Стивен против Стивена
Не все знают, но один из лидеров «Тампа-Бэй» Стивен Стэмкос, первый номер своего драфта, обладатель «Ришар Трофи» (лучшему снайперу лиги, 51 шайба, прошлый сезон) и просто скромный, работящий канадский паренек, оказался в очень интересной ситуации.
Стивену 21 год, он провел в НХЛ 3 сезона, и завтра у него заканчивается контракт новичка. Новый контракт он до сих пор не подписал. Если в ближайшие сутки этого не случится, до Стэмкос станет ограниченно свободным агентом. Я готов смело предположить, что генменеджер «Лайтнинг» Стивен Айзерман и Стэмкос пока не сошлись на том, какой должна быть ежегодная зарплата форварда (и в течение какого срока он ее будет получать). Давайте разберемся, какие могут быть варианты.
Агент игрока может заявить, что Стэмкос забросил больше всех шайб за последние 2 сезона (51 и 45 голов), оба этих сезона заканчивал в топ-5 бомбардиров НХЛ (95 и 91 очко), и это будет чистая правда. Кроме того, он профессионально подходит к своим обязанностям, фанатично работает над собой, и будет много лет улучшать свою игру, становясь все более универсальным и ценным игроком. Со здоровьем тоже проблем нет: Стэмкос пропустил всего 3 игры за карьеру, он молод, удачлив и талантлив. За такого золотого парня агент должен просить золотые горы.
Клуб находится в менее выгодной позиции. С одной стороны, «Тампа» переживает резкий взлет, совпадающий по времени со взлетом Стэмкоса до статуса одной из суперзвезд НХЛ. В этом году «Молния» проиграла лишь в финале Восточной конференции будущему чемпиону, да и то в седьмом матче. Стэмкос - самое значительное приобретение клуба на драфте за последние годы, и возможно в ближайшие лет десять никого лучше руководство не сможет выбрать, если будет завершать сезон в лидерах, после чего выбирать на драфте где-нибудь в двадцатых номерах. Был шанс выбрать хороших игроков - выбрали Стэмкоса и Хэдмана, и другого такого шанса в ближайшее время может не быть. С этой точки зрения Стивен - совершенно уникальный форвард, который свои навыки смог правильно трансформировать из юниорских рекордов в осязаемый результат в сильнейшей взрослой лиге мира. Его необходимо сохранить в составе «Тампы».
Однако, подобрать для него подходящий размер зарплаты - сложная задача.
Во-первых, клуб стеснен в средствах. По некоторым оценкам убытки «Лайтнинг» в минувшем году составили от 20 до 25 миллионов долларов. В этих условиях миллион туда, миллион сюда - уже большая разница. Не говоря уже о том, чтобы заключить контракт, допустим, на 10 лет: между 70 миллионами и 100 будет разница аж в целых 30. А в клубе ведь есть уже высокооплачиваемый центр по фамилии Лекавалье, 10 миллионов в год которого (ближайшие 5 лет) многими оцениваются как чрезвычайная переплата.
Во-вторых, чтобы все хоккеисты клуба вошли под потолок зарплат (64,3 миллиона в следующем сезоне), нужно соблюдать некоторый баланс. Максимальное жалование одного хоккеиста по трудовому соглашению составляет 20% от потолка, то есть почти 13 миллионов. Можно, конечно, ради удержания Стэмкоса дойти и до этой суммы, но остальные ведь тоже за полтора рубля играть не будут. То есть чем меньше Стивен получит, тем больше получат остальные, и тем более конкурентоспособной будет команда. К примеру, защитник Брюэр уже получил неплохой контракт на 16 миллионов за 4 года. И остальные тоже свои деньги выбьют. Таким образом, можно условно считать, что чем меньше денег будет требовать Стэмкос, тем лучше будет состав «Тампа-Бэй» и тем больше шансов останется у клуба на завоевание Кубка Стэнли.
В-третьих, абстрактные цифры, отражающие желания игрока, можно всегда сопоставить с цифрами в контрактах других форвардов, обладающих похожей статистикой. Это уже элемент торга, и здесь стороны вспоминают как 9,5 миллионов Овечкина (кстати, все ведь заметили, что по новому контракту Саша забивает все меньше и меньше?), так и 5,3 миллиона Кори Перри, триумфатора прошедшего сезона. Мое мнение: на 9 миллионов, которые платят Кросби, Малкину и Овечкину, Стэмкос не наиграл.
Уверен, Айзерман намекнул Стэмкосу, что заметная часть его успеха может быть отнесена на счет Мартена Сан-Луи, который постоянно снабжает его пасами-конфетками. Да, бросок у Стива, что надо, но конкуренты, похоже, научились выключать этот элемент из игры (конкретно, к весне-2011 Стэмкоса настиг спад, шайбы даже в большинстве перестали залетать в сетку). Элитными диспетчерскими навыками, сравнимыми с Кросби или Малкиным, Стивен не наделен в такой же мере, поэтому поднять его на одну ступень с лучшими игроками мира пока не представляется возможным.
Примерно так должен заявлять менеджмент, совершенно обратную картину должен рисовать агент игрока. Если сравнивать с Кросби, то Стэмкосу логично было бы получать что-то около 7 или 8 миллионов в год, учитывая, что никаких гарантий его выступления на этом же уровне нет. Строго говоря, минувший сезон стал шагом назад, как по забитым, так и по очкам. Разумных оснований предложить 9-10 миллионов у «Тампы» нет.
Вот здесь-то и вступают в игру регламент, обстоятельства и невидимая рука рынка, также описывающаяся фразой «Бернанке все испоганил». Нюансы, одним словом.
По регламенту, если за ближайшие 24 часа Стивен Айзерман не договорится со Стивеном Стэмкосом, то право вести с ним переговоры получат остальные 29 команд лиги. Любая команда может предложить ограниченно свободному агенту контракт, который он волен подписать (а волен игнорировать). В случае, если Стэмкос подписывает контракт третьей стороны, «Тампа-Бэй» все еще имеет возможность парировать эту угрозу и повторить точно такой же контракт. С точно такой же структурой и зарплатой.
Наглядный пример: «Торонто», где нет финансовых проблем и есть дефицит классных исполнителей, которые бы вели этот именитый клуб к светлому будущему (кроме Грабовского, конечно), завтра присылает Стэмкосу предложение с годовой зарплатой в 11 миллионов долларов США на 1 год. Параллельно, «Филадельфия» присылает предложение на 12 лет и 115 миллионов в сумме, чтобы заменить выбывших Картера и Ричардса. Это совершенно впечатляющие суммы денег от финансово стабильных клубов.
Денег этих Стивен не стоит, но подписывает то, которое больше понравится (от таких денег отказываться глупо, и этическую сторону мы рассматривать не будем, иначе до второго пришествия можно спорить).
Итак, начнем с более простого варианта: Айзерман все просчитывает и приходит к выводу, что это слишком дорого. Ругается трехэтажно про себя, присылает Стэмкосу SMS с текстом про какую-то мать, мазафакера и другие кары канадских богов, после чего напивается, ведь игрок потерян. «Торонто» (или «Филадельфия») в этом случае выплачивает «Тампе» компенсацию драфт-пиками.
Компенсация зависит от суммы будущего контракта: до 7,835 миллиона - составляет два выбора в первом раунде (следующие годы), одно во втором раунде и одно в третьем. Если взять предлагаемые мною варианты (более 7,835 миллиона), то компенсация составит 4 права выбора в первом раунде (4 последующих года). Здесь, опять-таки, скрыт нюанс: если это «Торонто», то у них место пониже обычно, а выбор получше, а если говорить о «Филадельфии», то это скорее всего драфт-пики в районе двадцатых номеров, что имеет крайне мало ценности. Никак не равно Стэмкосу, то есть. Таким образом, сторонний клуб предположительно получает больше, чем теряет.
Второй вариант: Айзерман повторяет предложение «агрессора» и получает в платежке контракт, длительность и ежегодные суммы в котором ему навязывают извне. С вариантом «115М за 12 лет» все более-менее ясно. Дорогущий игрок на балансе, и многие хорошо помнят, к чему прошлый раз этот расклад привел. «Тампа» подписала дорого Бойла, Брэда Ричардса, Лекавалье и Сан-Луи, спустилась в подвал таблицы, а потом Ричардса и Бойла обменяли. Нет, жить можно, конечно, но за Кубок Стэнли бороться гораздо сложнее.
С вариантом «11 миллионов за 1 год» все намного интереснее. С одной стороны, это небольшой риск, так как инвестиция с виду краткосрочная. С другой стороны, по текущему трудовому соглашению (а в следующем этот пункт вполне может и остаться), игрок, получающий 11 миллионов в год (это может быть и 9: любая сумма, больше 1 миллиона), в статусе ограниченно свободного агента может быть сохранен только в том случае, если следующая его зарплата будет составлять 100% этой суммы.
То есть, на пальцах, если Стэмкос отыграет 1 год за 11 миллионов в «Тампе» у Айзермана, то клуб по-прежнему сохранит права на него (пока Стив не сыграет 7 сезонов в лиге). Однако, контракт снова закончится, игрок 1 июля 2012 года опять получит статус ограниченно свободного агента, и для сохранения его «Лайтнинг» ОБЯЗАНЫ будут предоставить ему квалификационное предложение на 11 миллионов. И так до 25 лет. То есть 4 года платить по 11 миллионов без вариантов. В 25 лет Стив становится неограниченно свободным агентом и подписывается с кем угодно.
Если через год получивший Стэмкоса клуб не предложит ему эти же 11 миллионов, то... правильно, 1 июля 2012 года Стивен станет неограниченно свободным агентом. В 22 года, после 4 сезонов в НХЛ.
Грубо говоря, игроку одинаково выгоден как однолетний контракт на высокую сумму, так и многолетнее соглашение, подписав которое, играть лучше всех уже необязательно, разве что в гольф.
Айзерман, с другой стороны, проигрывает во всех трех случаях.
Агент Стэмкоса, безусловно, все эти нюансы знает получше нас с вами. Это же не агент Варламова в России, который чушь порет не хуже Третьяка.
Вы спросите, где гарантии, что такой большой вагон резаной американской бумаги будет обязательно предложен Стэмкосу завтра к вечеру?
Вот здесь как раз Бернанке и выходит на сцену. Доллар понемногу обесценивается, лига потихоньку зарабатывает висты среди телезрителей и прочих граждан, вкладывающихся в гамбургеры с атрибутикой. Два этих процесса в сумме имеют определенные последствия.
Доходы лиги численно растут (без привязки к батонам и ВВП - обычная инфляция). Это заставляет лигу пересчитывать среднее значение суммы зарплат в платежных ведомостях клубов (используется формула, зависящая от совокупных годовых доходов всех 30 команд НХЛ). Из пересчитанного среднего значения высчитываются потолок зарплат и его пол. В этом году и максимальное, и минимальное значение было значительно поднято (64,3 и 48,3 миллиона) - это ровно на 5 миллионов больше прошлогоднего показателя.
Это означает, что богатые клубы могут потратить на 5 миллионов больше, а бедным придется потратить столько же лишних долларов на то, чтобы иметь право выступать в следующем сезоне. Еще более грубо - 150 лишних миллионов на рынке свободных агентов. Это именно те деньги, которые как-то распределятся между всеми хоккеистами без контракта.
И самый большой кусок от этих 150М может достаться Стивену Стэмкосу, который является лучшим игроком без контракта на сегодняшний день. Конечно, с оговоркой на то, что у Айзермана есть еще одни сутки.
Среди желающих сделать контрактное предложение Стэмкосу можно выделить три типа. Одним (с деньгами) нужен сильный игрок. «Торонто» он давно и позарез нужен, но не меньший интерес может быть и у «Филадельфии», и у «Рейнджерс», и у других команд, которым не повезло задрафтовать Кросби и Овечкина. Свободные деньги образовались, а если их не хватит, всегда можно скинуть пару-тройку контрактов представителям второго типа охотников.
Второй тип - это команды вроде «Флориды» или «Колорадо», которым потолок зарплат не интересен, а до минимального значения еще подписывать контракты и подписывать. Зачем им подписывать втридорога кого попало, если можно эти вынужденные расходы направить на большого мастера? Безусловно, цепляющиеся за «пол» зарплатной ведомости (и «Айлендерс» туда же, да) тоже будут участвовать. Возможно, самому Стиву не столь интересно играть в «Колорадо», но если никто другой не захочет его обеспечить до конца жизни вместе с детьми и внуками, то и «Колорадо» сойдет.
Третий тип - это желающие сделать «Тампе» некомфортно. Ослабить оппонента, скажем так. Возьмем условный «Вашингтон». Допустим, «Кэпс» делают огромное предложение Стэмкосу. Если Айзерман повторяет (ох, тяжело будет отпустить звезду прямым конкурентам), то у «Лайтнинг» в платежке проблемы, соперник по дивизиону/конференции ослаблен. Если Айзерман пасует, то... такого суперснайпера всегда можно выгодно обменять в «Торонто». Или Семина отправить подальше, а Стэмкоса оставить. Аналогичный расклад может возникнуть еще у нескольких клубов Восточной конференции. «Филадельфия» - очень яркий представитель именно этого типа.
Таким образом, объективно, на рынке наличествуют все условия, чтобы будущая зарплата Стиви составила 9-10 миллионов в год. Выше, чем у Кросби, легко.
Я полагаю, что на 7 миллионов от «Тампы» Стэмкос не согласен и хочет больше, раз уже есть такая возможность. И глупо его в этом обвинять, в общем-то.
Что же делать Стивену Айзерману?
Если он не хочет принять на себя навязанные неприятные финансовые последствия, то может в ближайшие сутки обменять Стэмкоса на что-то ценное и хорошее. Как я уже говорил, пора приглядываться к Грабовскому. И Кулемину, тогда уж. Да на кого угодно, лишь бы не попадать в экономическую ловушку и сохранить способность прилично выступать в ближайшие годы, пока Сан-Луи еще не состарился.
В качестве козыря у Айзермана на такой случай имеется Брэд Ричардс, который, по слухам, согласен подписаться в «Тампе» за относительно скромную зарплату.
Запасайтесь попкорном, будет весело.
По сабжу - думаю, останется он у Молний - здесь он на своем месте. Переход же в другую команду, как мне кажется, будет не из-за денег - их-то и Тампа явно немало предложит, а по каким-нибудь моральным мотивам... (Может он с детства мечтает в той же Филли играть - хз)
Это в любом случае не так важно. Замени филей на кого угодно, но если ты сомневаешься в мотивах, то пожалуйста: они только что отдали двух взрослых производительных центров, и один вчерашний юниор дело не поправит.
небывалая активность в блоге на этой неделе))
Вообще чувствуется, что Стэмкос всё равно останется в Тампе. Ну не принято игроками подобного уровня разбрасываться, упуская их из-за RFA. Если же Стиви Уай всё же скажет «знаешь, Стэмкос, а иди-ка ты со своими 10 миллионами, я за эти деньги троих найду, которые забросят вдвое больше тебя», то у него стальные яйца.