международная федерация сначала решила посмотреть, что выйдет из этой идеи, поэтому лениградский чемпионат назывался просто «международным турниром» и не имел официального статуса. Несмотря на это, на него собрали всех сильнейших, в том числе и канадцев, которые в тот момент не играли на взрослых ЧМ и Олимпиадах из-за конфликта с ИИХФ.

Правда, в Ленинград приехала не совсем сборная своего возраста – канадцы отправили в СССР клуб «Питерборо Питс»из юниорской лиги Онтарио. Такая же ситуация у канадской федерации долго была на взрослых ЧМ, куда много лет ездили клубы, бравшие Кубок Аллана– приз лучшей любительской команде Канады. «Питерборо», однако, не был на тот момент ни чемпионом OHL, ни обладателем Мемориального Кубка – в Ленинград команда приехала в качестве финалиста своей лиги. Из-за этого канадцы недосчитались многих звезд, а лидером сборной был Дуг Джарвис, будущий «железный человек» НХЛ, который провел без перерыва почти тысячу матчей в регулярных чемпионатах и выиграл четыре Кубка Стэнли. 

Тренер сборной Канады Роджер Нилсон

Матч СССР – Канада оставили на последний день, и он стал фактическим финалом турнира, который игрался по круговой системе. Правда, для победы канадцам надо было побеждать в шесть шайб, и интриги и так было не очень много. В матче ее не было совсем – СССР выиграл 9:0. Канадцев во многом подвело то, что весь турнир они сознательно отыграли в четыре защитника и к окончанию МЧМ еле волочили ноги. Из-за дикой разницы шайб канадцы улетели на третье место, отдав серебро очень скромным в то время финнам. 

«Футбол-Хоккей» разбирал игру той молодежки, что нам противостояла: «Передачи – сильные и точные, но самые простейшие, все – ближайшему партнеру. Броски – могучие и точно в цель, но начисто лишенные хитрости. Если хоккеист хочет бросить сам, то точно бросит – момента внезапности канадская атака лишена». Советские журналисты сравнивали канадцев с теми, которых видели на Суперсерии, и отмечали, что индивидуально юниоры хороши, но команде не хватает обученности. При этом советская пресса честно признала, что полноценная сборная Канады могла быть гораздо сильнее.

Как МЧМ стал достоянием Канады

До 1982 года канадская ассоциация хоккея не могла собрать полноценную сборную и каждый раз проигрывала СССР – правда, было одно исключение в 1978 году, когда при участии серого кардинала мирового хоккея Алана Иглсона Канада собрала полноценную сборную на домашний МЧМ – это была команда с самим Гретцки, которая играла в необычной синей форме и очень рассчитывала выиграть турнир.

В товарищеском матче канадцы разнесли СССР 7:3, что вызвало недовольство Анатолия Тарасова, который был консультантом в той сборной. Нападающий Вячеслав Рьянов вспоминал: «Тарасов устроил разбор полетов: «Ребята, вы выглядели трусовато». Фетисов встал: «Анатолий Владимирович, извините, мы провели плохой матч. Я обещаю, что больше такого не повторится»... Ну а Тарасов был для нас как Бог. На всех собраниях брал слово, и оно пробирало до мурашек: «Мальчишки, вы должны стать чемпионами…». Стали – СССР обыграл Канаду 3:2 и в четвертый раз подряд взял золото. 

К 1982-му канадцев достали годы провалов, и они приняли «Программу Развития». Официально были сформированы команды U20, U18, U17 со своим расписанием и летними тренировочными лагерями, а все три ведущие юниорские лиги Канады согласились с тем, что на МЧМ представлять страну должны все сильнейшие. Канадцы собрали шикарную сборную – каждый ее игрок проведет хоть один матч в НХЛ, команда была готова отомстить за долгие годы поражений на МЧМ, тем более играли дома – в Виннипеге. Советская сборная была неузнаваема на том турнире, впервые проиграла Чехословакии, а Канаде – вовсе 0:7. Удовлетворенный Дэйв Кинг после игры заявил: «Я не люблю часто использовать термин «доминировать», но сегодня мы  доминировали от начала до конца матча». Канадцы выиграли тот турнир – это была их первая крупная победа на международном уровне с 1961 года (на официальных турнирах).

«Футбол-Хоккей» подводил те же итоги, что теоретически можно будет написать и после турнира 2019-го: «Обидная неудача послужит поводом для внимательного анализа всей деятельности молодежной сборной, да и некоторых аспектов работы с юными хоккеистами вообще. Проще обвинить в неудаче того или иного игрока или тренера, но в одиночку мировые чемпионаты не проигрываются». 

Затем Канада и СССР недолго чередовали победы. А потом произошло большое мясо. 

Пьештяны

На фоне мегадраки никто об этом не помнит, но обе сборные тогда играли ниже своего уровня  - тех и других больно покусали чехословаки и финны. Так и получалось, что к моменту очной игры у СССР оставались шансы лишь на бронзу, а канадцам для золота надо было громить нашу сборную. Анатолий Тарасов напутствовал команду и в этот раз – перед матчем он сказал: «Можно проиграть чемпионат мира, но канадцев надо победить обязательно! Выбили тебе глаз — вставь его на место и беги за канадцем, не дай ему бросать по воротам».

Тео Флери вспоминает это так: «Валерий Зелепукин гонялся за мной весь матч, потому что я его постоянно подначивал. «Слышь, ты, Наташа! Эй, коммуняка конченный!». Он не говорил по-английски, но смысл все равно понимал. И вот когда началась драка, он сразу устремился ко мне. Мы схватились, завертелись, пару раз вмазали друг другу, а потом упали на лед, продолжая махаться. 

Судьи бегали от одной потасовки к другой, пытаясь всех разнять, но их попытки были тщетны. Проблема была в том, что главного арбитра, Реннинга, назначили на матч по политическим причинам. Он был норвежцем, в ИИХФ решили, что это будет залогом его беспристрастности. Судья – это тот же полицейский. А эти судьи были скорее не полицейскими, а охранниками в магазине. Они не просто ушли со льда, а убежали».

Вадим Мусатов видел драку Зелепукина с Флери с другой стороны: «Остальные игроки встали у бортика, смотрят на все это. Васильев побледнел страшно. Зелепукина-то он любил — свой, воскресенский. И вдруг он говорит Жене Давыдову: «Ну, что смотришь?! Твоего друга бьют, а ты...». Не могу утверждать, что Владимир Филиппович сознательно бросил нас в бой. Но вот как-то так получилось. Женька Давыдов, наверное, воспринял эти слова как призыв идти на помощь. Он заорал: «За наших! Ура!» – и перемахнул через борт. Мы за ним. И началось! Команда на команду».

Удивительно, но в СССР своих игроков мало кто стал защищать. Хоккеистов распекали Третьяк и Майоров,  обещали исключить из комсомола, «Футбол-Хоккей» выпустил заявление федерации с жесточайшими формулировками: «Слабо ведется, не борется, занимается исследованием мелких фактов, не поставлено, освободить от занимаемой должности». А вот в Канаде, например, эксцентричный владелец «Торонто» Харолд Баллард заказал комплект золотых медалей для канадской сборной – он посчитал всю драку провокацией КГБ. 

Новый мир

25 декабря 1991-го над Кремлем спустили алый стяг, а 26-го в Германии начинался молодежный чемпионат мира. ИИХФ предложила просто изменить название делегации, и сборная согласилась. Единственным видимым со стороны изменением было то, что с груди игроков пропали четыре гордые буквы. На выступлении сборной это не сказалось никак – в де-факто последнем противостоянии СССР и Канады победа осталась за нашими – 7:2, они и взяли золото. Канадцам не помогло даже то, что за них играл Эрик Линдрос, поставивший на уши всю лигу за полгода до этого (он отказался подписывать контракт с выбравшим его на драфте «Квебеком»). Уже через полтора месяца четыре чемпиона мира из сборной СНГ выиграли олимпийское золото. 

Прошел лишь год, и вся система полетела к черту. «Трудности появились с самого начала подготовки. Раньше сборы финансировались централизованно, теперь же средства приходится искать самостоятельно, рассчитывать на помощь спонсоров. Приходится осваивать азы коммерции, что отвлекает от нашей основной, тренерской, работы», – рассказывал Юрий Моисеев. Алексей Яшин приехал только к концу турнира – его не отпускал клуб, а некоторые лидеры получили травмы на тренировках. Первый турнир под триколором Россия провела отвратительно, выиграв лишь дважды и проиграв Канаде 1:9 – это самое крупное поражение в истории противостояния. Моисеев считал, что мог подтащить Хабибулин, но ему не хватило практики в ЦСКА. 

В девяностых в молодежном хоккее доминировала Канада, которая взяла пять чемпионств подряд с 1993-го по 1997-й – за эту пятилетку она четыре раза выиграла у России и лишь раз сыграла вничью. Серия «кленовых» с оглушительным грохотом прервалась в 1998-м – групповой этап они провели отвратительно, упали на четвертое место и вышли в плей-офф на Россию, которая явно ехала на турнир не за этим. Но деваться было уже некуда. 

Дмитрий Федоров в комментариях Sports.ru рассказал интересную историю: «Мы до этого не выигрывали у канадцев на пяти МЧМ. И тут игра в четвертьфинале. Канадцы специально не привезли с собой из Хельсинки комплект белой формы, потому что на предыдущих чемпионатах обыгрывали нас в красном. Но мы были хозяевами по регламенту, так как в группе заняли 1-е место, и категорически отказались играть в нефартовых белых свитерах. Пришлось канадцам посылать администратора в Хельсинки, а на 1-й период выходить в белой форме местного клуба ХПК». В той игре сборная повела, но, по словам Петра Воробьева, «ребята испугались, что ли, что могут наконец победить, упростили игру, стали просто выбрасывать шайбу из зоны, и инициативу упустили. В овертайме могло случиться всякое, но команда проявила характер, боролась до конца и добилась победы». 

Первый финал

Плей-офф на МЧМ ввели лишь в 1996-м, и Канада и Россия неизменно пересекались на ранних стадиях. В 1999-м турнир приехал в Виннипег – Россия не была там фаворитом. Многие сходились в том, что у соперников составы поинтереснее, а у России тренер сменился незадолго до старта чемпионата – Геннадий Цыгуров пришел вместо Петра Воробьева, причем даже после победы подчеркивал, что в ней больше заслуги предшественника. «Мне кажется, на нынешнем мировом первенстве игроков выше классом, чем Афиногенов и Ляшенко, нет ни в одной сборной», — заявлял тогда помощник главного тренера Валентин Гуреев.

В слабенькой группе единственным сильным соперником была Швеция – и наша сборная проиграла в первом же туре. Цыгуров рассказывал, что уже жалел, что возглавил сборную, но предложил необычный метод поднятия боевого духа – выпускать стенгазету. «В редколлегию вошли, кроме меня, Миша Доника, Максим Афиногенов и Денис Архипов. Мы прошлись по ребятам, собрали пожелания, четверостишия, прикрепили телеграммы, приходившие в нашу поддержку», – рассказывал Роман Ляшенко. 

Сборная в итоге переборола финнов и словаков и вышла в финал на хозяев – арена была заполнена уже за час до вбрасывания. Но если на предыдущих турнирах огромная аудитория мешала нашей сборной, то в этот раз все было нипочем. В отличии от последних лет, по воротам Луонго нанесли 40 бросков (у канадцев было лишь 18), и хотя встреча перешла в овертайм, доминировала именно наша сборная. Когда Артем Чубаров забросил победный гол, то, по его словам, даже не сразу понял, что произошло. Канадские трибуны опешили, а потом аплодировали стоя. 

Показательно, что российское телевидение не транслировало матч в прямом эфире, даже спутниковое, которое все равно было доступно очень немногим. Это исправили лишь через полтора месяца – 23 февраля РТР с помпой показала финал в записи, но урезанным. Для 1999-го это было вполне нормально.

Грустно, но не все лидеры той сборной раскрыли свой потенциал. Максим Афиногенов играл в ярчайшей команде нулевых, но не выиграл ничего, Роман Ляшенко погиб при странных обстоятельствах, а Максим Балмочных так и не раскрылся во взрослом хоккее: «Знаешь, почему ты не играешь в НХЛ? Не потому, что ты не можешь. Просто я не хочу, чтобы ты играл», – так, по свидетельству самого игрока, ему сказал Майк Бэбкок. По состоянию на 2015 год Балмочных работал в УВД. 

На МЧМ-2000 Россия вполне уверенно победила канадцев в полуфинале и вышла в финал, где проиграла непобедимым тогда на всех уровнях чехам. На этом двадцатый век закончился. В хоккейной истории России и Канады тоже началась новая глава. 

Фото: РИА Новости/Рудольф Кучеров; worldjunior2015.com; Gettyimages.ru/Robert Laberge /Allsport, Rick Stewart