«Чикаго» возглавил 33-летний тренер. Он играл в одной команде с Кросби и Гецлафом
Но ему может помешать бывший тренер СКА.
Весной 2017-го Джереми Коллитон вытащил «Мору», команду из одноименного городка с населением в 10 тысяч, в шведскую элитную лигу. Тогда ему было лишь 32 – за пределами Швеции его знали только самые сумасшедшие хоккейные гики и те, кто помнил его игроком. За полтора года тренер из шведской деревушки транзитом через АХЛ взлетел в клуб «Оригинальной шестерки», где сразу четыре хоккеиста старше Коллитона, но теперь будут выполнять его установки. Как случился этот невероятный успех?
Коллитон был выбран на драфте НХЛ-2003, в конце второго раунда, и успел съездить на два молодежных чемпионата мира. МЧМ-2004 он отыграл полностью, но тогда Канада уступила в финале американцам из-за знаменитой ошибки Флери, а через год Джереми вошел в состав легендарной молодежки-2005 – с Кросби, Гецлафом и Бержероном. Второй турнир не сложился: уже в товарищеской игре центрфорвард получил травму, в матче открытия сыграл через боль, но лишь усугубил повреждение и пропустил оставшийся МЧМ. Хотя золотую медаль у него никто не отнимет.
Травмы разрушили карьеру потенциально сильного игрока: за пять лет Коллитон сыграл всего 57 матчей в НХЛ, большую часть игрового времени проводя на больничном и в фарме. После попытки перезапустить карьеру в Швеции хоккеист вернулся в «Айлендерс» в 2010-м, неплохо отыграл первый сезон после возвращения, но в следующем тренировочном лагере получил сразу два сотрясения и фактически закончил карьеру. Кстати, Коллитон и его штаб очень внимательно следят за малейшими травмами головы – он не хочет повторения своей истории.
«Мора» из второй шведской лиги была последней попыткой перезапустить карьеру в 2013-м, но Коллитона хватило лишь на три игры – сотрясения все же доконали его. Форвард оставался в хороших отношениях с тренером, который часто просил Коллитона помогать на занятиях и во время матчей. Неудивительно, что, когда у «Моры» сменился директор, 29-летнему игроку предложили стать главным тренером. Это было рискованное решение, но и отступать было некуда – на момент его назначения шведская команда проиграла 11 из 13 игр.
Путь Коллитона не был легким: в 2016-м «Мора» пробилась в финал переходного турнира, выиграла первый матч у «Лександа» 4:0 – и проиграла ответную игру 0:6. Но для команды, которая в том году хотела просто попасть в первую восьмерку, это было успехом. Через год «Мора» все-таки пробилась в Элитсерию, что вызвало сумасшествие в городке. «Местные жители хотели установить памятник Коллитону» – рассказывает Эмиль Беймо, который играл под руководством канадского тренера три года. Джереми лично знал многих фанатов, которые заполняли пятитысячную арену (напомним, население города – 10 тысяч человек).
Талантливого новичка хотели видеть у себя многие клубы Элитсерии, но он уехал в фарм «Чикаго», где все тоже нужно было строить с нуля. Перед приходом Коллитона «Рокфорд» показал худший результат в истории, пул молодых игроков «Чикаго» был вычищен многочисленными обменами проспектов и пиков. Новому тренеру достался состав, где не было ни одного таланта из первого раунда, несколько незадрафтованных игроков из студенческой лиги, средние проспекты, которые в НХЛ могли бы бороться за третье-четвертое звено, и пара списанных энхаэловцев. Коллитон вывел эту солянку в финал Западной конференции в первый же сезон.
Новый тренер стал сразу же внедрять прогрессивные тренды, которые определяют НХЛ последних лет:
• скоростную игру. «Мы хотим быстро кататься. Мы хотим идти в прессинг. Мы хотим моментально возвращать контроль над потерянной шайбой. Да, это трудно отрабатывать, зато потом очень весело побеждать», – так заявлял Коллитон в прошлом году и довольно отмечал, что команда смогла перенять эту систему
«Мы должны были останавливать соперников максимально высоко, – описывал стиль «Рокфорда» защитник Виктор Сведберг. – Мы должны были успеть помешать им до того, как они войдут в нашу зону, до того, как они успеют сделать хоть что-то».
• продвинутую аналитику. Джоэл Кенневилл чаще полагался на непосредственное видение игры, а Коллитон больше следит за цифрами – хотя и не считает, что все зависит только от них: «Продвинутая статистика помогает обращать внимание на то, что незаметно на первый взгляд. Нельзя смотреть только на какой-то отдельный вид статистики, ты должен проанализировать их в контексте, а потом обсудить с членами штаба».
• общение с игроками. Хотя Кенневилл считался довольно либеральным по отношению к хоккеистам, он не всегда объяснял им мотивы своих решений. Коллитон стремится объяснить все даже тем, кого он оставлял в запасе (а в прошлом сезоне он не боялся усадить и лидеров команды, если они играли плохо). «Он любит говорить с игроками во время матча, но не будет кричать в случае какой-то ошибки. Все игроки обожают его», – рассказывал еще один защитник Эрик Густафссон.
Молодость Коллитона тоже не была минусом. «Он легко мог быть нашим одноклубником, и это классно. Он не из тех олдскульных тренеров, которые себе на уме, а реально помогает молодым игрокам» – отзывался Томаш Юрчо.
Если вспомнить тренды НХЛ последних лет (назначение генменеджерами сверхмолодых Джона Чайки и Кайла Дубаса), то 33-летний главный тренер не должен удивлять. Он прошел школу в Швеции, которая сейчас стала фактически главным центром подготовки молодых кадров – это касается и игроков, и тренеров. Тренд на ботаников, которые прямо на скамейке следят за игрой в планшете, дошел и до «Чикаго».
Но по Коллитону могут ударить интриги в руководстве. Не секрет, что Кенневилл ушел из-за разногласий со Стэном Боумэном, а в штабе Коллитона первым ассистентом станет Барри Смит, который очень долго работал со Скотти Боумэном и все еще сохраняет с ним прекрасные отношения. Скотти даже в свои годы занимает символическую должность в «Чикаго», но имеет совсем несимволическое влияние на сына и политику клуба в целом. Кенневиллу уже пытались навязать Смита несколько лет назад, и он был резко против. Как бывший тренер чемпионского «Детройта» и нечемпионского СКА сработается с Коллитоном – большой вопрос.
Говорят, у нового тренера «Чикаго» точно есть два года. Возможно, он сможет дать толчок клубу, который мечется между перестройкой и желанием повторить славное прошлое. Но даже если у Коллитона не получится, то его наверняка захотят увидеть в другом месте.
Фото: Gettyimages.ru/Jonathan Daniel, Bruce Bennett; REUTERS/Kamil Krzaczynski-USA TODAY Sports
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Никогда не было? мать, быстро же ты забыла все фишки Кенни) чего-чего, а три кубка на этом и выиграли.
Было здорово наблюдать за Рокфордом в прошлом сезоне. В команде почти не было игровиков, и заклатчерить могли сразу несколько человек чисто на энергии, напоре и желании. В двух первых раундах умудрились свипануть Чикаго Вулвз и Манитобу, а потом чуть не отыгрались у Техаса с 0-3 в серии) Коллитон очень хорошо подключал защей в атаку - то, чего у нас никогда не было. Нашим, возможно, будет сложно перестроиться, но уже в первых матчах дефы в чужой зоне играют активнее, чем когда-либо)
Удачи Коллитону) Будем надеяться, что Стэн не будет чинить ему препятствий и желательно провернёт пару точечных трейдов
Один из самых крутых моментов: Одуя и Розивал начали атаку из-за своих ворот и первыми были у чужих. На 0:38
https://www.youtube.com/watch?v=hQYa9fgeQ3Q
Если уж эти так делали, то что про остальных говорить?
Вот Кит оправляет 1 на 1... Ледди на 2:35
https://www.youtube.com/watch?v=gyQMDCOI7is
Ну и просто по результативности защитная линия Чикаго при Кенневиле была одна из лучших, если не лучшей в лиге. Не один игрок, а именно в целом.