11 мин.

Байки о «Ред Уингз«#5. Боб Проберт

5 июля 2010 Боб Проберт отдыхал на яхте на озере Сэйнт-Клер в Онтарио с женой Дани, детьми-  Броганом, Тьерни и близняшками Джеком и Деклин, тещей и тестем. Боб почувствовал резкую боль в груди и потерял сознание. Все попытки привести его в чувство ни к чему не привели и в больнице Виндзора была констатирована смерть легендарного тафгая.

 (400x505, 221Kb)

Вечером с официальным заявлением от "Детройт Ред Уингз" выступил бывший партнер по команде - Джой Кошур. Город Моторов погрузился в траур, от джерси с номером 24 рябило в глазах, болельщики Крылатых не могли поверить в смерть того, кто по популярности мог сравниться со Стивом Айзерманом.

Знаменитый в прошлом боец Арчи Хендерсон говорил:  "Был ли Проби лучшим? Я не знаю.Победил бы он Семенко в расцвете сил? Нет.Но и не уступил бы.Величина бойца измеряется не тем,как он побеждает,а как он переносит поражения.Так вот в этом мы все никто пред ним."

Он был задрафтован в 1983 году, под общим 46-номером, в этом же раунде были выбраны - Стив Айзерман, Лейн Ламберт, Петр Клима, Джой Кошур и Стю Гримсон. Но лишь через два года о нем вспомнил Джимми Девеллано, так - как восходящей молодой звездочке "Ред Уингз"- Стиви Уай нужен был телохранитель и Боб примерил джерси с Крылатым колесом на груди. Проби сразу же сдружился с коллегой - Джоем Кошуром и молодым чехословаком Петром Климой.

Проберт умел не только драться, но и играть в хоккей, он всегда считал, что именно его универсализм помог ему пробиться в НХЛ. Все свое детство Боб подражал своему отцу, который работал полицейским в Виндзоре и если бы он не стал хоккеистом,т о скорее всего пошел бы по его стопам. Впервые он напился в 14 лет, семья Проби отдыхала на празднике у его тети в Мичигане и его отец прихватил с собой домой кулер-набитый пивом. Боб втихаря вытащил пиво и решил попробовать его на вкус, выпив пять банок, он почувствовал легкое опьянение, а потом его накрыло по полной. Выпить пивка для него стало регулярным занятием, у него был очень высокий порог сопротивляемости алкоголю. Обычной дозой для него было 4-6 банок пива, ему нравилось состояние опьянения, по-настоящему нравилось.

 Но его увлечение алкоголем до поры,до времени, не мешало хоккею.  В 17 лет Боб остался без отца,контроля не стало -  он был предоставлен сам себе. Многие считали, что проблемы Проби в юности, были именно из-за его отца Эла, но это было не так. Его первый бой прошел в юниорах когда он играл за Брентфорд, они сошлись в смертельной схватке с тафгаем из Кингстона,они вязали друг друга в течении пять минут,пока Боб не нанес противнику страшной силы удар,отправив того в нокаут.

Этот бой прогремел по всей лиге Онтарио,и на следующий день - юниор Боб Проберт проснулся знаменитым. Он был не из тех людей, которые были вечно чем-то недовольны и чем-то раздражены , чтобы вывести его из равновесия нужно было очень постараться. Но как-только он доходил до точки кипения, на его пути лучше было не попадаться. Проби всегда вспоминал, как после драфта, Джимми Девеллано выпустил молодых игроков пообщаться с прессой, Боб оказался сзади Стива Айзермана, он был почти на 15 сантиметров его ниже и на 20 килограмм меньше. "Он был очень серьезен. Но было в нечто, что сразу понравилось Проби. Прикоснуться было к этому нельзя, но у него было качество, присущее лишь избранным, заставляющее сражаться за него. Может быть, это называется способоностью быть лидером",-вспоминает Боб.

Его дебютный сезон 1985/86 он поделил, играя за "Адирондайк" и "Детройт", впервые его вызвали в основу в начале ноября, "Уингз" в 12 играх одержали всего одну победу. Вместе с ним подняли еще и Марка Лафореста, над которым все время потешались Проби и Кошур. Однажды они схватили Марка в душе на Джо Луис Арене, завязали ему глаза, сняли остатки одежды и привязали распятым к багажной тележке, абсолютно голым. Затем его обрили, а ступни разукрасили в черный цвет. После этого его выкатили на лед. Все кто находился в это время из персонала умирали со смеху. А Марк все это время пел песню "Jumpin Jack Flash".  Я был горд за него вспоминает Проби. Но эта же участь через некоторое время ждала и меня. Дани Гар, Эдди Мио, Дуэйт Фостер побрили меня и также разукрасили мои ступни в черный цвет, единственное в чем мне повезло, что меня не стали вывозить на середину льда. На следующий день мы все смеялись над этим. Все осталось в прошлом, а Боб Проберт - официально стал частью "Детройт Ред Уингз".

3

В том сезоне он отыграл 32 матча в АХЛ (12+15=27 очков) 152 минуты штрафа и 44 матча за "Ред Уингз" (8+13=21 очко) 186 минут штрафа. Проби понимал, чтобы закрепиться в лиге ему надо было драться в каждом матче и при этом не спускать глаз со Стиви Уай, в свой дебютный сезон с этими задачами он справился. Боб всегда считал, что тяжеловесы в НХЛ дерутся честно. Ведь именно за это обожали болельщики Боба, что он бился в драке, а не занимался танцами на льду.

Дэйв Рихтер, Рик Токкет - одними из первых почувствовали силу удара новичка "Детройта". Но в этом сезоне случилось и страшное, он впервые попробовал кокаин, это было на праздновании, в честь победы на Кубке Колдера в Глен-Фоле. До этого момента он всегда опасался наркотиков, держался от них подальше. Но на этой вечеринке он сломался и дальше пошло по накатанной. Главное качество Проби, то что он в любой момент мог прийти на помощь своим одноклубникам.

Он не любил слепо затевать драки, ведь главная его задача была - оберегать Стиви любой ценой. Но Айзерман для Проби был больше чем одноклубник, они называли друг друга -братьями. Он не любил зависать с партнерами после игры, так-как у него всегда были свои дела, которые и приводили его к  неприятностям. Возможно ему стоило больше проводить время со своими одноклубниками. И когда Проби попадал в очередной раз в плохую историю, Стиви Уай срывался, ведь он заботился о своих партнерах, как отец бережет своих маленьких детишек.   Боб всегда с особой теплотой вспоминал о игре с Айзерманом в одном звене: "Стиви все делал ради команды. Именно поэтому он был отличным лидером для нас.Он падал на лед, блокируя броски, он не боялся борьбы в углах площадки. Он делал все, что нужно было для победы.

Я был впечатлен талантом Стиви. С его габаритами, в сравнении с Марио Лемье, он был неповторим. Когда пришел Скотти Боумэн, он попросил Стиви забыть о забивании голов и больше играть в защите. Парни считали, что Стиви сейчас взъерепенится и потребует обмена. Но нет. В итоге все закончилось победой. И это было удивительно, когда бомбардиру говорят о переходе в чекинг лайн-и он переходит. Я играл с парнем имя которого всегда звучало у меня в ушах:  " Эй,Проби, ты видел,ч то какой-то хрен прицепился к Стиви? Давай на лед". Проби всегда удавались потасовки, когда он дрался по-настоящему злым и выведенным из себя. Ему не нравилось выскакивать на лед и вытягивать соперника в бой. Идея выходить на лед и биться с тем или иным бойцом, потому что у него была репутация тафгая,не совсем его привлекала. И это сильно давило на него всю его карьеру.

Обычно его выводило из себя когда драка была "грязной", как например с Брайаном Курраном по прозвищу Полковник. Они бились с ним пять раз - 1986,1987 и трижды-1988. Соперник Проби всегда носил визор и Боб разбивал свою костяшки к чертовой матери.А когда драка была закончена и он лежал на льду, он пытался все время схватить его за ногу, когда Проби пытался катить на скамейку штрафников. Что он пытался доказать? Драка закончена, ты проиграл, так прими это как мужчина. В 1988 году состоялось знаковое событие в его жизни, в играх плей-офф он набрал 21 очко, тем самым побив рекорд Горди Хоу, установленный еще в далеком 1955 году, как раз за десять лет до рождения Проби ."Уингз" без травмированного Стиви дошли до финала Западной конференции, уступив "Нефтяникам" Уйэна Гретцки.

Уступая в серии-1:3, перед пятым матчем игроки "Детройта" пошли в клуб. На тот момент Проби был в завязке, так-как принимал колеса для алкоголиков которые помогали бросить пить. Но Боб поступил по-хитрому, он прокрался в кабинет Колина Кэмпбелла и поменял пилюли на аспирин, который стянул из тренерской комнаты. Потом каждое утро он отправлялся к Колину и тот засовывал ему пилюлю в рот, которую затем Проби проглатывал. Когда же Жак Демер спрашивал Соупи: "Ты уверен,что Проби не пьет? От него разит,как от пивной бочки". Соупи отвечал: "Как он может пить,он же под моим присмотром".

За день до игры с "Эдмонтоном", тренеры проверили наличие игроков и оказалось, что много народу еще где-то гуляет. Detroit Free Press раздул скандал. Репортер спросил Жака Демера: "Я слыхал,что наши игроки пили вчера вечером?" Жаку стоило ответить: "Нет,это неправда". Однако он решил прикрыть себя. Он отдал игроков "Ред Уингз" на растерзание. Выходило так - если проигрывает команда-это не его вина, ведь парни пили, правда? Он устроил командное собрание и сказал: "Если мы выиграем сегодня,заметка об этом будет на последней странице.Если проиграем-читайте ее на передовице". Естественно "Детройт" проиграл, а Жак Демер выложил все и Проби с Климой сделали запевалами компании.

8

26 сентября 1989 года окружной судья Патрик Дагген приговорил его к шести месяцам тюрьмы. 7 ноября Майк Илич заказал ему чартер до Рочестера и Проби отправился отбывать свой тюремный срок. Он был федеральным заключенным за номером-122-11-309, он ходил в тюремной робе и сидел с мафиозным боссом из штата Мичиган. Тот был болельщиком "Уингз", он сказал Проби: "Эй,Боб, будут проблемы или кто-то надоест тебе,просто разбей стул об его голову". В тюрьме ему было очень трудно, но это все же был не какой-нибудь Алькатрас. Первым кото приехал его навестить был конечно же Стив Айзерман, он был как всегда очень тактичен и всегда защищал Проби от газетчиков.Свой диплом о среднем образовании Боб получил в тюрьме.

 Впервые он вышел на лед 22 марта 1990 года, болельщики "Ред Уингз"словно сошли с ума, ведь вернулся их любимец. Газеты и пресса расписывали, как переполненные трибуны на протяжении всего матча скандировали: "Проби! Проби! Проби!". "Миннесота" быстро забросила две шайбы, что отвлекло болельщиков от его возвращения. Но Боб сократил разрыв в счете,в новь напомнив о себе. Но шайба была не защитана.Он разозлился и попытался завести команду и в третьем периоде забросил еще одну.

Что-тут началось, Джо Луис Арена взорвалась, как вулкан. В этот момент по лицу Проби текли слезы, он понял,что ему так не хватало. Он вернулся к тем, кто по-настоящему любил его всем сердцем. Они его простили ,они оказались самыми понимающими из всех. Они писали ему письма в тюрьму, давая знать, что молятся за него и надеются, на его скорейшее освобождение. Хотя "Детройт" проиграл ту игру - 1:5, но в раздевалке не было уныния, а Проби обрел в этот день нечто большее.

Всю свою жизнь он боролся, на льду с коллегами,в  жизни с алкоголем и наркотиками. Почти каждый новичок - тафгай пытался вызвать его на бой, перед этим вежливо обращаясь к нему: "Мистер Проберт можно вас на танец".Он был великодушным и даже будучи уже травмированным ветераном, редко отказывал тем,к то начинал свой путь тафгая. Ведь он сам прошел через это. Его бой с Доми, до сих пор считается одним из лучших в истории НХЛ, а шоу в исполнении Стиви, когда он изобразил снятие с Тая чемпионского пояса, иногда крутят в роликах ностальгия.

В сезоне-1995/96 Джимми Девеллано объявил, что Проби продолжит карьеру в "Чикаго", с тех самых пор болельщики "Детройта" недолюбливают президента своей команды. А Боб пошел еще дальше, на первой своей конференции он заявил: "Что матчи против "Ред Уингз" для него становятся самыми принципиальными. Я буду отрабатывать каждый свой контрактный доллар, но не заставляйте меня кляться в любви к моему новому клубу. Мой сердце - навсегда принадлежит "Ред Уингз". С большим трудом болельщики "Чикаго" проглотили эту пресс-конференцию. И он верой и правдой отыграл за них семь сезонов.

24 номер после его ухода надевали только два человека, его друг - Крис Челиос и Брэд Мэй естественно с разрешения Проби. Боб всегда говорил: У тафгаев всегда есть определенное уважение к друг другу.Ты знаешь,что ты будешь драться с этим парнем,но уважаешь его.Потому что это тяжелейший хоккейный хлеб.Сегодня ты,завтра тебя,неизвестно кто твой следующий соперник,победишь ты или будешь побит".

 Он так и недостроил новый дом у себя на Родине в городе Лэйкшор (Онтарио), опустела без него ассоциация ветеранов хоккея. Его номер вряд ли когда-нибудь поднимут под сводами Джо Луис Арены, и не возведут бронзовую  скульптуру, как Горди Хоу, Сиду Абелю и т.д. Но этого и не нужно, Боб Проберт навсегда встал в один ряд с легендами команды Города Моторов.