«Регалии Даниса Зарипова не позволяют «ЗаряДу» работать спустя рукава»
Большое интервью генерального директора компании «ЗаряД» Ивана Савина эксклюзивно для RussianHockeyStyle.Ru.
«ЗаряД» – первый и единственный завод в России по производству полного ассортимента высококачественных хоккейных клюшек для всех возрастных категорий и уровней игры. 18 августа компания отметила свой второй день рождения, но за такой короткий срок ей удалось действительно многое. Российские клюшки выбрали игроки КХЛ, ВХЛ, МХЛ, ЖХЛ, хоккеисты сборной Чехии на ОИ-2018, а также тысячи любителей, юниоров и детей по всей стране. Именно «ЗаряДом» играет президент Владимир Путин, который является известным любителем хоккея
Генеральным директором компании «ЗаряД» является известный в недавнем прошлом хоккеист Иван Савин. В большом интервью RussianHockeyStyle.Ru он рассказал, с какими трудностями сталкивается молодая компания, какими достижениями она уже может похвастать, как в работе завода принимает участие его основатель Данис Зарипов и почему отечественному производству нужна помощь государства.
«Появится самая доступная модель и детские клюшки»
– Каким получился прошедшей хоккейный сезон для компании «ЗаряД»?
– Сезон получился позитивным. В первую очередь благодаря тому, что компания «ЗаряД» полноценно отработала в рамках действующего хоккейного года. Мы были представлены уже и в КХЛ, и в МХЛ, и в ВХЛ, и в ЖХЛ. Самое большое достижение – клюшки российского производства были на Олимпиаде, ведь это грандиозное событие – главное в жизни любого действующего спортсмена. Это говорит о том, что компания движется в правильном направлении. Тем более что такой выбор был сделан игроками сборной Чехии, на которых невозможно повлиять административным ресурсом. Конечно, особенно приятно было бы, если бы российская сборная играла клюшками «ЗаряД» и победила на Олимпиаде… Значит, нам есть над чем работать. В целом, мы очень успешно отработали хоккейный сезон.
– Как восприняли покупатели, в том числе профессиональные хоккеисты, второе поколение клюшек «ЗаряД», какие были отзывы, какие рекомендации давали?
– Мы делали второе поколение исходя из всех рекомендаций, полученных от профессиональных игроков и хоккеистов-любителей. Клюшки на порядок лучше, качество – стабильнее, зоны прогиба – более ярко выраженные. Были решены все те проблемы, с которыми мы столкнулись при производстве первого поколения. Второе поколение клюшек «ЗаряД» при соотношении цена-качество – лучшее на рынке. И это не наше мнение, а наших партнёров. Для нас присутствие на рынке – это уже положительная оценка, а более детальные отзывы должны давать партнёры и покупатели. И мы продолжаем собирать обратную связь, за счёт которой мы в дальнейшем будем улучшать наши клюшки и формат работы, вводить полезные, интересные новшества. Поэтому процесс непрерывного улучшения в компании «ЗаряД» запущен.
– Насколько популярной оказалась доступная модель «Мастер»?
– Модель «Мастер» в своём ценовом диапазоне лучшая на рынке. На тот момент она была самой доступной в линейке «ЗаряД», и её крюк и верхний слой изготовлены из углеродного волокна, причём лучшего производителя в мире японской фирмы Toray. Эта клюшка сразу начала пользоваться огромной популярностью, и все отзывы только положительные.
– У неё будет подростковый флекс?
– Пока нет. Подростковый флекс 60 выпускается только на предтоповых и топовых моделях. Только теперь подростковые клюшки будут 60 дюймов, а не 63 дюйма, как взрослые.
– Когда ждать выпуска третьего поколения клюшек?
– Сейчас идёт полноценная работа над третьим поколением. Однако только-только все привыкли по названиям, по соответствию моделей, зон прогиба и технических параметрам. Просьба от дилеров и партнёров была не вводить в заблуждение новыми моделями и оставить всё, как есть, и после этого сезона выпустить третье поколение. Они предлагают оставить те же названия, но сделать это в виде поколения 3.0. Мы рассмотрим их просьбу.
– Также появилась информация о новой модели, самой доступной из линейки «ЗаряДа».
– Да, так как мы всегда опираемся на мнение наших покупателей, то решили, что именно они посредством соцсетей могут придумать название модели. Эта клюшка будет полностью из стекловолокна или полностью из композитного материала, с применением хорошего связующего. Наша задача была сделать её полностью доступной, однако при сохранении всех технических параметров. Опять же идёт запрос от наших покупателей – клюшки «ЗаряД» присутствуют не во всех доступных для них сегментах. А у нас, конечно, есть задача удовлетворить всех потенциальных клиентов. Эта клюшка будет реализована по всем каналам – на сайте, у дилеров, в сетях «Декатлон» и «Спортмастер». На новую модель мы очень сильно рассчитываем.
– Когда её ждать?
– В начале хоккейного сезона. Ближе к концу августа мы определимся с названием, потом будет утверждён графический дизайн и к началу сентября клюшка официально появится в продаже.
– В ближайшее время ожидается ли появление новых загибов, флексов?
– Сейчас мы делаем акцент на выполнении спецзаказов для игроков КХЛ, потому что с их исполнением у нас возникли трудности. Хоккеистов КХЛ устраивает качество клюшек «ЗаряД», формат работы и оказываемое внимание, однако все они играют индивидуальными загибами. И наша задача сейчас – оперативно изготавливать спецзаказные крюки и увеличивать наше присутствие в Континентальной хоккейной лиге. Но у нас уже можно приобрести загибы игроков, которые мы запустили в производство. Например, Антона Бурдасова. Для этого любой желающий должен написать нам запрос. Это без дополнительной платы. Поэтому у нас появится много вариантов для загибов.
По жесткости будет единственное изменение – мы запускаем новую детскую клюшку 20-30 флекс. Она будет в двух ценовых сегментах – полностью из стекловолокна или полностью из карбона. Задача – создать клюшку, наиболее удобную для детей, чтобы не было нагрузки на суставы и охват трубы был бы удобный. Зачастую дети играют просто отпиленными клюшками с жесткостью, которая им не подходит. Мы работаем в согласовании со специалистами и тренерами, чтобы создать максимально удобную клюшку по жесткости, обхвату и загибу конкретно под каждый вопрос. Мы направили письмо в ФХР, чтобы там включили эти клюшки в свою программу «Красная машина» и дали детям инструмент, подходящий под их методики. Мы готовы специально сконструировать любую клюшку под их рекомендации.
«ЗаряД» – самые фартовые клюшки
– Неслучайно ли победителем Кубка Гагарина стал «Ак Барс», самая «заряженная команда» КХЛ?
– Конечно, неслучайно! Мы всем говорили, что победит самая «заряженная» команда. С «Ак Барсом» у нас уже сложилось стратегическое сотрудничество, мы плотно работаем и со школой, и с командой МХЛ, и с командой ВХЛ. «ЗаряД» не только качественные клюшки, но еще и «заряженные» и приносят удачу и энергию. Это самые фартовые клюшки – кто их ни возьмёт, сразу гол забивает. А в хоккее без удачи никуда. Мне даже интересно узнать у наших легенд хоккея, было ли такое в советское время в ЦСКА, что хотя бы пять человек играли клюшками отечественного производства. Думаю, что нет. А теперь это стало возможно.
– Гордятся ли на предприятии новыми успехами основателя компании Даниса Зарипова?
– Да, все следят, переживают. И мы не только радуемся за Даниса, но и за других хоккеистов, играющих «ЗаряДом» в КХЛ, ВХЛ и даже за рубежом. Хотя, конечно, Данис Зарипов – наш лидер и идейный вдохновитель, его регалии не позволяют делать свою работу на заводе спустя рукава. Мы не имеем права его подводить. Ведь именно его имя ассоциируется с компанией «ЗаряД».
– Как Данис Зарипов принимает участие в жизни компании?
– Данис регулярно делает предложения по улучшению как самой клюшки, так и деятельности компании в целом. Разумеется, все важные решения принимаются им лично.
– Увеличится ли в новом сезоне «Армия ЗаряДа» в КХЛ?
– Если будем исполнять спецзаказы, то безусловно. Претензий по качеству продукции у профессиональных хоккеистов нет. Тем, конечно, и обиднее, потому что изготовление индивидуальных загибов зависит не только от компании «ЗаряД», но и от наших партнёров. Когда процесс их изготовления будет налажен, то «Армия «ЗаряДа» в КХЛ начнёт увеличиваться очень быстро.
– Легионеров проще «уговорить» перейти на «ЗаряД»?
– Без разницы, легионер или российский хоккеист. Все хотят получить качественный инструмент и не ждать заказа по три месяца, как им зачастую приходится. Не дай бог что-то изменить – им придётся ждать ещё три месяца. А мы максимально оперативно вносим все изменения. Надо пожёстче – пришлём новый флекс в течение недели или даже на следующий день. Мы рады любимым хоккеистам, даже самым требовательным.
– Сложно ли было завоевать доверие профессионалов?
– Чем профессиональнее игрок, тем меньше у него отсутствует привязка к определенному бренду и стране-производителю. Он знает, чего хочет, главное – получить качественный инструмент. Но есть игроки более зависимые от бренда, и им нужно дать хорошую клюшку, чтобы они убедились, что «ЗаряД» ничем не хуже конкурентов.
– Ян Коварж отправляется в НХЛ. Будет ли он там продолжать играть российскими клюшками?
– Мы не аккредитованы в НХЛ, и наш приоритет – это рынки России, Беларуси и Казахстана. Сейчас мы зашли в Евросоюз, было несколько крупных поставок, которые оказались позитивно встречены. Так что выйти на североамериканский рынок в ближайшее время задачи нет. Всё должно быть поэтапно.
– С заклеенным логотипом тоже нельзя будет играть?
– Только чёрной, безликой клюшкой. Посмотрим, что можно будет придумать. На стадии подписания контракта с НХЛ находится не только Ян Коварж, но и другие игроки, выбравшие «ЗаряД». Однако гораздо приятнее, когда российскими клюшками играют у нас в КХЛ. Мы хотим быть максимально представлены здесь и дать качественный инструмент за приемлемые деньги именно нашим гражданам. Хотелось бы, чтобы в семье после покупки клюшки оставались деньги на мороженое и походы в кино.
«Отзывы в Евросоюзе только положительные»
– Сейчас клюшки «ЗаряД» уже продаются в Германии?
– В Германии, Финляндии и ещё нескольких странах Евросоюза. В Германии более масштабно. После первой партии у зарубежных партнёров возник вопрос из-за названия «ЗаряД» на русском языке. Поэтому по их просьбе Данис Зарипов собственноручно разработал бренд на латинице «ZRD». Вторая партия ушла порядком тысячи клюшек, новый заказ на три тысячи сейчас на стадии согласования. И всё то, что вне Таможенного союза ЕАЭС, пойдёт под брендом «ZRD».
– И как там восприняли российские клюшки?
– Отзывы только положительные, мы можем продавать клюшки, сопоставимые по качеству, но по гораздо меньшей стоимости, чем конкуренты. Покупатели в Евросоюзе довольны.
– На AliExpress уже появились подделки. Как-то с ними боретесь?
– Невозможно с ними бороться! Что очень расстраивает. Нас успокаивают: это значит, что «ЗаряД» полноценно зашёл на рынок. Но мы очень сильно обеспокоены и не считаем это признанием. Как они делают эти клюшки в Китае, проконтролировать мы не можем, а нанести урон бренду, который мы со сверхусилием выводим на рынок, они способны. «ЗаряД» делает гарантию, устраивает тест-драйвы с бросковой зоной, чтобы все могли убедиться, что продукция качественная. А подделки разрушают все усилия. Как бороться, мы не знаем. Можем только порекомендовать покупателям обращаться в официальные представительства или, самый беспроигрышный вариант, заказывать на нашем сайте с бесплатной доставкой, гарантией и нанесением имени.
– Почему вы решили начать производство клюшек для следж-хоккея? И чем отличается технология их производства?
– Технология, безусловно, отличается. Конструкция и внутренняя начинка – другие, хотя материал также используется самый современный. Сейчас они проходят тестирование – и детьми, и профессионалами. За счёт обратной связи мы планируем довести клюшки до готового вида. То есть мы подходим максимально внимательно к пожеланиям. До этого никто никогда не делал детские клюшки для следж-хоккея, и мы первые начали их разрабатывать. Мы заключили соглашение о сотрудничестве с Детской лигой следж-хоккея, и команды, которые вступают в этой лиге, в первый год будут полностью обеспечены клюшками «ЗаряД» на безвозмездной основе. Ведь наша главная задача – помочь детям реализоваться через спорт.
– Эти клюшки будут продаваться?
– Обязательно. Мы в тесном контакте со структурами, которые осуществляют закупку клюшек. У нас уже сейчас есть небольшой портфель заказов. Могу сказать, что к этим хоккеистам мы подходим даже более внимательно и учтём все их пожелания. К сожалению, Паралимпийские игры сами себя дискредитировали, не допустив наших спортсменов до участия. Мы хотим это компенсировать разработкой качественного спортинвентаря. Теперь наши спортсмены смогут гордиться, что их клюшки лучшие в мире.
– Недавно «ЗаряД» подписал Меморандум о сотрудничестве с клубом «Легенды хоккея». Что это сотрудничество означает?
– Для нас заручиться поддержкой легендарных хоккеистов – большая гордость. За небольшой промежуток времени мы организовали производство и рабочие места, сделали качественный спортинвентарь. Это было по достоинству оценено клубом «Легенды хоккея». Был заключен Меморандум о сотрудничестве, который включает в себя поддержку отечественного производителя (и не только компании «ЗаряД»), организацию мероприятий, направленных на популяризацию хоккея, здорового образа жизни и военно-патриотического воспитания детей. Это всё должно принести пользу и компании «ЗаряД», и клубу «Легенды Хоккея». Поддержка таких выдающихся игроков для нас много значит.
– Играют ли наши легендарные хоккеисты «ЗаряДами»?
– Мы предоставили 65 клюшек в графике «Россия» на команду и ждём обратной связи. В Меморандуме было отмечено, что легенды хоккея будут давать нам рекомендации по улучшению клюшек. Надеемся, что они все будут играть клюшками отечественного производства. Чувства патриотизма у наших легенд развито очень сильно, они воспитаны в советских и российских традициях. Честь им за это и хвала.
«Приходится бороться с лоббированием западных компаний»
– Кроме того, Агентство стратегических инициатив включило компанию в число проектов особого федерального значения. Что это значит для «ЗаряДа»?
– На экспертном совете Агентства стратегических инициатив мы защитили проект российских клюшек, и там единогласно проголосовали за включение «ЗаряДа» в число проектов особого федерального значения. Это подтверждает то, что мы движемся в правильном направлении. На хоккейном рынке из российского производства мы пока одни. Надеемся, что за нами, как за первой ласточкой, потянется форма и коньки. Поддержка нам сейчас нужна, потому что «ЗаряД» конкурирует с мировыми компаниями. Наблюдательный совет Агентства стратегических инициатив возглавляет лично Владимир Владимирович Путин, и мы будем находиться под пристальным вниманием.
Также мы обратились в Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и туризму и делам молодежи, потому что российский производитель, и не только компания «ЗаряД», сталкивается с очень сильным лоббированием западных компаний. Иностранный производитель чувствует себя здесь как дома, а отечественный – находится в заранее проигрышной ситуации и преодолевает лоббирование. Мы считаем, что это абсолютно неприемлемо в нашей стране. Министерство промышленности и торговли, министерство спорта и Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и туризму об этом теперь в курсе. А ведь компания «ЗаряД» является не только производителем клюшек, но, и самое главное, заказчиком развития технологии в отрасли спортинвентаря из композитного материала. Мы являемся потребителями сырьевой базы, производство которой на 90% локализовано в России. Важно, что мы объединили вокруг компании «ЗаряД» самые крупные инжиниринговые центры, структуры РОСНАНО и «Росатом», которые сейчас участвуют в разработке третьего поколения клюшек.
– Как депутаты откликнулись на вашу инициативу?
– С большим удивлением узнали, что есть те, кто не поддерживает курс на импортозамещение, который ещё в 2012-м году был объявлен Владимиром Владимировичем Путиным. Компания «ЗаряД» как маленький росток, которому нужно преодолеть толщу асфальта в виде полного контроля рынка западными компаниями. Как я знаю, всем субъектам РФ разосланы рекомендации контролировать импортозамещающие производства. Вот в США поддержали очередные санкции и на 20% подняли пошлины на алюминий, и наши компании столкнулись с большими трудностями на их рынке. А у нас для иностранцев зеленый коридор – они чувствуют себя свободно на рынке и диктуют, кого брать в партнёры, а кого – нет. Депутаты, на чью искренность я рассчитываю, в курсе ситуации. Ведь именно мы, российские производители, должны составлять фундаментальную базу отечественной экономики. Каждая российская компания должна рассчитывать на поддержку на ранней стадии. Преференции по налогообложению, экономические зоны – это огромная помощь, сейчас осталось преодолеть лоббирование.
Мы делаем серьёзное понижение в цене, но западные компании тому не рады, в этом никто не заинтересован. Пять игроков с российскими клюшками в «Ак Барсе», хоккеисты сборной Чехии на Олимпиаде – разве можно заставить их играть плохим инструментом? Качество нашей продукции совершенно конкурентоспособно, а цена ниже. Западные компании сговорились в ценообразовании, сейчас – 18 тысяч за клюшку, куда это годится? Поэтому появление компании «ЗаряД», которая идёт в разрез с этими ценами, воспринимается ими негативно.
– Вам лично нужна помощь государства?
– На ранней стадии – да. Не для выживания, мы функционируем сами. Помощь нужна для оперативного выхода на рынок. Что на уме у Запада, мы не знаем, поэтому наша задача – обезопасить российских спортсменов от возможных ограничений по технологиям. И с государственной поддержкой мы будем развиваться гораздо быстрее, выиграет от этого только Россия. Купили иностранные клюшки – вывели средства за границу, рабочие места созданы за рубежом, налоговые отчисления там же. Купили российские клюшки – развитие технологий, развитие сырьевой базы, создание рабочих мест, отчисление налогов в разные инстанции и социальные фонды, все получают белую зарплату. Всё это в комплексе даёт развитие целой отрасли композитных материалов. Поэтому поддержка государства обязательна. Но могу сказать, что у «ЗаряДа» был всего один госзаказ, сделанный президентом Республики Татарстан для детей дворовых команд. Комитетом Государственной Думы по физической культуре, спорту и туризму и делам молодежи эта практика была позитивно отмечена и было выдано поручение её изучить для применения в других регионах. Мы переживаем не только за себя – с помощью таких компаний, как «Заряд», будет развиваться целая отрасль.
– Новый хоккейный сезон уже совсем скоро. Какие задачи вы ставите для компании на следующий год?
– Цель у компании одна – увеличить долю рынка. Поэтому мы будем продолжать вести работу по расширению ассортимента и продвижению бренда. Особое внимание будем уделять качеству продукции, чтобы мы не только догоняли конкурентов, но и превосходили их, чтобы формировали моду и тенденции. Сейчас в этом направлении «ЗаряД» ведёт огромную работу. Наши покупатели могут быть спокойны – мы в постоянном процессе улучшения технологии. В связи с развитием области композитных технологий появятся сотни таких компаний, как «ЗаряД». Мы будем первопроходцами.
Хотелось бы услышать мнение людей, которые играли этими клюшками: как лежит в руках, вес, баланс, удобство, прогиб, какие загибы понравились и прочее...