7 мин.

Нефтяное хозяйство

В новом сезоне самый стабильный клуб КХЛ «Ак Барс» может предстать перед болельщиками в измененном облике – без своего главного тренера и ряда ветеранов, с именами которых были связаны прежние победы. Блог «Эпицентр», выудив из архива прошлогодний материал о походе на базу казанцев, уверяет болельщиков казанской команды, что и после ухода Билялетдинова, Степанова и других в Татарстане не разучатся играть в хоккей.

Спорт №1

Официальной датой рождения «Ак Барса», который с 1956 года успел сменить 4 названия, считается 30 января, но днем становления команды, за несколько последних лет выигравшей все возможные титулы, не будет ошибочно считать 28 июня 2004-го. Именно тогда Минтимером Шаймиевым был заложен первый, но, пожалуй, самый главный камень в основание будущих побед казанцев. На пост президента клуба был приглашен Шафагат Тахаутдинов, гендиректор компании «Татнефть».

– Шаймиев произнес тогда крылатую фразу «Хоккей – вид спорта №1 в Казани» прямо во время совещания перед командой и руководством республики, – вспоминает исполнительный директор Федерации хоккея РТ Виталий Короткин. – В правительстве нет пустословов. Могли ведь сказать о хоккее и забыть. А ведь нет – построили за 5 лет 30 дворцов».

С тех пор практически в каждом городе республике появился крытый каток, а уж хоккейных коробок было построено больше шести сотен (644). Ледовые арены есть не только в Казани или Нижнекамске, но и совсем крошечных Азнакаево, Нурлате и Мамадыше. Если так пойдет и дальше, то глава ФХР Владислав Третьяк будет приводить Татарстан в пример друзьям-чиновникам из канадской провинции Онтарио. Где еще в российской провинции хоккеем занимается более 16 тысяч детей?

– Ни в одном спорте нашем, даже в футболе, который всегда считался главнее, такого бума нет, – отмечает Короткин. – В республике хоккей сейчас на первом месте, ни у кого нет столько школ, стадионов. Даже у «Рубина», хотя там начали развиваться.

И как после этого считать победы «Ак Барса» нелогичными?

Хоккейное паломничество

Многие в Казани до сих пор ностальгирует по временам, когда «барсы» играли на старой арене, расположенной в центре города. Добираться до нее было удобно, спору нет, но клубу с чемпионскими амбициями негоже выступать в сооружении, построенном еще во времена Брежнева. В декабре 2005-го хоккеистам «Ак Барс» был преподнесен роскошный подарок – «Татнефть Арена, вмещающая в себя почти 9 тысяч болельщиков.

– С приходом «Татнефти» сразу все изменилось. В республике началось строительство дворцов спорта, началось массовое паломничество хоккея, – восклицает вице-президент казанцев Равиль Шавалеев, который появился в клубе в сентябре 2004-го. – В том, что мы стали чемпионами, заслуга именно «Татнефти», именно генерального директора. Если он берется за дело, он доводит его до конца.

За 8 лет «барсы» трижды взяли золотые медали, выиграли Лигу чемпионов и Континентальный Кубок. Размер бюджета клуба держится под семью замками, но то, что ведущий защитник Илья Никулин отказывает команде НХЛ, а форварды Данис Зарипов и Алексей Морозов, по неофициальным данным, входят в пятерку самых высокооплачиваемых игроков лиги, говорит само за себя. Не будь в КХЛ двух лимитов – на количество легионеров и уровень зарплат – звезд в составе «Ак Барса» было бы еще больше. Обсуждения слухов о возможных приобретениях начинаются не с «а хватит ли денег?», а с «а нужен ли он нам?».

Еще один повод для гордости – клубная база, построенная в 2007-м на месте санатория «Казанский». Она превосходна. Об этом не перестают говорить те, кто имеет отношение к хоккею в республике.

– Такую для «Ак Барса» базу построили! В мире я лучше не видел, такого, чтобы все было. Готовься, работай. Играй – не хочу, – говорит Короткин. – Был у нас президент Северо-Западного отделения ФХР Леонид Михно. Сказал: «Столько денег вкладывает «Газпром» в СКА, а даже базы нет! Потомкам оставить будет нечего.

Поэтому казанские легионеры и не жалуются на то, что им приходится жить на базе.

10 тысяч долларов за Обухова

К последним чемпионствам «Ак Барса» приложил руку всего один собственный воспитанник, но ситуация может измениться всего через несколько лет, когда повзрослеют мальчишки 1993 года рождения – чемпионы России в своей возрастной группе. С появлением у руля клуба Тахаутдинова увеличилась смета расходов школы, открылся интернат для приезжих детей и был улучшены условия для тренеров. Финансовый кризис заставил школу «Динамо» искать средства для того, чтобы выжить, но в Казани все было спокойно. В распоряжении двукратного чемпиона России в составе Лады», директора школы Олега Кофтуна около 500 детей и группа специалистов, прошедших обучение в ВШТ.

– Раньше тренеры получали порядка 6-7 тысяч, плюс клуб доплачивал около 3 тысяч, но прожить на эти деньги было очень сложно. С тех пор зарплата увеличилась в несколько раз. Специалисты должны получать достойную зарплату, чтобы не перебиваться, а позволить себе и съездить куда-нибудь в отпуск, – отмечает он.

Так, тренеру Александру Демину, воспитавшего Дмитрия Обухова, выплатили 10 тысяч долларов. Без премиальных не остаются и другие успешные специалисты.

– Детей полностью обеспечивает клуб. Он оплачивает приезжим проживание и питание. Есть стипендия, пусть и небаснословная – 1000 рублей, – раскрывает секреты Кофтун. – Постарше ребята получают чуть больше – до 5 тысяч рублей. Если ребенок привлекается в сборную, то получает больше.

Общего у Татарстана и главного экспортера футбольных талантов Бразилии не так много, разве что жаркое лето. Но это пока. В «Татнефти» сразу заявили о том, что деньги, вложенные на развитие хоккея, в будущем вернутся – когда республика станет поставлять игроков по всему миру. Устроить всех воспитанников в «Ак Барс» и «Нефтехимик», конечно, не получится, но, как, то ли в шутку, то ли в серьез говаривал Шаймиев, «в Кувейте тоже есть команды». Так, за два последних сезона (по данным на лето 2010-го – прим. «Эпицентра») клуб продал больше хоккеистов, чем купил.

Хотя здесь не все так хорошо. Вести бизнес казанцам мешает КХЛ, а точнее идея лиги проводить драфт молодых хоккеистов. Отдавать своих воспитанников за треть миллиона рублей «Ак Барс» решительно не хочет.

– Содержание одного игрока обходится клубу в 300 тысяч рублей в год. Смысл тогда содержать его 4 года, если потом на драфте его забирает другой клуб. Что такое 300 тысяч за Шмелева, игрока сборной России? За такие деньги можно у нас всех раскупить. Не должна сумма быть меньше, чем она прописана в регламенте (600 тысяч – прим. «Эпицентр»).

Как мы можем делать бизнес, если на выходе из школы ребенка забирают за бесценок? – негодует Кофтун. – Если есть спонсор, человек, который заинтересован в воспитании детей, выделяет на это деньги, зачем же это рубить на корню драфтом?

А один из бывших «школьников» «барсов» Александр Бурмистров уже играет в НХЛ. Летом прошлого года он первым из казанских хоккеистов был выбран в первом раунде драфта лиги, а весной 2011-го дебютировал в составе сборной.

– Он поставил для себя цель. Сейчас для него не деньги важны, он хочет доказать, что способен играть в НХЛ. Когда Бурмистрову было 12-13 лет, он выделялся на фоне сверстников, но скажи мне тогда, что Саша будет играть в НХЛ, я бы поспорил, – говорит Кофтун. – Поначалу ему очень тяжело было, но сейчас и по-английски он хорошо говорит. Жизнь заставила.

Чемпионат мира в Казани? Вопросов нет!

Виталий Короткин отдал татарстанскому хоккею более 30 лет, поэтому может сравнить то, что есть сейчас с тем, что было раньше. Работы в Федерации хоккея хватает даже в июне. Семинар за семинаром, турнир за турниром…. В 90-е о таком благополучии можно было только мечтать.

– Тогда практически денег не было, их очень мало было. Какие семинары, какие ВШТ, какие турниры? Сейчас совершенно другой подход, – полагает Короткин. – И это все «Татнефть», практически. Совместно с министерством спорта, конечно. Это не только спонсор дает деньги, но и бюджет тоже. В чем феномен? Отношение руководства, бывшего и нынешнего президента. Я смотрю на Самару, город больше Казани. Я приезжаю в Приволжскую Федерацию хоккея. Один дворец... и ни копейки больше.

– Готова Казань к тому, чтобы принять чемпионат мира?

– Вопросов нет. Зависит не от нас, но провели бы турнир «от» и «до»!

Если фантазии режиссера Роланда Эммериха не станут реальностью, в ближайшие годы столица Татарстана будет одним из главных фаворитов за право проведения мирового первенства. О других возможных «концах света» для хоккейного феномена – проблемах с финансированием – в «Ак Барсе» рассуждают неохотно.

– Я думаю, что на сегодняшний день база заложена. Не думаю, что все настолько разрушится, если «Татнефть» откажется помогать, – оптимистично заверяет Кофтун. – Хотя, конечно, будет тяжеловато. АВТОВАЗ содержал, содержал, а только пошатнулось его положение, как дела пошли плохо. Обидно за то, что такая школа развалилась в одночасье. Будем молиться, говорить спасибо за то, что у нас все по-другому.

Большая часть материала была подготовлена летом 2010-го