3 мин.

Про подвалы и лифты

А помните, как вы смотрели чемпионаты мира по хоккею примерно до 1990-го года? Я помню. 

Сижу с папой на старом, промятом, продавленном в дым диване. Папа зевает, играем, например, с какой-нибудь Швейцарией. Зевает сильнее и сильнее, а мне, в отличие от него, всё это сильно нравится. Там шайбы одна за другой летят в сетку норвежцев, там вратарей поляков меняют, как перчатки, тренер обязательно какой-нибудь одиозный выходец из Канады, матёрый волк, типа футбольного Боры Милутиновича (поработал со сборными Коста-Рики, США, Мексики, Нигерии, Китая, Гондураса, Ямайки, Китая), который успел поработать в Югославии, Венгрии, Японии и в какой-нибудь Румынии, жует эту прозападную жвачку, и как будто совсем не переживает, что Каменский с Хомутовым закатывают ему девятую шайбу. Его главная игра с австрийцами - послезавтра, за то, чтобы на следующий год вновь получать полные баулы шайб, поэтому его парни не напрягаются. 

1987 год. Приз "Известий". Юрий Хмылев против вратаря сборной ФРГ Хельмута де Раафа. 

c

Меня это всегда дико умиляло, пускай и было похоже на некое подобие нынешних форматных и формальных матчей звезд. Эта чрезмерная грубость немотивированного соперника, когда какой-нибудь немец из сборной ФРГ, мог откровенно зарядить клюшкой по зубам хоккеисту, который выше его в скорости и в мастерстве на сто голов. Эта вечная игра в неравных составах. Эти неподготовленные броски из любых позиций, потому что уже есть счастье, что тебе дали просто бросить, неважно, куда там эта шайба полетит. Помню, в игре с какой-то из таких подвальных сборных, защитник, который сильно отставал в скорости от нашего форварда, просто метнул своей клюшкой в убегающего хоккеиста. Это было баловство, хулиганство, какая-то дикая безалаберность – это привлекало. Я понимал, игроки сборной СССР наколотят бабке дров столько, сколько в сарай не поместится, но также я понимал, что только в этих играх можно посмотреть на то, что себе никогда не позволят ни шведы, ни чехословаки, ни Канада. Другая культура понимания самой игры, иная философия, другие цели, другие реалии, другая масть и стать. 

1973 год. Приз "Известий". СССР - Польша. Александр Якушев.

с

Отдельное слово о вратарях. Это сейчас фиг забьешь любой сборной, просто щелкнув по центру без какого-либо сопротивления. Нужно обязательно занимать пятак, мешать, создавать дискомфорт, закрывать обзор. А тогда, я точно помню, что броски вратарям из лифтовых команд проходили и без давления на оборону и голкипера. Просто тамошние стражи ворот, были совершенно не привыкшие к подобного рода броскам, как по силе, так и по исполнению. 

Декабрь 1980 года. Александр Мальцев во время серии товарищеских матчей между СССР и Голландией.

с

И физика. Австрии, Голландии, западные и восточные немцы и т.д., до конца матча никогда не могли сохранить свежесть. Из-за этого, и из-за досады от разгрома, начинались попытки устроить какую-нибудь серьезную потасовку. На это еще хоть какие-то силы и эмоции оставались.

Подписывайтесь на сообщество в ВК "Был такой хоккей".