2 мин.

Везде наши люди!

Уэйн Гретцки.  Величайший спортсмен XX века. Гений хоккея.  Выступая в НХЛ, побил все мыслимые и немыслимые рекорды по числу заброшенных шайб и результативных передач.  Его игра ломала стереотипы, которые укоренились в Северной Америке. Взамен привычному «бей – беги», он предложил свой принцип «думай на площадке, как шахматист за доской». По своей манере Гретцки скорее был близок не к брутальным канадским парням, а к лучшим представителям советской школы: Харламову, Якушеву, Макарову. Откуда же эта тяга к интеллектуальному хоккею? Ни в генах ли тут дело?..                                                               

Жил-поживал в Гродненской губернии Российской империи крестьянин Терентий Лаврентьевич Грецкий. Особого добра не нажил и решил попытать счастья на чужбине. В начале XX столетия поехал с женой и детьми в Америку, оттуда перебрался в Канаду. Семья его распалась, и Терентий женился второй раз то ли на украинке, то ли польке Марии, родившейся под Тернополем. И пошли у них дети. Одного назвали Уолтером. Ему и было уготовано стать отцом великого хоккеиста.

Уолтер Гретцки оставил воспоминания о своих родителях:«Мать никогда не забывала о своем происхождении. Так же, как отец, она родилась в деревне. В то время дети быстро становились самостоятельными и уроки жизни запоминали навсегда. Поверья и сказки ее родины – у нее в крови. Сейчас немногие верят в приметы, а я иногда вспоминаю: когда Уэйн родился, она сразу сказала, что его ждет удача. Она, конечно, никогда не говорила о хоккее, но всегда повторяла, что он будет богат. С чего она это взяла? Очень просто: у маленького Уэйна были волосатые руки. «Это знак, – сказала она нам. – Если у малыша волосатые руки и спинка, быть ему богатеем». Уэйну это понравилось. По утрам он осматривал себя: не прибавилось ли еще волос. Если ему казалось, что он стал еще более волосатым, он бежал поделиться радостью с бабушкой. Она улыбалась: «Волосатый – значит богатый». В детстве, приезжая на ферму к деду и бабушке, Уэйн Гретцки постоянно слышал славянскую речь. Это была смесь украинского, белорусского и польского языков. Когда он делал свои первые в хоккее, Терентий Грецкий с женой часто приходили на тренировки внука и радовались его успехам. Сегодня в Беларуси проживают многочисленные родственники Уэйна по линии деда. Конечно, теперь трудно разглядеть в облике знаменитого канадца славянские черты. Но его прикосновение к нашей культуре наверняка не прошло бесследно.