Илья Ковальчук: «У Набокова и Барулина одинаковый пондус»
Илья Ковальчук нашел немного времени, чтобы встретиться в Братиславе с Марьей Михаленко и ответить на вопросы пользователей Sports.ru. В блоге «ŠKODA о ЧМ-2011» нападающий сборной России рассказывает, что еще нужно исправить в игре, с кем не стоит кокетничать, в чем сила тренерского тандема, где находится вершина карьеры и еще много интересного.
ЛЮБИТЕЛЯМ ХОККЕЯ – СКИДКА
– Матчи сборной России в Сибири показывают за полночь. Студенты из-за этого просыпают занятия. Какой аргумент привести преподавателям?
– Я думаю, если бы они были болельщиками, то проблем бы не возникало. Возможно, нужно подготовиться к учебе до хоккея, а потом чуть меньше поспать. Встать вовремя, и не опаздывать на пары. Но, уважаемые преподаватели, пожалуйста, помягче относитесь к таким студентам.
– Как можно поднять угасающую популярность чемпионата мира?
– Я думаю, что интерес к нему по-прежнему большой. Просто нужно проводить турниры в хоккейных странах, чтобы больше именно любителей хоккея имели возможность приходить на матчи. Как в Словакии, к примеру, здесь много болельщиков. Думаю, русские еще приедут ближе к финальной части.
– Имела ли место недооценка соперника в матчах против Германии, Словении, Дании?
– Нет. Просто сейчас уровень хоккея подрос. Все команды знают, как кататься, шайбу бросать, защищаться. И разрушать намного легче, чем созидать.
– Какая сборная удивила вас больше всего?
– Немцы, наверное. Но это был только предварительный этап.
– Вся российская команда и вы в частности мало бросаете по воротам...
– В следующем матче мы сделаем правильные выводы. Возможно, нам надо чуть проще действовать, брать игру на себя. И бросать, конечно. Без бросков ведь голов не бывает.
– То есть та академичность, о которой говорил Быков, все еще остается актуальной?
– Нет. Просто в некоторых звеньях хоккеисты играют вместе уже давно, и у них такой стиль. У нас – наоборот. Это все индивидуально. Ребята не пытаются красиво забить, они стараются вывести партнера на лучшую позицию. Поэтому здесь упрекать кого-то тяжело. Мы будем стараться играть результативнее.
– Что делать с реализацией большинства?
– Во-первых, нужно, чтобы нам его больше давали. Пока у нас здесь максимум по два большинства за матч. Тяжело что-то сделать. Но в игре против чехов мы реализовали одно численное преимущество. Так что, думаю, не в этом причина наших поражений.
– За что отвечает в команде Игорь Захаркин?
– Этот тренерский тандем работает, потому что Быков с Захаркиным друг друга дополняют. Мне кажется, что по одиночке они не были бы так сильны, как вместе.
– Правда, что у Набокова пондус больше, чем у Барулина?
– Тяжело сказать. Любому вратарю мы доверяем. Чувствуем себя комфортно и с Набоковым, и с Барулиным в воротах. Думаю, у ребят одинаковый пондус.
– Вы это слово слышали до того, как оно появилось в прессе?
– Когда идет подготовка к какому-то турниру, эта фраза проскакивает у нашего тренерского состава. Мы привыкли.
– Какой пондус у Брызгалова?
– Тоже хороший. Илья отыграл в Берне на чемпионате мира. Но сейчас тренеры выбрали других ребят, и я думаю, что они в них не ошиблись.
ПЯТАЯ ОЛИМПИДА? ВСЕ МОЖЕТ БЫТЬ
– Можно сказать, что на ЧМ-2008 года был самый счастливый момент в вашей жизни?
– Я думаю, что тогда все были очень рады, ведь до этого мы пятнадцать лет не побеждали. Но и в 2009-м мы тоже стали чемпионами. В прошлом году заняли второе место, я не считаю это провалом.
– Шайбу из Квебека храните у себя?
– Нет. Она у кого-то другого лежит. Тогда было не до шайб.
– Но какие-то все же есть у вас в коллекции?
– Да. В НХЛ дают за первый гол, первый хет-трик, сотая, двухсотая шайба.
– А за сборную?
– Никаких.
– Вершина карьеры – это?..
– Победа на олимпийских играх.
– Собираетесь как Селянне на свою пятую Олимпиаду?
– Загадывать так далеко не хочу. Но если буду в хорошей форме и подойду команде, то почему нет.
– Чего или кого не хватило нашей сборной в Ванкувере?
– Трудно сказать. Бывают такие дни, когда у одной команды получается все, а у другой ничего.
– Разве не тактически канадцы переиграли?
– Я повторюсь, у них залетали все шайбы. Канадцы забили быстрый гол, потом еще один. У нас были моменты, мы их не использовали. А конкретно я не хотел бы разбирать всю игру.
– Сколько вариантов тактики реально освоить игрокам сборной в ограниченный срок подготовки к турниру?
– Раз на раз не приходится. До того турнира мы действовали успешно, поэтому тот, кто задавал вопрос, наверное, сказал бы, что у нас это все получалось освоить, что мы полностью разобрали игру Канады в Квебеке и Берне.
– Чем отличаются разборы предстоящего соперника в НХЛ от того, как это происходит в сборной?
– Ничем. Также смотрим видеоподборку, обсуждаем игроков. Возможно, спецбригады большинства-меньшинства немного по-другому готовятся. Но такой стиль в России. Там практически все ребята выходят играть в неравных составах.
– У вашего партнера по сборной Владимира Тарасенко есть шанс заиграть в НХЛ?
– Конечно. Он хороший нападающий, напористый. Играет в североамериканском стиле. Я думаю, что Тарасенко легко будет за океаном.
– А Бурмистров?
– Он уже там играет. И не так мало времени на льду проводит. Бурмистров должен прибавлять с каждым годом, Саша играет в хорошей команде.
«БОСТОН» – ЧЕМПИОН
– Считаете этот клубный сезон провальным?
– Да, конечно. Если команда не попадает в плей-офф, то для любого ее игрока сезон нельзя назвать успешным.
– Тяжело вам было работать с Джоном Маклином?
– Он молодой, амбициозный специалист. Я не думаю, что Маклин полностью виноват в своем увольнении. Наверное, хоккеисты тоже приложили к этому руку, потому что команда играла плохо. А в таких случаях генеральные менеджеры делают выводы, пытаются что-то изменить.
– За что вас отлучали от команды?
– Я опоздал на собрание на несколько минут, поэтому не играл.
– Что происходило внутри команды, когда вы стали проигрывать?
– Мы не знали, что делать. Потому что, если пропускали первыми, у нас уже не было шансов отыграться. Но во второй половине сезона, когда вернулся Лемэр, все изменилось. Нам показали, кто где должен играть, кто какую роль исполняет. Намного легче выходить на лед, когда понимаешь, что от тебя требуется.
– «Оттава» для вас была неудобным соперником?
– Да. Мы, по-моему, все ей проиграли. «Нью-Джерси» уже практически добрался до плей-офф, а «Оттава» взяла и выиграла у нас два последних матча. Там много ребят поменяли. Команда омолодилась. Все двигались, бегали, старались, поэтому и побеждали.
– Вам удалось за год приспособиться к оборонительной манере игры?
– В принципе, руки мне никто не связывает. У меня полная свобода действий, как только пересекаю красную линию. А в своей зоне нужно просто более строго играть, на своем месте, что не составляет особого труда.
– Как вы восприняли новость о назначении Хичкока главным тренером «Нью-Джерси»?
– По-моему, его еще не назначили. Слухи такие есть, но пока ничего конкретного. А я с Хичкоком никогда не работал.
– Кто метит на место капитана в «Нью-Джерси»? Болельщики надеются, что вы.
– Не знаю, кто будет это решать. Меня это меньше всего волнует. Главное, чтобы команда чувствовала себя комфортно со своим капитаном. Она должна его выбирать.
– Зак Паризе – хороший парень?
– Очень. У него сейчас закончился контракт, Зак будет ограниченно свободным агентом. Надеюсь, что его подпишут снова. Потому что он один из лидеров нашей команды. Молодой и очень перспективный. Трудолюбивый.
– А как, кстати, правильно – ПарИзе или ПаризЕ?
– Кому как удобно. Можно произносить его фамилию и так, и так.
– Какие авансы можете дать шведам Теденбю и Юзефсону?
– Это хорошие молодые игроки. Теденбю играет здесь за шведов. Так что, возможно, мы его еще увидим, если со сборной Швеции пересечемся. Но у нас в «Нью-Джерси» есть еще Васюнов и Жарков, тоже подающие надежды ребята. У них равные шансы со шведами пробиться в основной состав.
– Кто выиграет Кубок Стэнли в этом году?
– Мое предположение – «Бостон». Там очень хороший подбор игроков. Все компоненты для победы у них есть.
– Почему клубы, в которых выступают русские, в основном, выбывают из борьбы за Кубок Стэнли?
– Просто год на год не приходится. Раньше мы не так уж плохо выступили. Олимпиада где-то сыграла свою роль в психологическом плане. Мы подсели. Все это тоже просто так не проходит. Но надо черные полосы менять на белые, работать и стараться стать лучше.
– Клуб в НХЛ, за который вы хотели выступать с детства?
– Я болел за «Ванкувер», потому что Буре там играл. Тогда впервые начали показывать НХЛ. А сейчас в клубе, в котором я нахожусь, меня все устраивает.
– Кумиры среди канадских хоккеистов у вас были?
– Нет.
СДЕЛАЛИ «ШТАНГИСТОМ»
– Чем отличаются болельщики «Нью-Джерси» от болельщиков «Атланты»?
– В Атланте хоккей менее популярен. Там вне зависимости от результатов клуба, мало людей ходит на матчи. А в Нью-Джерси постоянно полные трибуны. Команда выигрывала три Кубка Стэнли, поэтому болельщики немного избалованные, но зато они очень хорошо разбираются в хоккее. Даже какие-то мелочи, которые ты делаешь на льду, замечают и приветствуют.
– Почему в игре НХЛ-2011 вы часто попадаете в штангу, это же нереалистично?
– Наверное, я на самом деле попадал в штангу слишком часто, поэтому в игре меня таким «штангистом» сделали.
– Вы посещали матчи НБА в Атланте?
– Да, больше, чем в Нью-Джерси. Потому что стадион находился ближе, было удобнее добираться. И хозяева были те же, что у хоккейной команды.
– А теннисные соревнования?
– Пока ни разу не был на живом теннисе, надеюсь, что в этом году побываю на US Open. Он как раз проходит во время нашего тренировочного лагеря. Так что, если будет возможность, обязательно схожу посмотреть.
– Сами играете?
– Да. Летом практически ежедневно. Прибавляю с каждым годом.
– Какой удар лучше получается?
– Не буду соперникам своим рассказывать.
– С Маратом Сафиным спорите о результатах матчей?
– Нет. Марат мне, кстати, как раз перед игрой с чехами звонил, желал удачи. А 11-го числа он уже сюда прилетел. Марат сейчас большой начальник, ездит по миру, смотрит перспективных теннисистов. И вот еще собирается выбраться посмотреть наши матчи.
– А с кем из энхаэловцев вы больше всего общаетесь?
– С русскими, естественно. Но не только. С Дэни Хитли, например. Мы вместе играли в «Атланте», сейчас хорошо общаемся. Когда я только приехал за океан, Дэни помогал мне переводить, на пальцах все показывал, объяснял. Мы жили в одной комнате. Сошлись характерами, потому что он родился в Германии, не в США.
– Какой город США вы предложили бы посетить первым?
– Наверное, Нью-Йорк. Русскому человеку он больше будет понятен. Чем-то напоминает Москву. А так, еще советую посетить Майами и Лос-Анджелес.
– А вам большой суетливый Нью-Йорк по душе?
– Иногда нравится туда приезжать, но жить там, тем более с детьми, я бы не хотел.
ПЕРЕПАДЫ «СПАРТАКА»
– Что помните о Новосибирске?
– Что там очень холодно.
– А в целом о том времени, когда выступали за «Ак Барс»?
– О Казани у меня очень хорошие воспоминания. К сожалению, мы выступили не так, как хотелось бы. Но у нас была дружная команда, отличная атмосфера в ней.
– Почему не получилось удачно выступить?
– Тяжело сказать. Возможно, слишком много было классных игроков, и некому оказалось таскать рояль. В первом раунде мы два матча уступили «Локомотиву» в овертайме, одну игру – в одну шайбу. Все было близко. Но хоккей такой вид спорта, где не всегда звездный состав побеждает.
– Чего сейчас не хватает КХЛ для того, чтобы стать такой же как НХЛ?
– Сложный вопрос. Вроде собрались уменьшать площадки. Думаю, хоккей будет более зрелищным. Надо приглашать в лигу хороших мастеров, возвращать ребят из НХЛ. Тогда уровень лиги будет расти.
– У вас есть клуб КХЛ, которому вы симпатизируете?
– Нет. Я больше переживаю за отдельных игроков. Пишу им, созваниваюсь с ребятами, с которыми дружу в сборной. Один из них Леша Морозов.
– Общаетесь с кем-то из игроков «Авангарда»?
– С Шишкановым. Он мой ровесник, тоже 83 года. В детстве мы играли вместе. Сейчас летом наш первый тренер Юрий Викторович Борисов собирает нас, мы общаемся чуть-чуть. Шишканов хороший нападающий. Мы всегда конкурентами были, потому что он играл слева, и я – тоже. Помогали друг другу расти. Тимофей хороший парень, семьянин.
– Вы сейчас выходите на лед с Радуловым…
– Отличный мастер. Я думаю, что Саша очень сильно вырос, с тех пор как приехал в Россию. Повзрослел. Приятно с ним играть.
– Что думаете о ситуации в футбольном «Спартаке» и конкретно о его победе над ЦСКА (в чемпионате)?
– Выиграли у армейцев – молодцы, но затем-то проиграли «Амкару». Какие-то непонятные перепады у «Спартака». Все переживают, болеют за них. Будем надеяться, что «Спартак» достойно выступит в этом году.
– А о ХК «Спартак» что скажете? Вернетесь вы туда когда-нибудь?
– Об этом рано говорить. Посмотрим, какая ситуация в «Спартаке» будет. В принципе, какие-то позитивные моменты там есть. Приглашают хороших игроков. Надеюсь, что будет конкурентоспособная команда.
– Пачкалин будет главным тренером.
– Я под его руководством нигде не играл. Но я знаю, что там Вадик Епанчинцев будет ассистентом главного тренера. То есть появляется свежая кровь – я думаю, что это правильно. Нужно подключать молодых специалистов. Чтобы как можно больше наших тренеров было.
– Вы ожидали, что Епанчинцев уже в этом году завершит карьеру игрока?
– У него травмы тяжелые были. Это сыграло свою роль. Но он был великолепным хоккеистом, и будем надеяться, станет еще лучшим тренером.
ВЕЗДЕ ЕСТЬ НЕГОДЯИ
– Есть ли хоккеисты, которые вам неприятны? Кук, Куниц?..
– Нет. Ко всем отношусь с уважением.
– Артюхин вот чехов не любит.
– Я думаю, что у нас никто их не любит. Это уже так повелось. Ничего страшного нет. Чехи, наверное, то же самое про нас говорят. Но в командах-то мы играем вместе и уживаемся.
– А вы почему чехов не любите?
– Я вообще не люблю никого из соперников. Победить хочется всем. Если будешь кокетничать, то ни к чему хорошему это не приведет.
– То есть конкретно, как к людям, у вас к ним ничего нет?
– Люди все разные. Везде есть негодяи. Неважно, какой они национальности.
– Вы эмоциональный игрок?
– Я думаю, без эмоций в хоккей играть нельзя.
– Насколько Артюхин, толкаясь на пятачке, осложняет видимость для прямого броска с угла?
– Когда такой большой игрок стоит перед воротами, всегда легче забивать с синей линии. Можно даже несильно бросить и попасть, потому что обзор вратарю закрывают. В современном хоккее так играет любая команда.
– Назовите вашу символическую пятерку и вратаря.
– Центральный – Федоров или Дацюк. Пусть будет Паша. Остальные: Овечкин, Малкин, Фетисов, Касатонов и Третьяк.
– А теперь – пять самых красивых девушек мира спорта.
– Шарапова, Кириленко, Исинбаева, Чащина, Навка.
– Может ли взрослый сложившийся форвард натренировать катание спиной вперед? Сколько это займет времени?
– Если ты умеешь так кататься, то умеешь. Если нет, то в таком возрасте уже тяжело научиться. Над катанием работают с самого детства. Мне повезло, что у меня был хороший тренер, он научил меня кататься.
– То есть взрослому форварду – уже бесполезно?
– Нет, почему. Смотря на каком уровне он играет. Если в любительский хоккей, то пусть тренируется больше.
– После матчей вы посещаете тренажерный зал?
– Небольшая нагрузка помогает восстановиться, поэтому иногда, когда я сильно устал, конечно, иду туда.
ТАНЦЫ И ЕДА
– Вы работаете с психологом?
– Нет, у меня все в порядке. В Америке, наверное, это больше принято. И люди этого не скрывают. В России, возможно, из-за менталитета стесняются говорить о таких вещах. Но я считаю, что в работе с психологом ничего страшного нет. Просто пока, слава Богу, я не чувствовал, что мне нужно обратиться к кому-то.
– Жалеете ли о каких-то сделанных или несделанных делах?
– Нет, зачем жалеть о чем-то? Даже если какие-то ошибки происходят, надо делать правильные выводы и, самое главное, двигаться вперед.
– Вы любите фастфуд?
– Я могу есть все подряд. Ни в чем себе не отказываю. Могу съесть что-нибудь и из «Макдоналдса», и из «Крошки-картошки».
– Любимое блюдо у вас есть?
– Картошка с грибами. Когда приезжаю домой, мама мне ее делает.
– А сами что-нибудь можете приготовить?
– Я люблю летом жарить на гриле мясо, рыбу.
– А как у вас с танцами?
– Иногда бывает. Чем становлюсь старше, тем меньше вылазок случается, но все равно выбираюсь потанцевать, хоть и очень редко.
– Как вы относитесь к рекламе?
– Спокойно. Но когда выпадает свободное время, предпочитаю провести его с детьми. А от рекламы как-то стараюсь оградить себя.
– Вы следите за политической ситуацией в стране?
– Смотрю новости, конечно. Я думаю, что в России появились хорошие сдвиги с приходом Путина и Медведева. Мы движемся в правильном направлении. Люди стали хотя бы что-то видеть. Россию начали уважать за ее пределами.
– Как относитесь к плановому отключению горячей воды?
– Я думаю, что в XXI веке как-то уже от этого надо отойти. Раньше еще это было актуально, а сейчас уже ТЭЦ может в более правильном режиме работать. Мне неудобств это не доставляет, но людям, которые живут еще в наших пятиэтажках, девятиэтажках с этим тяжело бороться.
– Уже думали, чем будете заниматься по окончании карьеры?
– Нет, пока. Сейчас хочется что-то выиграть для сборной и в НХЛ. А потом уже посмотрим, чем заниматься.
– Кем хотели стать в детстве?
– Водителем такси. Мне нравятся автомобили, я хотел сесть за руль как можно быстрее, папа дал мне такую возможность в четырнадцать лет. Я всегда тянулся к машинам.
– Есть предпочтения в марках?
– Главное, чтобы это была хорошая машина – такие все любят. Не буду называть конкретные марки, потому что интервью читают разные люди...
– Ваш любимый фильм?
– Все старые. «Бриллиантовая рука», например. Мне нравится его пересматривать. И любимый актер у меня Юрий Никулин.
– Любимый анекдот?
– Баня, через дорогу раздевалка.
– Есть ли у вас кошка?
– Нет, я вообще кошек не очень люблю. У меня дома всегда собаки были.
– И сейчас есть?
– Да. Порода «Мальтезе». Маленькая белая собачка, которая не линяет. Ей уже пять или шесть лет. Зовут Джеки.
– Sports.ru вы читаете?
– Если честно, редко.
– Сравните уровень отечественной и зарубежной журналистики.
– Он примерно одинаковый. Думаю, все любят интриги. Никто тут особенно не отличается.
– Арсен Венгер сказал: «Проблема СМИ в том, что они все время думают только о плохом, проблема тренеров в том, что они все время думают только о хорошем».
– Он прав, наверное. Но правильные журналисты думают о том, что они видят, а неправильные – о чем-то другом. Одних называют «желтой прессой», а других нормальными спортивными журналистами.
– Что бы вы сказали болельщикам, которые любят вас и поддерживают, желают побед и добра?
– Спасибо за поддержку. Будем надеяться, что мы вас еще порадуем на этом чемпионате.
не веришь в победу?)
ну и правильно... зачем?!