«Питтсбург» давно не был так плох. В чем дело?
«Пингвины» не опускались на дно 12 лет.
В современную эпоху «Питтсбург» переживал два серьезных кризиса.
Первый – летом 2014-го. Чемпионский дуэт Дэн Байлсма – Рэй Шеро уволили после того, как «пингвины» во втором раунде слили серию с 3-1. Тогда назначение Джима Рутерфорда на пост генменеджера выглядело странным – с ним «Каролина» стала самой посредственной командой НХЛ. Его первые недели прошли так, как и ожидали скептики – «Питтсбург» даже не смог назначить тренера, которого хотел (не поверите, это был Уилли Дежарден, и Кросби с Малкиным он предпочел братьев Сединов). Тренером стал Майк Джонстон, который на момент назначения ни разу не был главным во взрослой команде.
Второй кризис разгорелся зимой 2015 года. «Пенс» телепались у зоны плей-офф, хотя летом выменяли Кессела – трэйд, который на тот момент выглядел как «отдам последние штаны». И Кессел, и Кросби вдрызг провалили старт сезона, команду на плаву еле держал Флери. Если б было можно измерить рейтинг доверия к генменеджерам, то у Рутерфорда он был бы на уровне Бориса Ельцина зимой 1996-го. И вот Джонстон уходит, на его место приходит забытый почти всеми Майк Салливан и сразу проигрывает четыре матча подряд. Это была нижняя точка падения – Салливан постепенно завел механизм, и после дедлайна мир ахнул, когда увидел яростный и бегущий «Питтсбург», который не остановился.
Сейчас прошло слишком мало времени, чтобы говорить о кризисе, но симптомы настораживают. Джим Рутерфорд, который неделю назад продлил контракт на три года, уже угрожал игрокам возможностью обмена. А недавно стрела прилетела и в Майка Салливана: «Мы вступали в чемпионат с очень хорошей командой. С составом, который должен претендовать на Кубок Стэнли».
Так что же с ним случилось?
Оборона
Суть переворота в игре «Питтсбурга», о котором мы говорили и раньше, отлично показывает один обмен. На дедлайне 2016-го «пингвины» выменяли из «Эдмонтона» Джастина Шульца. К тому моменту Шульц превратился из большой надежды NCAA в невнятное подобие полузащитника, малоэффективного на обеих сторонах площадки. Никто не понимал, зачем он «Питтсбургу», но Рутерфорд безмятежно заявил, что нужно много игроков, чтобы играть до июня – и попал в точку. «Пингвины» играли до намеченного срока, а Шульц стал одной из важнейших частей команды.
Шульц идеально вписался в концепцию Салливана – для перехода из своей зоны в атаку нужен защитник с отличным первым пасом. Так роль обороны поменялась – большинство Кубков XXI века выиграли команды, у которых была качественная защита, а нападение могло быть как сильным («Детройт», «Чикаго»), так и более вялым («Лос-Анджелес»). «Питтсбург»-2017, который Салливан выстраивал от начала до конца, показал лучшую атаку регулярки и лишь 17-ю оборону – но выиграл Кубок.
При таком стиле главное для защитника – поддерживать атаку и нормально распоряжаться шайбой, а не быть бруском для блокировки бросков. Сейчас в составе «Питтсбурга» Шульца нет – и проблемы в первую очередь у атаки, что неслучайно. Джастин набрал четыре очка в первых же четырех матчах, а потом получил тяжелую травму – восстанавливаться он будет еще несколько месяцев.
В этом году у «Пингвинс» огромные проблемы при переходе из обороны в атаку. Отмечается, что они стали медленнее – но быстроту команды и поддерживали точные длинные пасы. Сейчас часто можно видеть смены, когда команда по полминуты не может взять шайбу под контроль и гоняется за соперником, чтобы восстановить владение.
Действиями команды недоволен и Майк Салливан: «Я все считал, что важнейшим аспектом нашей игры является максимально быстрый выход из собственной зоны, еще лучше, когда мы при этом контролируем шайбу. Но иногда ты не должен играть с ней – должна быть возможность быстрой контратаки, когда шайба идет впереди тебя. Мы каждый день работаем со штабом и игроками, чтобы максимально упростить это. Но при этом мы не хотим, чтобы это был просто вброс шайбы – нельзя полностью терять над ней контроль».
Возможно, сказалось не самое удачное летнее подписание. Команда искала защитника, который бы чуть уравновесил слишком атакующий набор в обороне, и остановилась на Джеке Джонсоне. «Капитан Америка» – так Джека называли в начале десятилетки – уже не был игроком уровня олимпийской сборной, но все еще оставался одним из главных свободных агентов. Кросби, который долго дружит с JJ, очень обрадовался его переходу, но пока именно Джонсон – худший из защитников клуба: это видно и по «-10», и по самому качеству игры. Возможно, Джонсону надо привыкнуть к игре «Питтсбурга» – он слишком долго играл в командах с консервативным стилем.
Вратарь
Оба кубка «Питтсбург» выигрывал с вратарской идиллией в воротах: когда Флери тормозил, его подменял Мюррей, когда Мюррей тормозил – его подменял Флери. Возможно, Мэтт даже согласился бы на пару лет «мостика» ради возможности еще поиграть с суперзвездой, но подоспел драфт расширения, где выбор был простым. Как бы потом Флери ни тащил «Вегас» весь год, для будущего «Пингвинс» логичнее было сохранить вратаря, который на 10 лет младше.
Главная беда молодого кипера – травмы. В свое время его травмировал даже Малкин, когда по неосторожности заехал клюшкой в лицо. Были два перелома, но переломы меркнут перед двумя сотрясениями, которые он получил всего за полгода. Даже одно сотрясение может до неузнаваемости изменить карьеру игрока (в том числе вызвать проблемы с психическим здоровьем), поэтому все клубы лиги стали намного внимательнее следить за травмами головы.
Мюррей получил второе сотрясение на тренировке, сыграл уже через 10 дней и сделал сухарь с почти 40 сэйвами. То ли кто-то из сторон форсировал восстановление, то ли Салливан стал слишком уверен в своем вратаре, но в итоге по игре и статистике Мэтт резко сдал. У него меньше 88% отраженных бросков и 4 пропущенных шайбы в среднем за игру. Даже сейчас, когда процент сэйвов вратарей упал, – это слишком плохо. Мюррей не выручает в наиболее тяжелых ситуациях – у него всего 71% отраженных бросков высокой опасности, по этому показателю его опередил даже Мартин Джонс, который пока тоже проваливает год.
За спиной у Мюррея Кейси ДеСмит и Тристан Джерри – причем первый выдает 92,7% сэйвов, но складывается ощущение, что Салливан еще не до конца доверяет ему. Возможно, летом клубу стоило подписать опытного вратаря на скамейку по дешевке, но год назад подобный переход уже был: Антти Ниеми был близок в «Питтсбурге» к тому, чтобы окончательно похоронить карьеру за несколько сыгранных матчей – удовольствия это не принесло никому.
Майк Салливан уверяет, что клуб верит в своего голкипера: «Он отличный вратарь, проверенный в кубковых битвах. Он наверняка будет тем, кто сможет вытаскивать для нас игры. Я очень надеюсь, что тренер Майк Бакли поможет вернуть ему форму. Периодически каждый вратарь проходит через это».
Но пока явно будет лучше, чтобы в воротах играл ДеСмит – вот и в субботу он помог победить «Коламбус». В ближайшее время Кейси и будет основным – Мюррей опять в списке травмированных.
Низшие звенья
Кросби, Малкин и Кессел отрабатывают как всегда. Пашет энергичный Патрик Хорнквист, не сбавляет Джейк Генцел. Зато в третьей и четвертой тройках разброд и шатания. Когда начинаются проблемы в построении системы, уровень плохих игроков скрывать невозможно. Это прекрасно видно на примере Райли Шейэна: нападающий, который весной 2017-го в «Детройте» был близок к сезону без забитых голов, в прошлом чемпионате раскрылся в «Питтсбурге», но сейчас вернулся на, видимо, свой реальный уровень – 2 очка в 19 матчах.
Рутерфорд уже обменял Карла Хагелина на Таннера Пирсона (у обоих были проблемы), и вряд ли на этом трейды закончены. Явные кандидаты на обмен: Брайан Раст, который не был особо эффективен даже в одном звене с Кросби, Дерик Брассар, которого брали третьим центром, но он оказался не очень заинтересован. Почти все инсайдеры хором говорят, что уйдет Даниэль Спронг – талантливому юниору пока просто негде играть в «Пингвинс», а в роли игрока низших звеньев он разочаровывает.
Рутерфорд в «Питтсбурге» уже показывал, что умеет быть классным трейдером. Все его крупные обмены пока выбивали 10 из 10: про Кессела и Шульца мы говорили, Хернквист своей энергией и зарядом принес команде больше, чем снайпер Нил, Хагелин дал необходимую скорость, Бонино оказался недостающим третьим центром. Пока не вписался только Брассар, но Рутерфорд наверняка еще найдет, чем нас удивить.
Хоронить «Питтсбург» сейчас точно рано – даже в их нынешнем положении запас прочности слишком велик, тем более именно они задали тактические тренды современной НХЛ.
Фото: globallookpress.com/Adam Lacy/Icon Sportswire, Jeanine Leech/Icon Sportswire, Gerry Angus/Icon Sportswire, Minas Panagiotakis; Gettyimages.ru/Gregory Shamus, Matt Kincaid; REUTERS/Charles LeClaire-USA TODAY Sports
да, Шульц умеет неплохо двигать шайбу и обладает хорошим броском, но в обороне у него дефициты в позиционной игре, слаб в силовой борьбе, а также у него отсутствуют лидерские качества. по игровому времени он уступал и Летангу и Дюмолену, порой Мяяття, а также ушедшим Хейнси и Коулу.
по поводу слабости вратарей и "боттом 6" согласен.
по поводу ухода МАФа. кто ж тогда знал, что Мюррей провалится в затяжную яму. он был "на ходу", помог взять два Кубка. с плохой обороной и у МАФа был прежде затяжной спад. в то время его тоже почти все списали. но если у тебя в обороне проходной двор, никто не хочет ложится под шайбу, идут постоянные провалы на чужой синей линии и лидеры не отрабатывают назад, то вратарь - не робот и может не выдержать. а уж если вратарь не выдержал, то всё остальное не имеет значения, ибо дырявый вратарь похоронит любую, даже суперскую команду.
Раст очень расстраивает, как и Шири - подписал контакт и сливает сезон. Шейэн тоже не пашет. Хорошо что заиграл Симон, но резервы проспектов иссякли, все первые раунды ушли на обмены.
В мечтах на месте Рутерфорд, я бы пошел вабанк и отдал Брассара, Раста и Спронга на Бобровского. Больше Бобровский сейчас не стоит (так как контракт не переподпишет).