17 мин.

Юха Метсола: «Забавно, что СКА И ЦСКА могут подписать кого только захотят»

«“САЛАВАТ” ВСЕГДА ИГРАЛ В АТАКУЮЩИЙ ХОККЕЙ, В “АМУРЕ” НУЖНО ИГРАТЬ ОЧЕНЬ ПЛОТНО В ЗАЩИТЕ»

– Юха, ты в «Салавате» играешь с мая этого года. Скажи, что стало решающим фактором при выборе Уфы для продолжения карьеры? Наверняка у тебя было еще несколько предложений?

– Это был однозначный выбор, очень нравится наша команда. У нас есть шансы на победу в сезоне. Мне нравится город, он удобно расположен. Мне нравится организация, и как тут все устроено, мы можем жить как нормальные люди, не нужно жить в автобусе или спать в отеле за день до игры, здесь к нам относятся как к профессионалам, а не как к десятилетним детям.

–  Какие отличия в стиле игры «Амура» и «Салавата Юлаева» ты бы выделил?

– Здесь команда лучше, от нас ждут больше побед. Мы играем достаточно агрессивно – «Салават» всегда играет в нападении. Когда с «Амуром» приезжали играть против Уфы, «Салават» всегда играл в атакующий хоккей во многом благодаря звену Линуса и многим другим сильным игрокам. Сейчас это наша сильная сторона. В «Амуре» нужно было играть очень плотно в защите, потому что не было таких навыков для атакующего хоккея, и приходилось хорошо обороняться, чтобы побеждать.

– Твой стиль игры изменился в Уфе?

– Посмотрим, пока рано говорить. Это станет понятно позже. Возможно, придется что-то изменить, потому что в «Амуре» всегда было по 40 бросков в мои ворота, а здесь, может, будет не так много, и нужно оставаться сфокусированным, даже если возле моих ворот ничего не происходит.

– Как оценишь старт «Салавата» в нынешнем сезоне КХЛ?

– Неплохое начало, пару тяжелых поражений, но это случается. Игра еще не до конца скроена, еще рано делать серьезные выводы. Сколько у нас там очков, 17? Хорошо начинать с такой отправной точки, но у нас еще много работы. Я доволен нашим стартом.

– В этом году у команды новый главный тренер Николай Цулыгин. Что ты можешь о нем сказать и обо всем тренерском штабе?

– Мне они нравятся, круто, что все говорят на английском. Очень открытые, могут подойти и заговорить с тобой, что-то объяснить. До того как стать тренерами, у всех была игровая практика, они знают игру, видят ее, и это безусловный плюс.

– А как насчет капитана команды Гриши Панина? Он интересная личность, у него забавный инстаграм…

– Я его не настолько хорошо знаю. Несомненно, он наш капитан, он – лидер, и это то, что нужно нашей команде. Кажется, неплохой парень, не успел еще хорошо узнать его.

– В команде с кем больше всего общаешься?

– С легионерами. Я знал до этого Кепу (Кемпайнен) и Теему (Хартикайнен), играл с ними раньше, так что знаю их хорошо. Много ребят, кто говорит по-английски, и это хорошо. Мне нужно научиться русскому хотя бы немного, я здесь уже три года, но все никак… Может, в этом сезоне выучу.

Настройка команды перед матчем с «Сибирью», остались считанные секунды до первого вбрасывания.

– Какая атмосфера в раздевалке?

– Хорошая, я слышал, что до этого были какие-то проблемы, но сейчас я этого не вижу. Классная атмосфера, классные ребята. Я уверен в нашей команде, она не зажата чем бы то ни было, все стараются, никто не нервничает, все могут быть собой, не нужно никем притворяться.

– Есть какие-то забавные истории из раздевалки?

– Что происходит в раздевалке – остается в раздевалке (смеется).

– Команда состоит из игроков разных национальностей: русские, финны, шведы. Ощущаются различия в менталитете?

– Сейчас, думаю, нет. Возможно, несколько лет назад я это и замечал, но сейчас мы все на одной волне и одинаково смотрим на игру.

– А насколько серьезно отличаются финская и российская хоккейные школы?

– В Финляндии больше внимания уделяется тактическим вещам, командной игре, причем с самого детства. А здесь больше упор делается именно на индивидуальную игру. Думаю, это лучше для молодых ребят: сначала обучаться персональным элементам, найти свою игру. А потом они вырастут и начнут играть в команде, ведь неважно, сколько тебе лет, если твоя команда выигрывает или проигрывает. Когда становишься старше, на первом месте всегда победа, вот тут уже важно быть частью команды, знать тактику, но для молодых все же нужна личная подготовка. На мой взгляд, но я не тренер.

«Я НЕ ФАНАТ ХОККЕЯ»

Матч с «Барысом», шайба в ловушке и Метсола вот-вот введет ее в игру.

– Говорят, хоккейные вратари – особенные люди, с долей сумасшествия. Ты замечал такое за собой?

– Да, я знаю некоторых сумасшедших вратарей, но, думаю, я нормальный. Действительно, люди так говорят, не знаю почему. Не уверен, что это на самом деле так. Я – точно нет, но нужно поспрашивать других людей обо мне, возможно, я чего-то не знаю.

– Как ты воспринимаешь победы и поражения? Сильно ли переживаешь, если команда проигрывает?

– Неважно, выигрывает или проигрывает команда, я стараюсь все выбросить из головы и готовиться к следующей игре. У нас много игр, играем через день, и совсем не остается времени думать о прошедшем матче. Что бы ни произошло –  будь то проигрыш или победа, играли хорошо или плохо – вычеркни это из памяти и двигайся дальше.

– Ты же осознаешь, что большая часть игры зависит от тебя, и если ты будешь нервничать, команда это почувствует…

– Да, это точно. И команда соперника тоже почувствует, если с тобой что-то не так или чувствуешь себя неуверенно. Моя команда это тоже чувствует. Думаю, важнейшая задача – это показать своей команде, что ты готов. Даже если ты пропустил гол, просто покажи им, что ты можешь это преодолеть, и они тоже смогут. Но это все вратарские заморочки, они отличаются от тех, что у остальных игроков на льду.

 – Как проходят тренировки с тренером вратарей Фредериком Микко? На что делаете упор?

– Он явно кайфует от того, чем занимается, он полон энергии и знаний, которые хочет передать, научить меня. Но мне уже почти 30, и порой сложно изменить какие-то элементы в игре, даже если очень захочу. Он классный, он влюблен в свою работу, и, полагаю, он мне очень поможет и другим вратарям тоже. Ему нравится углубляться в мелкие детали: работа с углами атаки ворот, где нужно находиться, когда шайба летит в определенном направлении, как много остается пространства для поражения ворот в зависимости от угла броска. Основной упор на такие вещи.

 – Ты любишь проводить 90% матчей. Это действительно так?

– Думаю, всем вратарям это нравится, все хотят играть. Да, конечно, только один вратарь может играть. Конечно, лучше играть много. Если, к примеру, была плохая игра, но ты знаешь, что выйдешь на следующий матч, морально легче готовиться к следующей игре, и не нужно думать: «Вот, блин, я плохо сыграл, наверно, не буду играть на следующем матче». Мне повезло, что я сыграл много матчей. В этом сезоне будет видно, я знаю, что у нас есть еще два хороших вратаря, и у всех есть шанс сыграть. Кто будет играть лучше, тому и следует выходить первым номером.

– Сейчас в мировом хоккее тренд на габаритных голкиперов, якобы менее рослым приходится сложнее. Но тебе это не мешает играть на высоком уровне, и тебя даже называют самым подвижным вратарем лиги. Как ты сам к этому относишься?

– Естественно, было бы круто, если бы я был ростом в два метра, возможно, мне бы это в чем-то помогло, но тогда я бы потерял что-то в своем стиле игры. Я не могу на это повлиять, я не стану выше, даже если захочу. Остается только находить свой стиль и играть немного по-другому, не так, как двухметровые ребята. Что тут поделаешь, остается быть быстрее и просчитывать игру.

– Есть вратари, на которых ты равняешься?

– У меня никогда по-настоящему не было образца для подражания, потому что в детстве я не был особым фанатом хоккея. Я знаю многих финских вратарей: Миика Кипрусофф (Эдмонтон Ойлерз. – Прим. ред.), Веса Тоскала (на данный момент тренер вратарей в Киекко-Вантаа. – Прим. ред.) и других ребят, которые играют в НХЛ. К тому же сейчас так много молодых ребят моложе меня на десять лет, что я не успеваю следить за всеми.

– Ты не фанат хоккея. Что это значит?

– Я люблю игру, но я не слежу за другими матчами в свое свободное время. Я люблю играть, тренироваться, но, если у меня выходной, я не хочу смотреть игры. Слишком много хоккея. Всему есть предел. Когда тренируешься и играешь каждый день, этого достаточно.

«ДАЖЕ ЕСЛИ У СКА И ЦСКА МНОГО ХОРОШИХ ИГРОКОВ, ИМ МОЖНО ПРОТИВОСТОЯТЬ»

Юха Метсола в игре в матче с ЦСКА.

– Вернемся к теме твоей игры в «Салавате». Перед «Амуром» стояла задача попасть в плей-офф, и в этом ты очень помог своей предыдущей команде. В «Салавате» совсем другая цель, готов ли ты психологически бороться за высший трофей КХЛ?

– Именно поэтому я здесь – очень хочу выиграть. Мне нравилось время, проведенное в «Амуре», но не считаю правильным играть в хоккей, чтобы пробиться, выйти в плей-офф. Неважно, прошел ты в плей-офф и вылетел в первом же раунде или вовсе не прошел, – в конечном счете, все равно никто не вспомнит. Так зачем вообще играть, если у тебя нет цели выиграть? Вот почему я пришел сюда, потому что знаю, что у нас есть шанс. Эта команда всегда стремится побеждать и все для этого делает. Моя цель сейчас – побеждать, а все остальное неважно.

– Ситуацию в нашей команде можно назвать нестабильной, каждый год меняются тренеры: сначала Захаркин, потом Вестерлунд, сейчас Цулыгин. А, к примеру, у наших соседей в Казани один тренер уже на протяжении многих лет, и в прошлом году они завоевали кубок.

– Да, команда все делает правильно. Если не получается найти подходящего тренера, нужно что-то делать. Думаю, сейчас Николай всех устраивает, ему доверяют, все стараются хорошо играть для Цулыгина. Я уверен в нашей команде.

– Что можешь сказать про «зеленое дерби» с «Ак Барсом»? К сожалению, ты пропустил эту игру, но, думаю, ты знаешь про традиционное противостояние.

– Я слышал про «зеленое дерби» до этого, но саму игру не видел. К сожалению, не смог выйти на тот матч, но жду с нетерпением следующей игры с «Ак Барсом». Очень интересно, громко, хорошая атмосфера. Все билеты раскуплены – это круто! Правда, во время последней игры (игра с нижнекамским «Нефтехимиком». – Прим. ред.) люди стали уходить из «Арены» в конце матча, такого не должно быть. Это хоккей, иногда такое случается, но мы постараемся исправиться и не допускать подобного.

– К слову, о болельщиках. Как тебе фан-сектор СЮ, перфомансы, плакаты, которые они готовят к матчам?

– Да-а, мне очень нравится кричалка, когда парень с барабаном (изображает новую кричалку СЮ со звуком барабана «пам-пам УУУ пам-пам Фааа») – это круто! Они клевые! Я знал, что тут замечательные болельщики, когда переходил сюда. Пусть продолжают в том же духе, они нам нужны. Очень помогает, когда болельщики поддерживают нас. Намного круче играть, когда слышишь шум, кричалки. Вот, к примеру, приезжаешь в Шанхай, и на трибунах всего 100 человек, как будто играешь не по-настоящему.  

– Что можешь сказать про КХЛ в целом?

– Это хорошая лига, вторая в мире. Хорошо, что становится меньше команд и некоторых исключают. Думаю, это полезно для лиги и нужно для повышения конкуренции. Если всего 30 команд, последние пять в таблице лишние.

– А что ты думаешь о таких командах, как СКА И ЦСКА?

– Немного забавно, что эти команды могут подписать, кого только захотят. Но даже если у них много хороших игроков, все же им можно противостоять, это мы и видим в текущем сезоне. СКА начал не так хорошо, но они станут играть лучше к концу чемпионата. Но даже с учетом этого их можно переиграть.

 – В предыдущих интервью тебя часто спрашивали про SM лигу и сезон в WHL. Для тебя это уже пройденный этап, сейчас ты стал одним из лучших в КХЛ. Если появится возможность пойти еще дальше и тебе предложат контракт в НХЛ, ты согласишься?

– Я не настолько молод. Это редкость, когда ребята едут туда в первый раз в возрасте 30 лет и старше. Не задумывался об этом, даже не знаю, захочу ли еще туда. Я счастлив тут, мне здесь нравится. Я хочу поиграть в этой лиге  некоторое время и потом уехать домой и там сыграть пару сезонов, перед тем как закончить карьеру.

– Ясно, а какая у тебя любимая команда НХЛ?

– Любимая команда в НХЛ, дай подумать…Знаешь, мне как то пофиг, если честно (смеется). Пусть это будет «Виннипег», потому что там Лайне (Патрик Лайне. – Прим. ред.), я играл с ним.

«В УФЕ ВСЕ РЯДОМ С ДОМОМ»

– Расскажи, как тебе Уфа?

– Мне тут нравится! Это замечательный город, можно много чем заниматься. У меня две дочери, я люблю парки, торговые центры, в одном из них хорошая игровая площадка. Город большой, но нет пробок. Это просто замечательно – я ненавижу пробки. Очень рад быть здесь, мне все нравится.

– Какое главное отличие от Хабаровска прежде всего бросается в глаза?

– Думаю, здесь больше хороших ресторанов, больше хороших продуктовых и в принципе любых магазинов. Моя жена любит шопинг, ну… как и все девушки. Здесь в этом плане лучше. Торговые центры, IKEA, если тебе нужно что-то для дома, там можно найти все, это круто. В Хабаровске такого не было, приходилось находить какие-то маленькие магазины. Когда необходимы были простыни, подушки, не знаешь, где это искать. Здесь с этим проще, удобнее. Плюс все рядом с домом.

– Это твой четвертый год в России. Что особенно нравится, какие традиции, праздники?

– Мне нравятся люди, они славные, по-настоящему дружелюбные. Мне нравится еда… нет чего-то такого, что мне не нравится. Я счастлив, хочу еще тут остаться и, возможно, выучить язык.

– Может, уже что-то выучил, об этом желании еще в 2015 году, помнится, говорил…

– Я знаю только матерные слова (улыбается). Знаю буквы и могу немного читать, но очень медленно. Легче использовать переводчик. А может, наоборот, пора перестать его использовать и больше учить. С телефоном легче – можно наговорить в программу-переводчик.

– Ты сказал, что тебе нравятся люди в России, что они добрые, дружелюбные. Но бытует как раз противоположное мнение, что в России люди очень хмурые, не улыбаются…

– Я родом из Финляндии, там вообще никто не улыбается (смеется). Возможно, это разница в городах: одно дело, когда я в Уфе или Хабаровске, другое дело – Москва, где много людей, все заняты. Может, в этом разница. Или, к примеру, ты не очень хорошо знаком с кем-то, и по началу они могут показаться хмурыми, но когда ты узнаешь их получше, понимаешь, какие они замечательные.

– Можно сказать, что в России и Финляндии люди чем-то похожи?

– Возможно. Никто не хочет говорить с незнакомцем. Если вы едете с кем-то в лифте, как правило, молчите. Полагаю, что ребятам из Америки приходится немного труднее здесь, потому что они псевдо открытые, на самом деле – нет. Искусственные улыбки, искусственные разговоры: «Как дела?» – хотя тебе на самом деле неинтересно. Я этого не понимаю. Если тебе нечего сказать, молчи.

– Так, это только хорошее о России. Есть что-то такое, что тебе не нравится здесь?

– Иногда что-то сложно сделать из-за незнания языка. Больше ничего не могу вспомнить.

– Дороги?

– Возможно, но мне не нужно ездить за рулем. Из Уфы можно отправиться на выезд на автобусе, такое не выйдет в Хабаровске из-за расположения. Проехать триста километров и шесть часов до Челябинска не так уж плохо.

 – Твоя семья тоже переехала в Уфу? Как им тут?

– Да, они здесь. Уфа им больше по сердцу, чем Хабаровск. Там им не очень нравилось из-за проблем с передвижением и нечем было заняться. К примеру, в прошлом году они пробыли в Хабаровске лишь два месяца, а здесь останутся на весь год. Мы это обсуждали и пришли к мнению, что либо мы переезжаем все вместе, либо вообще никуда не едем. Если бы поступило предложение из России и нужно было бы ехать туда, где мне не нравится, я бы остался в Финляндии. Но сейчас я здесь, и все хорошо.

– Жизнь жены хоккеиста нелегкая: частые переезды, все хозяйство и дети на супруге. Расскажи, как жена справляется?

– Она превосходно справляется с двумя детьми, я даже не знаю, как ей это удается. У меня так не получается, я могу провести с детьми один день, и меня это сильно выматывает. Она никогда не жалуется, я это ценю. Ей нравится то, чем она занимается. Ей нравится ухаживать за дочками, это самое главное.

– Поддерживает тебя?

– Да, конечно. Но я не хочу разговаривать о хоккее дома. Хоккей остается на арене, иначе это уже слишком. В прошлом сезоне, когда я был предоставлен сам себе, было тяжело избавиться от мыслей об игре. Сейчас дома семья, дети, просто не остается времени на что-то еще.

 «ЗАДУМАЛСЯ, НЕ КУПИТЬ ЛИ МНЕ ГИТАРУ И НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ»

– Ты большой фанат тяжелой музыки. Ты уже говорил, что любишь группы Five Finger Death Punch и Avenged Sevenfold. Но на одном твоем шлеме – изображение соло-гитариста Gun’s Roses Slash’a, а на другом – солиста Slipknot Кори Тэйлора. Они что-то значат для тебя?

– Да, я люблю их музыку. Эта тема с изображением на шлеме групп началась несколько лет назад. В этом году я захотел сразу два шлема, чтобы выбрать в дальнейшем, какой лучше. У меня уже есть задумки, кого я хочу изобразить на шлеме в следующем сезоне. Ничего серьезного, просто группы, которые мне нравятся.

– А почему два шлема? Ты выбираешь, какой из них приносит удачу, и играешь только в нем?

– Да, возможно и это тоже, посмотрим. У меня всегда по два шлема на сезон, но обычно я тренируюсь и играю только в одном. Пока не знаю, какой выбрать, будет видно…

– Еще один интересный факт: цвет твоей ловушки отличается от командных цветов: она черная. Почему?

–  Просто я до сих пор жду мою новую ловушку, она будет готова немного позже. Эта осталась еще с прошлого сезона, надеюсь, в этом месяце я получу новую, а пока приходится играть этой.

Юха Метсола выручает команду в игре с «Барысом».

– С хоккеем вроде все понятно. А есть какие-нибудь хобби?

– Я люблю читать. Сейчас задумался о том, не купить ли мне гитару и научиться играть. Уже давно хочу это сделать, но нахожу какие-то отговорки. Но все-таки нужно это сделать.

– Это мечта твоего детства – научиться играть?

– Да, всегда любил музыку, рок-музыку. Я мечтал играть в группе, но теперь играю в хоккей (смеется). Боюсь, мне не хватит терпения научиться игре на инструменте. Когда я возьму в руки гитару, захочется сразу начать играть, но нужно начинать с нот. А это утомительно.

– Ты сказал, что любишь читать. Какую последнюю книгу прочел?

– Я читаю в среднем 20 книг в сезон, всегда читаю в дороге. Дома на это сейчас совсем нет времени. В данный момент читаю биографию финского бас-гитариста Sami Yaffa. Люблю биографии и детективы. Чем темнее история, тем лучше.

– Да ты рокер в душе!

– Это точно, потому что когда ты счастлив, нужно что-то противоположное. Слушать тяжелую музыку, например (смеется).

– Ты сказал, что любишь русскую еду. Есть любимые блюда?

– Да, очень люблю борщ. К пельменям отношусь нормально, съел много в течение первых двух лет в России. За последний год я их ел всего лишь раз…

– В Башкирии есть интересные блюда, обязательно попробуй кумыс или конину…

–  Да кумыс… Теему очень любит пить кумыс! Я не пробовал, но Теему пил его рядом со мной. Выглядело не очень аппетитно.

– Очень полезно для здоровья.

– Да, мне тоже так говорили.

– Что-нибудь знаешь о нашем регионе, о Башкирии?

– Ничего, еще не успел узнать. Я как-то был пару раз у статуи (Салавату Юлаеву. – Прим. ред.), вид оттуда открывается великолепный.     

Юха Метсола

Амплуа: вратарь.

Дата рождения: 24 февраля 1989 года.

Место рождения: Тампере, Финляндия.

Рост: 177 см. Вес: 69 кг.

Карьера игрока: «Ильвес» (Финляндия) – 2006–2007; «Летбридж Харрикейнз» (WHL) – 2007–2009; ХПК (Финляндия) – 2009–2011; «Таппара» (Финляндия) – 2011–2015; «Амур» (Хабаровск) – 2015–2018; «Салават Юлаев» (Уфа) – с 2018.

Достижения: Лучший вратарь финского чемпионата (2014/15), серебряный призер чемпионата Финляндии (2010, 2013, 2014, 2015).

 Женат, воспитывает двух дочерей.